ЕВРО-2020: о том, как продавать смысл

Футбол похож на спасителя для скучающего человека

Начну издалека. С банальных для многих причин, почему футбол — самый популярный с точки зрения просмотров вид спорта.

Неважно в какой стране, но скорее всего вы по-любому играли в футбол во дворе чаще, чем в другие виды спорта. А всё, потому что в отличие от других видов спорта здесь нужен самый минимум – мяч (даже ворота не нужны, т.к. можно использовать две палки). А потому простое понимание правил игры и собственный опыт гораздо более располагают к просмотру, чем их отсутствие.

А даже если и не играли, благодаря статистическому большинству игравших в детстве, вы попадаете в ту самую атмосферу праздника, которую это большинство и организовало, ну а вы просто попали в ее, в хорошем смысле, плен.

Кроме первоначального опыта мы также имеем, характерную и для многих других видов спорта, конечность мероприятия. В любом случае в конце будет один победитель, но вот знание этой конечности, каждый из болельщиков ставит лично для себя цель: «хочу, чтобы победила эта команда (в финале)».

Продукт должен работать, пока цель не осуществлена. Когда цель достигнута, «Retention» (возвращаемость потребителя) невозможен, а потому нужно растянуть время работы продукта и сделать возможные апсейлы/кросс-сейлы (мерч, связанный с футболом и др).

Главное удовольствие в жизни человека – не достижение цели, а понимание цели и процесс ее достижения. Сможете организовать то же самое в вашем продукте? Спортивные игры по типу футбола такое отлично воспроизводят, а чем больше комьюнити (а в футболе, как выяснилось ранее, оно огромное), тем сильнее эффекта из-за чувства эпичности.

Последним важным элементом такого вот пути к смыслу является еще и хорошая мотивация, наполняющая процесс удовольствием. Гордость за страну, симпатия к отстающим командам, нелюбовь к другой команде.

По поводу отстающий команд совсем интересное наблюдение: всегда приятнее смотреть на то, как аутсайдеры выигрывают у фаворитов, ибо зачастую, будем честны сами с собой, многие из нас считают себя простыми незвездными людьми, а потому отстающие команды кажутся нам родными, похожими на нас.

Почему человеку так важен смысл?

Слушайте, кто-то даже не осознает, что у него кризис в смысле жизни. Кто-то пытается “забить” его товарами общества потребления, зачастую ведясь на маркетинг (в этом отношении скандинавские страны и их минимализм идеален, ибо он предполагает избавление от лишних вещей).

Сразу вспоминается роман Чака Паланика «Бойцовский клуб», где главный герой, который не смог вернуть огонь в свою жизнь с помощью покупки кучи вещей и развлечений, создает религиозную общину (клуб бойцов) с четкими идеологическими правилами и конечной целью. Так он создал смысл для себя и окружающих его людей.

Такие крупные мероприятия (как и многие другие мероприятия) как футбол идеально (на время) закрывают эту самую экзистенциальную пустоту в душе. И, честно говоря, маркетологи как раз и должны продумывать то, как продукт может создать смысл жизни для своего покупателя.

Мероприятий, как и продуктов (и даже их нарисованных дорог на пути к цели) не бывает бесконечное количество, а потому человек обречен на скуку и изнемогающее желание чем-нибудь себя занять. Более умный человек находит смысл в работе и умело прыгает выше собственной головы и в принципе счастлив. Богатый человек просто путешествует и вполне себе за счет постоянного узнавания нового тоже не сталкивается с такой проблематикой.

Человек, который не на своем месте, зачастую задает себе резонное требование «хочу что-нибудь крутое!» – и это крутое (но временное), черт возьми, может быть футболом. Либо сигналом, что нужно поскорее двигаться по карьерной лестнице и просить те задачи, которые могут приблизить тебя к интересным для тебя вещам.

Но даже работа длится 5 дней, а попытка работать больше (если вы не занимаетесь физическим трудом) приводит к потери инсайтов, которые могли выработаться в процессе отдыха.

И вот в выходные человек и должен найти либо что-то развлекательное (но у тех же мероприятий, помним, есть ограниченное количество), либо что-то дополнительное, но наполненное смыслом. Это может быть как футбол, так и чтение книг по философии с целью освоить философию.

Поэтому подумайте, если вы занимаетесь маркетингом своего продукта или самим продуктом, сделали ли вы цель (может ли быть у продукта комьюнити) и интересный процесс с мотивацией для вашего потребителя. Если да, то вы на время его осчастливили.

Ну, а если вам интересны подобные истории или разборы популярных событий с точки зрения маркетинга, то прошу в мой телеграм-канал: https://t.me/product_marks

77
3 комментария

"Футбол похож на спасителя для скучающего человека" — дальше можно не читать

1
Ответить

но в футболе нет смысла

Ответить

зато продажи идут вверх

Ответить