5 минут — это много или мало? Как время обслуживания влияет на вашу логистику

Разбираемся с временными параметрами, без учета которых сложно получить хорошие маршруты.

Яндекс.Маршрутизация — платформа для автоматического планирования маршрутов выездного персонала. Ей пользуются производители продукции, чтобы доставлять свой товар до торговых точек, интернет-магазины, чтобы планировать маршруты курьеров, сервисные компании, которым нужно построить порядок обслуживания точек инженером и многие другие бизнесы.

5 минут — это много или мало? Как время обслуживания влияет на вашу логистику

В предыдущей статье мы начали разбираться с тем, какие параметры планирования чаще всего используют клиенты Яндекс.Маршрутизации и то, как они влияют на ключевые метрики логистики.

Мы уже посчитали, что желание пойти навстречу клиенту и предложить более узкие двух-трехчасовые интервалы доставки может стоит дополнительных денег для бизнеса. Поэтому в этом случае бизнесу придется балансировать между новыми затратами и уровнем клиентского сервиса.

После того, как вы определились с интервалом доставки, возникает следующий вопрос. Какое количество точек на маршруте курьера будет оптимальным? Пять? Десять? А может сразу пятьдесят?

Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Количество точек на маршруте и работоспособность курьера ОЧЕНЬ сильно зависит от типа бизнеса, который непосредственно влияет на то, сколько времени вам нужно провести у клиента для того, чтобы отдать заказ. И здесь даже пять минут имеют значение.

5 минут — это много или мало? Как время обслуживания влияет на вашу логистику

Рассмотрим, как параметр времени обслуживания, или сервисное время, влияет на общие метрики доставки. Сервисное время обычно состоит из двух частей - время на адрес (парковка и выезд) и время на заказ (сдача-прием заказа).

5 минут — это много или мало? Как время обслуживания влияет на вашу логистику

Почему нужно было выделить две части? Это очень помогает в ситуациях, когда на одном адресе находится сразу несколько получателей - например, в офисном центре. Парковаться нужно будет один раз, а тратить время на вручение заказов - столько раз, сколько клиентов есть на этом адресе. Правильные алгоритмы маршрутизации умеют обрабатывать такую ситуацию в автоматическом режиме.

Возьмем для примера несколько компаний из разных секторов:

  • Доставка документов. Время на точке - минимальное. Нужно только отдать документы и можно ехать дальше. Среднее сервисное время в этом случае будет приблизительно 5 минут.
  • Доставка малогабаритных товаров из интернет-магазина: например, доставка цветов - время на точке составил около 10 минут. Приехать, оформить гарантийный талон, принять оплату, дождаться первичной проверки товара.
  • Доставка одежды с примеркой - общее сервисное время 20 минут. У каждого бизнеса здесь есть свои нормативы, но для примера заложим 15 минут на то, что человеку нужно примерить одежду и выбрать подходящее.
  • Доставка мебели. Сервисное время - 40 минут с учетом погрузки/выгрузки, подъема на этаж.
5 минут — это много или мало? Как время обслуживания влияет на вашу логистику

Как будут отличаться основные метрики построенных маршрутов для разных типов бизнеса? Возьмем задачу из прошлой статьи - там было 150 заказов в Москве и ближайшем Подмосковье.

5 минут — это много или мало? Как время обслуживания влияет на вашу логистику

Зададим алгоритму разные параметры сервисного времени. Задачи отличаются только им - все остальные характеристики доставки одинаковые.

Так будет выглядеть решение по планированию маршрутов для первой компании, доставляющей документы.

5 минут — это много или мало? Как время обслуживания влияет на вашу логистику

Понадобится всего три машины, чтобы за день доставить 148 заказов. Ни одного нарушения временного окна, все водители уложились в смену с 08:00 утра до 19:00 вечера. В среднем на маршруте около 50 заказов.

