Знает как свои пять пальцев: важно ли закреплять курьера за конкретным районом?

Продолжаем рассказывать, как конкретные параметры планирования маршрута влияют на эффективность логистики. Ранее мы разобрали три базовых критерия: интервалы доставки, сервисное время и временные окна. В этой статье расскажем про более тонкую настройку алгоритмов планирования – кучность маршрутов, – а также определим, когда целесообразно ограничивать маршрут одной зоной.

Знает как свои пять пальцев: важно ли закреплять курьера за конкретным районом?

Планирование маршрутов по зонам доставки

В основе планирования маршрутов по зонам – очень простой принцип. Определены территории, за которыми закрепляются курьеры или автомобили, они доставляют заказы только внутри конкретной территории и не выезжают за ее пределы.

Знает как свои пять пальцев: важно ли закреплять курьера за конкретным районом?

Такой традиционный подход – статическое планирование маршрутов – используют многие логистические решения. Однако эффективно он будет работать только при следующих условиях:

— Частые изменения на маршруте

Ваши клиенты часто отменяют/переносят приемку заказа, в том числе в день доставки. Если курьер работает в небольшом периметре, изменение или удаление одной точки никак не повлияет на его маршрут в целом и не снизит качество.

Знает как свои пять пальцев: важно ли закреплять курьера за конкретным районом?

— Постоянные точки доставки

Время, которое курьер проводит на точке, влияет на эффективность логистики. Если ваши точки постоянные, а курьеры меняются редко, они будут хорошо знать район, в котором работают (и не тратить время на поиск парковки, например), это будет экономить время на маршрутах.

Жесткие и гибкие границы зон доставки

Слабым местом планирования по зонам являются точки на границах зон. Границы обычно определяются жестко, поэтому в разных зонах нагрузка может распределяться неравномерно. Это может привести к увеличению затрат: часто разумнее передать “пограничный” заказ исполнителю в соседнем секторе, чем выводить на маршрут дополнительную машину.

В Яндекс.Маршрутизации планирование маршрутов по зонам позволяет оставлять границы гибкими, минимизируя возможные потери из-за неравномерной нагрузки курьеров, как при консервативном подходе. Это становится возможным, благодаря параметру кучности. Он позволяет выставлять необходимую плотность маршрута и регулировать жесткость границ зоны доставки в зависимости от ваших потребностей: как часто происходят переносы/отмены, какую территорию важно сохранить за водителем.

Динамическое планирование маршрутов

Когда привязка к зонам не важна, например, количество точек доставки и их распределенность меняются, можно использовать полностью динамическое планирование. Тогда маршрут строится исходя из максимально возможной эффективности – когда транспорт используется оптимально, а качество сервиса не страдает. Таким образом получаются более плотные маршруты и для доставки того же объема заказов потребуется меньшее количество автомобилей. В Яндекс.Маршрутизации маршруты по умолчанию строятся именно так.

Знает как свои пять пальцев: важно ли закреплять курьера за конкретным районом?

Эффективность логистики с динамическим планированием маршрутов может увеличиваться на 20-25%.

Гибридное планирование маршрутов и опыт Simple

Когда компания Simple – крупный импортер вина и напитков, дистрибьютор и ритейлер – решила автоматизировать доставку, в качестве решения ей был предложен именно гибридный подход к планированию маршрутов. Для компании было важно повысить эффективность доставки, используя преимущества динамического планирования, но сохранить за водителями возможность работать в привычных районах, как раньше.

В качестве решения был разработан вариант с макро-секторами – крупными зонами, внутри которых алгоритм планировал оптимальный маршрут. Границы между секторами были мягкими – алгоритм сам определял, какому автомобилю лучше всего присвоить “пограничный” заказ.

В результате работы уже в первые месяцы использования новой схемы и в низкий сезон в Simple увидели увеличение утилизации транспорта, рост количества точек на маршруте на 10% и коэффициента утилизации по весу на 9%.

Знает как свои пять пальцев: важно ли закреплять курьера за конкретным районом?

Оценить разницу между статическим и динамическим планированием можно уже сейчас - для этого мы даем 14 дней бесплатного доступа в Яндекс.Маршрутизацию. Воспользоваться им можно по ссылке.

11
1 комментарий

в заголовке надо писать реклама.. автора в блок

3
Ответить