Собеседование в сетевом маркетинге: психологические уловки и манипуляции

Вам писали ВКонтакте бизнесмены, которые ищут партнеров?

Если писали, то скорее всего Вы послали бизнесмена в жопу. Судя по всему, я выгляжу перспективным бизнес-партнером, поэтому не скуплюсь на посылания. Но не в этот раз!

В этот раз я решил найти ответы на главные вопросы: когда именно происходит момент кидалова и как кидануть первым?

На днях мне написал Александр, который ищет толковых ребят в свой бизнес-проект. Естественно, ищет он их ВКонтакте, где же еще ищут толковых ребят.

Диалог с Александром, который ищет толковых ребят
Диалог с Александром, который ищет толковых ребят

Буквально через несколько минут после того, как я скинул Александру свой номер, он мне позвонил. Александр решил не в бровь, а в глаз, и сходу заявил, что выделит на меня минуты 4-5. Знаете, это напомнило мне старый анекдот, когда звонящий говорит "я очень занят, не могу говорить".

Выяснилось, что у него офис около метро и ему нужно 1-2 человека, чтобы помогать в общении с деловыми партнерами. Ничего уметь не нужно, достаточно коммуникативных навыков, а Александр всему обучит. Он сразу предупредил, что это не холодные продажи. "В офис приходит человек заинтересованный, если это клиент, то нужно что-то объяснить, подсказать, рассказать. Если деловой партнер - предоставить варианты сотрудничества". Судя по всему, для того, чтобы стать партнером, не нужно иметь какие-либо отношения, достаточно прийти на встречу. Скорее всего, я тоже был деловым партнером, я же пришел, а значит заинтересованный.

Ну да ладно, что мы все об Александре. Он, как человек ответственный, внимательно изучил мою страницу ВК и заметил, что я "занимаюсь айтишкой" (скорее всего, он сделал вывод по фото связанной с IT-конференцией, где я три года назад на фудкорте официантом работал). К счастью, Александр не заметил ссылку на LinkedIn, возможно, наше знакомство в таком случае не состоялось бы.

Александра не интересовал найм сотрудников, его интересовали ребята, готовые заниматься самозанятостью и предпринимательством. Но оплата сдельная: 2-3 часа в день = 100-300$ в месяц. Через год 700$-1000$. "Сами лично продажи не делаем. Мы больше как информационное поле и работаем. А там нам уже идет процент... Можем встретиться пообщаться".

Естественно я согласился, когда еще мне предложат работать информационным полем! Да еще и на себя, да еще и на него, но все-таки на себя (не пытайтесь понять, просто надо работать на него, но он думает, что на себя).

Как соискатель с опытом, я попросил информацию о продукте. Оказалось, что информация есть, но её он высылает после личной встречи. Договорились о встрече.

На встречу я пришел за 5 минут, офис в каком-то советском здании. Я позвонил, он попросил подождать, позже пригласил меня.

Офис оказался опенспейс. Предполагаю, что вы представили себе такой светлый уютный опенспейсик. Но этот опенспейс был просто сумасшедшим, как в фильмах про биржи и брокеров, где концентрация возбужденных мужчин в костюмах на квадратный метр такая, что неподготовленная девушка может забеременеть. В помещении только столы и стулья. Серьезно, больше ничего. 10 столов, за ними сидят какие-то первокурсники, которым третьекурсники что-то рассказывают.

К слову, я сразу подметил иерархию офисного планктона и Александр оказался на конце пищевой цепи: последний стол от окна, первый от двери. На столе лист А4 и ручка "Белфармация", свою я решил не доставать, чтобы не стеснять парня. Еще собирался включить диктофон, но было так шумно, что я отказался от идеи. Александр произвел хреновое первое впечатление: лысый, с татуировками на руках, пиджак из магазина типа Zara, кофта вместо рубашки.

Второе впечатление оказалось не лучше, ведь Александр прогрел меня тоже хреново: рассказал о деньгах, про пассивный доход, поставил перед фактом, что на крипте не заработаешь, рассказал про цены квартир в Минске, спросил о хобби, книгах. Я сказал, что читал книги по саморазвитию: Кийосаки и Трейси. Александр восхитился идеями Кийосаки, процитировал Гандапаса. Короче, показал парень свою экспертность.

NB! Я хейтер Кийосаки, Трейси, Гандапаса и т.д. и т.п.

