Выбор шрифтов, интервалов и цветов для мобильных приложений

​Рекомендации от дизайнеров развлекательной соцсети «Фотострана».

Считается, что в коммуникации главную роль играет текст, ведь именно он информирует пользователя и предоставляет ему нужный контент. Однако не стоит недооценивать важность типографики: хороший шрифт облегчает чтение, а плохой, наоборот, затрудняет восприятие текста.

Нет единого набора правил, которые были бы эффективны при выборе шрифта. Однако существует несколько закономерностей, которые помогут повысить удобство чтения в мобильных устройствах.

Особенности типографики iOS и Android

До запуска iOS 9 системным шрифтом iOS был Helvetica Neue, однако после выхода новой версии его заменили на San Francisco. Шрифт предлагается в двух начертаниях: Display (для использования в UI-элементах интерфейса и для текстов с большим кеглем) и Text (для объёмного текста меньшего размера).

Выбор шрифтов, интервалов и цветов для мобильных приложений

В подсемействе Text расстояние между буквами больше, чем в Display. Апертуры этих текстовых шрифтов тоже шире, чтобы маленький кегль был более разборчивым. Одна из особенностей San Francisco заключается в том, что это динамический шрифт: он меняет начертание в зависимости от кегля. Система автоматически переключает шрифт на Display после того, как его размер превысит 20pt.

Android использует в качестве системного шрифта Roboto или, если язык его не поддерживает, Noto. Каждый из них представлен в кириллице.

Выбор шрифтов, интервалов и цветов для мобильных приложений

Material Design, который применяется на Android-устройствах, предусматривает большие отступы между элементами, а также широкую вариацию кеглей для создания иерархии.

В iOS с этой целью, как правило, используют не размер шрифта, а его насыщенность. Если у Roboto только шесть её вариаций, то у San Francisco их 15: шесть для подсемейства Text и девять — для Display.

В своем приложении можно использовать любой шрифт формата True Type (.TTF), при этом следует уделить особое внимание приобретению лицензии. Даже если шрифт бесплатный, необходимо уточнить, требуется ли плата за его коммерческое использование. Лицензия также должна соответствовать изначальному запросу: шрифт, который был куплен для веб-интерфейса, нельзя использовать в мобильном приложении или в логотипе.

В приложении следует обходиться одной или двумя гарнитурами: одна — для основного текста, другая — для заголовков. Однако лучше установить в приложении единый шрифт. При использовании шрифта, отличного от системного, необходимо учесть его разборчивость, кегль, длину строки, межстрочное и межбуквенное расстояние.

Разборчивость

Начертания букв должны быть четкими и узнаваемыми — только в этом случае они будут работать лучше в качестве элемента интерфейса. Многие шрифты без засечек, включая Helvetica, содержат неразборчивую заглавную букву I и строчную l, поэтому их не стоит выбирать для мобильных устройств.

Source Sans Pro (слева) и Helvetica (справа)
Source Sans Pro (слева) и Helvetica (справа)

В Helvetica почти невозможно разобрать первые три буквы, тогда как Source Sans Pro читать легко. Helvetica не подходит для работы с интерфейсами: шрифт создавался ещё в 1957 году и изначально не был предусмотрен для использования на небольших экранах. Именно поэтому Apple разработала San Francisco.

Размер шрифта и иерархия контента

Размер шрифта влияет на читаемость элементов, особенно в больших блоках текста. Чтение текстов с маленьким кеглем займет у пользователя больше времени, поскольку в этом случае ему сложно будет найти начало и конец строки. В результате читатель будет намеренно пропускать большое количество информации.

Однако слишком крупный шрифт также неудобен. Из-за чересчур короткой строки мы вынуждаем читателя бегать глазами и тем самым сбиваем его ритм чтения. В таких условиях информацию воспринимать сложнее. Лучше использовать базовые параметры устройства, для которого создаётся дизайн. Для iOS это 17pt, для Android — 13sp.

При выборе базового размера шрифта нужно учесть количество контента и круг его потребителей. Если основная аудитория приложения — люди старше 50 лет, следует использовать более крупный кегль вроде 21px, ведь с возрастом зрение ухудшается.

Величину заголовков и подзаголовков поможет определить типографическая шкала. Классическая шкала по терминологии Роберта Брингхёрста прогрессирует следующим образом: 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 21, 24 и так далее. Однако можно использовать другую градацию (золотое сечение или гармонические интервалы). Расчеты удобно вести с помощью специального калькулятора на сайте modularscale.com.

Необходимо заранее определиться с иерархией контента, чтобы в соответствии с ней подбирать размеры шрифта. Если базовый шрифт — это 1em, то заголовок уровня H1 — 3em. Надписи и маленький текст будут на размер меньше базового кегля.

