Неочевидные издержки, которые съедают маржу компании. Кейс про себестоимость и про иллюзию «дешевой цены»
Расскажу типичную историю из логистики, но по сути – это касается любой отрасли.
Транспортная компания купила топливо по оптовым ценам и теперь, чтобы заправиться, водителям надо приезжать на базу. Вроде должна быть экономия на топливе. Но, если посчитать, то все оказывается наоборот: чтобы заправиться «подешевле», машина должна сделать пустой пробег до базы (в нашем случае - это 10-15% от месячного пробега). Пока транспорт едет туда-обратно, он снова тратит топливо + идут расходы на зарплату водителю, Платон, амортизацию + машина в этот момент не выполняет заказ и не приносит выручку.
В итоге мы посчитали и получили парадокс: заправляться на обычных заправках оказалось выгоднее, чем на топливе, купленном по оптовой цене.
Поэтому вывод такой: если вы что-то покупаете дешевле (оптом, по спеццене, «по дружбе»), то всегда считайте дополнительные издержки на логистику, хранение, простои, человеческий ресурс. Цена сама по себе ничего не значит без контекста.
Вот так получается, что себестоимость – это не статичная цифра, а переменная, которую нужно регулярно пересматривать. Иначе можно легко потерять маржу там, где, казалось бы, должна быть экономия.
Всем добра, низкой себестоимости и высокой маржинальности!