Подробнее маршруты можно посмотреть здесь: https://yandex.ru/courier/mvrp-map/#3857eaeb-cced56d2-3f8b2787-594ce47a

Для второй компании, которая доставляет цветы или мелкую бытовую технику решение будет выглядеть так:

5 минут — это много или мало? Как время обслуживания влияет на вашу логистику

Как видим, пришлось задействовать дополнительную машину (+3-5 тыс. Руб/день в случае фрахта). В среднем один курьер обслуживает в день 35 заказов.

Ссылка на маршруты:

Для третьей компании, курьерам которой нужно ждать окончания примерки маршруты будут такими:

5 минут — это много или мало? Как время обслуживания влияет на вашу логистику

Количество необходимых курьеров продолжает увеличиваться, 4х маршрутов уже недостаточно - нужно 6 машин. В среднем на курьера получается уже 25 заказов.

Ссылка на маршруты:

И наконец компании, доставляющей мебель алгоритм маршрутизации построит такой план доставки:

5 минут — это много или мало? Как время обслуживания влияет на вашу логистику

Понадобится уже 11 машин для того, чтобы доставить все заказы вовремя. Это около 13-15 заказов на одного курьера.

Помимо количества маршрутов, можно обратить внимание и на другие метрики, которыми характеризуется доставка - километраж, время на выполнение маршрутов.

Время выполнения маршрутов значительно меняется от компании к компании - это собственно и приводит к необходимости использовать дополнительные машины.

5 минут — это много или мало? Как время обслуживания влияет на вашу логистику

Итоговая таблица будет выглядеть так:

5 минут — это много или мало? Как время обслуживания влияет на вашу логистику

Какие выводы можно из этого сделать?

  • Количество курьеров и их выработка сильно зависит от типа бизнеса и, в первую очередь, продиктована сервисным временем, которое необходимо провести при выдаче заказа.
  • Учитывать сервисное время очень важно при планировании маршрутов. Если построить маршруты без учета сервисного времени, то их нельзя будет выполнить на практике.
  • Определив свое сервисное время подумайте, есть ли варианты уменьшить его. Например, можно отправлять чек на электронную почту, заранее готовить сдачу с нужной купюры, подготовить товар к осмотру. Важна может быть каждая мелочь. Поговорите со своими курьерами, попробуйте выяснить, есть ли что-то, что бизнес может сделать для того, чтобы сократить время, проводимое у клиента. Потенциальный эффект окупит ваши усилия.

Что делать, если вы не знаете сервисное время для ваших курьеров?

5 минут — это много или мало? Как время обслуживания влияет на вашу логистику

Это печально, но не стоит расстраиваться. Все поправимо и сервисное время можно узнать. Для начала подойдут пара простых способов. Если товар однородный, то можно попробовать посчитать сервисное время исходя из количества единиц товара. Например, мы знаем, что разгружаем одну коробку за X минут, значит 10 коробок будет 10X минут.

Если такой способ применить нельзя, то можно попробовать собрать данные с водителей, а затем верифицировать их и использовать более точные данные в следующих планированиях.

Как? У нас в Яндекс.Маршрутизации помимо сервиса планирования есть сервис мониторинга, который помогает узнать, как на практике происходит ваша доставка.

5 минут — это много или мало? Как время обслуживания влияет на вашу логистику

Вы планируете маршруты с примерным сервисным временем и загружаете в мониторинг, а водители скачивают мобильное приложение Яндекс.Курьер и проезжают маршруты фиксируя доставку заказа. Помимо самого факта доставки в рабочем месте логиста видно время въезда в радиус заказа и время выезда из него. По сути, это и есть ваше сервисное время.

Узнав его, в следующий раз вы сможете сделать более точные маршруты и снова отследить их. Через несколько итераций вы будете довольно точно понимать, сколько времени на точке проводит курьер и учитывать это при планировании.

Хотите проверить на практике? Строить маршруты и отслеживать их выполнения можно сразу после регистрации в системе. Регистрация бесплатная, вся функциональность системы доступна для тестирования в течение 14 дней.

Желаем вам оптимальных маршрутов!

55
Начать дискуссию