Быть продактом. Выпуск #15. Из креативного стратега в менеджеры по продукту

Кирилл Шерстобитов, менеджер продукта в Fastuna.ru о социологических исследованиях, отказе от перфекционизма и том, как новичку получить продуктовый опыт

Быть продактом. Выпуск #15. Из креативного стратега в менеджеры по продукту

От социологических исследований к менеджменту продуктов

Я получил социологическое образование. Работал креативным стратегом в рекламном агентстве. Я делал глубинные интервью с аудиторией и сотрудниками компании, проводил исследования бизнеса, формулировал сообщения для креативной команды, создавал позиционирования для брендов. Каждый месяц новая сфера и новые вызовы.

Моя работа частично пересекалась с продуктовой работой. Только стратег не остается на проекте. Он погружается в историю, составляет видение и уходит. Меня это фрустрировало. После масштабных проектов ловил себя на мысли, что хочу остаться в продукте и наблюдать, как концепция живет в компании. Хотелось влиять на исполнение задуманного и разбираться, какие идеи работают и почему, а какие нет.

В агентстве я проработал 4 года, потом ушел на фриланс. Но все чаще ловил себя на мысли, что не хочу возвращаться к бесконечному потоку новых проектов. И стал искать работу. Когда листал вакансии, по выбранным навыкам наткнулся на вакансию продакт менеджера. Мне показалось это интересным. Так я стал ходить на собеседования уже как продакт.

Обучение

В середине 2019 года я начал ходить на собеседования и потихоньку изучать Python на Яндекс.Практикум, SQL на Udemy. Спойлер: ничего из этого мне не понадобилось. Оказалось, разработчикам удобнее, если я сформулирую задачу в тексте очень простым языком. А руководству предпочтительнее, чтобы я не занимался операционными вещами.

Самыми полезными для получения продуктовых знаний оказались конференции. Например, Product Camp — мероприятие для продактов, созданное самими продактами на волонтерских началах.

Быть продактом. Выпуск #15. Из креативного стратега в менеджеры по продукту

Задачи менеджера по продукту в Fastuna

Fastuna — первая компания, где я работаю продактом. Тружусь здесь уже два года: развиваю UI направление. За это время переделал сайт, написал с десяток технических заданий на разработку решений, контролировал разработку и запуск. Сейчас с интересом наблюдаю, как не существовавшие еще год назад инструменты приобрели форму, столкнулись с реальностью и начинают приносить прибыль.Мой типичный рабочий день на 80% состоит из решения текущих задач и на 20% — из общения с клиентами.

Сложности работы продакта

  • Смириться с тем, что не все идеи работают.
  • Признавать ошибки и делать из них выводы.
  • Понять от какой задачи нужно отказаться в данный момент времени.

Какого продакта взял бы в команду

В Fastuna, например, помогает социологический бэкграунд. Я при найме менеджера исходил бы из актуальных задач компании. Но точны бы взял человека, который перекрывает навыки, которых у меня нет.Также важны мягкие навыки, желание учиться и какая-то основа — хардовый скилл или фундаментальное образование. Нужно что-то уметь или иметь некую оптику: философа, математика, историка, на которую уже нанизываются все остальные навыки.

Быть продактом. Выпуск #15. Из креативного стратега в менеджеры по продукту

Где новичку получить продуктовый опыт

Предлагаю подойти к поиску работы как продакт: сформулировать гипотезы и проверить их. Пусть каждый поход на собеседование дает ценную информацию и возможность внести улучшения.Можно начать со схожего опыта: найти работу аккаунтом или проджект менеджером. Поработать там год и идти в продакты. Еще один путь — запустить пет-продукт. Это даст понимание, в чем вы сильны и каких навыков не хватает.

Советы начинающим продакт менеджерам

Есть несколько правил, которые сформулировал для самого себя. До сих пор не всегда хватает воли им следовать. Но я стараюсь.

Фокусировка на одной задаче. Миф о многозадачности, к счастью, доживает свои последние дни. Человек не способен эффективно заниматься несколькими вещами одновременно. Выбираем приоритетную задачу и доводим ее до конца. Остальные мысли по возможности выбрасываем из головы.

Неприоритетное можно и не делать. Этот совет выходит из предыдущего. В рекламе я был человек «А давай». Соглашался на все инициативы, выступал за любые активности. В роли продакта я осознал, что активность сама по себе не имеет ценности и может быть вредна. Любое небольшое улучшение стоит времени разработки и денег. Большинство задач не приоритетны для выполнения ключевых целей. Их можно отложить до поры или не делать совсем.

Отказ от перфекционизма. Better done than never, лучшее — враг хорошего — называть можно, как угодно. Продукт не должен быть идеальным. Он должен работать и решать проблемы пользователя. И лучше запустить его на неделю раньше сырым, чем месяцем позже блистающим. Доработки в обоих случаях потребуются сопоставимые. А время и ценная информация будут упущены.

Запомнить

Воспринимайте собеседование на вакансию продакта как мини-коучинг и старайтесь максимально собрать обратную связь. В сети много бесплатной информации по продакт-менеджменту. Слишком много. Поэтому нужно понять, зачем это учить. Чтобы понимать пользователей, развивайте эмпатию.

1212
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Считал именно масштабные ТЗ на исследовательские решения-продукты и изменения в сайте. В тексте это страниц на 8-10 каждое, требуют группового обсуждения и утверждения. Больше делать боже упаси.

1
Ответить