Теперь к идеям сетевого маркетинга. Александр видит их так:

Собеседование в сетевом маркетинге: психологические уловки и манипуляции

Суть проста:

  • Я становлюсь амбассадором компании, компания дает мне 5 клиентов, я им продаю на 100-500$ в месяц. 25-35% от продаж мои. Компания Tiens: БАДы, витамины, товары личной гигиены, косметика.
  • Я привожу друзей, которым интересно работать на себя, 10% их комиссии идут мне. Они приводят своих друзей, получают с них % от комиссии, а я получаю % от их % от комиссии. На рисунке получилась пирамидка, но Александр уверил, что она таковой не является.
  • Уровень продаж компании составляет 10% от емкости рынка (не спрашивайте, как Александр оценил потенциальный размер рынка), а значит, можно урвать свой кусочек пирога.
  • Компания не тратит деньги на "классический" маркетинг. Пример Александра: себестоимость бутылки Coca-Cola 0,10$, она продаётся за 1$, значит, 90% стоимости идут на построение сети дистрибуции, дорогостоящий маркетинг. С точки зрения Александра это неэффективная модель, гораздо эффективнее тратить эти деньги на высокую комиссию амбассадорам, которые работают на себя, и на улучшение продукта.
  • Компания заинтересована в моем успехе, поэтому три дня в неделю проводит тренинги, на которых рассказывает о сетевом маркетинге, учит ставить цели, составляет план личностного развития и даёт информацию о продукте.

Естественно, у меня возникло желание задать вопросы. Но Александр напомнил, что мы договаривались на 30-минутную встречу, а на все вопросы он готов ответить по телефону после того, как я изучу уникальные материалы на сайте. Кстати вот сайт, все надежно, под паролем. Пароль - 00000. На сайте просто видео с YouTube.

Ради чистоты эксперимента включил первое видео, посмотрел 10 минут на скорости х2: общие выводы по частным нерепрезентативным случаям, ошибки в построении причинно-следственных связей, выдача оценочных суждений за факты.

Мы можем попробовать защитить Александра и сказать, что он честно объяснил структуру сетевого маркетинга, не обещал легких денег, да и денежного вклада на первых этапах делать не нужно... вроде и не наебал...

Но!

  • Александр утверждал, что развивает свой бизнес. Это ложь.
  • Александр сказал, что у него есть офис. Это ложь.
  • Александр сказал, что отправит мне сайт производителя и информацию о продукции. Не отправил.
  • Александр так и не объяснил, что входит в обязанности, но пригласил участвовать в системе обучения. На мой взгляд, он скрыл ключевую информацию от соискателя.
  • Александр использовал манипуляции, чтобы продемонстрировать свое доминирующее положение: перебивания, игнорирование вопросов, подчеркивание моей некомпетентности, преуменьшение важности моего образования и опыта, некое доминантное построение фраз а-ля "я выделю на тебя 4-5 минут".
  • Александр не называл вещи своими именами. Он маскировал истинные функции де-факто продавца набором пустых фраз стереотипного бизнесмена, обещал пассивный доход, но так и не объяснил почему он считает сдельную оплату труда пассивным доходом. А идея с пассивным доходом в виде комиссии от продаж основана на допущении, что все "бизнес-партнеры" не меняют место работы, зарабатывают и всегда находят людей, готовых вступить в ряды сетевых маркетологов. И самое главное, сотрудники потребляют продукцию компании. Об этом Александр упоминал вскользь несколько раз формулировками следующего типа: "У всех найдется 5 друзей, которые хотят потреблять хорошую продукцию и еще на этом зарабатывать".
  • Александр выставлял оценочные суждения за факты: оценка емкости рынка, оценка доли рынка, оценка качества продукта, оценка ценообразования Coca-Cola, оценка моего потенциального дохода (он не считал на этих рисунках цифры, просто озвучивал и записывал).

Главный вопрос остается без ответа: когда именно происходит момент кидалова и как кидануть первым?

К сожалению, я не прошел весь длительный прогрев и не дождался момента кидалова. Но представляю его так: соискателя прогревают достаточно долго, он ходит на тренинги (слышал от знакомых, что с определенного момента за них берется символическая плата "несопоставимая с ценностью информации на них"). После прогрева он начинает потреблять продукцию. Возможно, т.к. ребята "работают на себя", то они выкупают у компании товары, а потом реализуют с наценкой в меру своей наглости (эту тему Александр также затронул, сформулировал примерно так: "можно реализовывать продукцию, а процент самому устанавливать"). Попутно ищут "бизнес-партнеров" ВКонтакте и пытаются обеспечить себе пассивный доход. Что касается второго вопроса, то я считаю, что кидануть первым не получится, так как система у них проверена годами.

Мораль сей истории формулируется в расхожей фразе: "Лох не мамонт, не вымрет". Пока лох не вымрет, у нас есть прекрасная возможность сходить разок на подобное собеседование, поучиться замечать манипуляции, насладиться абсурдностью ситуации и осознать, что раз таким ребятам удается зарабатывать себе на хлеб, то и мы с Вами найдем себе место под солнцем.

22
3 комментария

Статья просто топ. С некоторых моментов ржал в голос. Следующий материал тоже крутой, но иронии стало меньше, хотя всё ещё интересно читать 

1
Ответить

Спасибо!

Ответить

Очень понравилась статья! Как будто сама присутствовала на собеседовании с лысоватым и хамоватым Александром)

1
Ответить