Пример иерархии контента в приложении «Фотострана»
Пример иерархии контента в приложении «Фотострана»

Длина строки

Оптимальная для комфортного чтения длина строки — 50-60 знаков с пробелами. Такой размер подходит для десктопных приложений, однако экраны мобильных устройств меньше, поэтому для них лучше использовать строки длиной в 30-40 знаков.

Выбор шрифтов, интервалов и цветов для мобильных приложений

Размер шрифта важнее, чем длина строки, поэтому в первую очередь нужно выбрать правильный кегль.

«Воздух» в тексте

  • Чем меньше размер экрана, тем больше внимания стоит уделить межбуквенному расстоянию.
  • Лучше добавить в текст «воздуха» и увеличить высоту строки так, чтобы она была пропорциональна базовому размеру шрифта (обычно она соответствует 120-150% от кегля основного текста) — так можно облегчить чтение. Для этого также пригодится система интервалов, которая нужна для определения размера разных элементов текста. Если в кегле используется золотое сечение, то оно должно быть и в интервалах. Так дизайн будет выглядеть аккуратно и гармонично.
  • Следует обращать внимание на пробелы между абзацами: это дополнительное пространство служит опорной точкой для глаза и создаёт ощущение, что текст не слишком плотный и его легко читать.
Расстояние между элементами в приложении «Фотостраны»
Расстояние между элементами в приложении «Фотостраны»
  • При организации композиции экрана нужно помнить о «законе близости»: расположенные рядом объекты воспринимаются как единая группа. И наоборот: однородные элементы, между которыми есть интервал, не будут считаться одним целым.

Цветовой контраст

Контраст особенно важен в дизайне мобильного приложения, потому что при использовании на улице экран сильно отсвечивает. Среди дизайнеров распространены два неверных представления о цветовом контрасте:

  1. ​Чем сильнее контраст, тем сложнее глазам. Поэтому серый оттенок текста лучше. В итоге получается серый текст на сером или белом фоне. Однако если цвет текста и фона похожи, то восприятие затрудняется.
  2. Чем сильнее контраст, тем лучше. Текст, который сильно контрастирует с фоном, также сложен для восприятия. Чтение белого текста на черном фоне быстро утомляет глаза. Даже пользователи с хорошим зрением будут испытывать дискомфорт.

Подобрать нужный контраст непросто. Тот, что кажется удачным на мониторе разработчика, может быть плохо виден на экране пользователя. Избежать ошибок поможет руководство от W3.

Минимальный коэффициент контраста для шрифтовых блоков — 4,5:1, рекомендуемый — 7:1. Но из этого правила есть исключения:

  • Крупный текст (18 кегль и выше или 14 кегль в полужирном начертании) — 3:1.
  • Текст, который выступает частью неактивного элемента интерфейса, не требует контрастности.
Выбор шрифтов, интервалов и цветов для мобильных приложений

Обеспечить достаточную контрастность текста поможет сервис Color Contrast Checker.

Тестирование

Выбранный шрифт нужно проверить среди пользователей, на устройствах с экранами разной ширины. Чем больше устройств включено в тестирование, тем лучше.

Если используется два шрифта, лучше обратиться к сайту discover.typography.com: он поможет подобрать пару шрифтов, которые будут хорошо сочетаться друг с другом. Можно также создать матрицу, которая покажет, как смотрятся различные комбинации. Чтобы узнать, как шрифт влияет на конверсию, нужно применять A/В-тестирование.

1212
9 комментариев

Спасибо за статью!

Такой вопрос: из интернетов не совсем понял, можно ли использовать SF на своём сайте? Он свободно скачивается на сайте эппла, однако, видел информацию, что использовать его можно лишь для разработки дизайна в скетче/фотошопе/etc.

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Надеюсь до этой статьи не доберутся любители поиграть со шрифтами

1
Ответить

Использование фразы «Именно поэтому Apple разработала San Francisco» после сравнения Source Sans Pro с Helvetica — не уместно. Apple использовала Helvetica Neue (указано в статье тоже) который собрали в 2004.


Раз уж zanuda_mod включился, то San Francisco (SF) называется все семейство, включающее в себя SF Pro Text, SF Pro Display, SF Compact Text, SF Compact Display.

Кому вдруг статья показалась полезной, прочитайте еще про хинтинг и рендеринг следом. Автор статьи кстати не в курсе, судя по скачущим буквам на скриншотах.

Доп сравнение:

1
Ответить

Поддерживаю, статья уровня начинающего дизайнера

Ответить