Собеседование в сетевом маркетинге: психологические уловки и манипуляции

Вам писали ВКонтакте бизнесмены, которые ищут партнеров?

Если писали, то скорее всего Вы послали бизнесмена в жопу. Судя по всему, я выгляжу перспективным бизнес-партнером, поэтому не скуплюсь на посылания. Но не в этот раз!

В этот раз я решил найти ответы на главные вопросы: когда именно происходит момент кидалова и как кидануть первым?

На днях мне написал Александр, который ищет толковых ребят в свой бизнес-проект. Естественно, ищет он их ВКонтакте, где же еще ищут толковых ребят.

Диалог с Александром, который ищет толковых ребят

Буквально через несколько минут после того, как я скинул Александру свой номер, он мне позвонил. Александр решил не в бровь, а в глаз, и сходу заявил, что выделит на меня минуты 4-5. Знаете, это напомнило мне старый анекдот, когда звонящий говорит "я очень занят, не могу говорить".

Выяснилось, что у него офис около метро и ему нужно 1-2 человека, чтобы помогать в общении с деловыми партнерами. Ничего уметь не нужно, достаточно коммуникативных навыков, а Александр всему обучит. Он сразу предупредил, что это не холодные продажи. "В офис приходит человек заинтересованный, если это клиент, то нужно что-то объяснить, подсказать, рассказать. Если деловой партнер - предоставить варианты сотрудничества". Судя по всему, для того, чтобы стать партнером, не нужно иметь какие-либо отношения, достаточно прийти на встречу. Скорее всего, я тоже был деловым партнером, я же пришел, а значит заинтересованный.

Ну да ладно, что мы все об Александре. Он, как человек ответственный, внимательно изучил мою страницу ВК и заметил, что я "занимаюсь айтишкой" (скорее всего, он сделал вывод по фото связанной с IT-конференцией, где я три года назад на фудкорте официантом работал). К счастью, Александр не заметил ссылку на LinkedIn, возможно, наше знакомство в таком случае не состоялось бы.

Александра не интересовал найм сотрудников, его интересовали ребята, готовые заниматься самозанятостью и предпринимательством. Но оплата сдельная: 2-3 часа в день = 100-300$ в месяц. Через год 700$-1000$. "Сами лично продажи не делаем. Мы больше как информационное поле и работаем. А там нам уже идет процент... Можем встретиться пообщаться".

Естественно я согласился, когда еще мне предложат работать информационным полем! Да еще и на себя, да еще и на него, но все-таки на себя (не пытайтесь понять, просто надо работать на него, но он думает, что на себя).

Как соискатель с опытом, я попросил информацию о продукте. Оказалось, что информация есть, но её он высылает после личной встречи. Договорились о встрече.

На встречу я пришел за 5 минут, офис в каком-то советском здании. Я позвонил, он попросил подождать, позже пригласил меня.

Офис оказался опенспейс. Предполагаю, что вы представили себе такой светлый уютный опенспейсик. Но этот опенспейс был просто сумасшедшим, как в фильмах про биржи и брокеров, где концентрация возбужденных мужчин в костюмах на квадратный метр такая, что неподготовленная девушка может забеременеть. В помещении только столы и стулья. Серьезно, больше ничего. 10 столов, за ними сидят какие-то первокурсники, которым третьекурсники что-то рассказывают.

К слову, я сразу подметил иерархию офисного планктона и Александр оказался на конце пищевой цепи: последний стол от окна, первый от двери. На столе лист А4 и ручка "Белфармация", свою я решил не доставать, чтобы не стеснять парня. Еще собирался включить диктофон, но было так шумно, что я отказался от идеи. Александр произвел хреновое первое впечатление: лысый, с татуировками на руках, пиджак из магазина типа Zara, кофта вместо рубашки.

Второе впечатление оказалось не лучше, ведь Александр прогрел меня тоже хреново: рассказал о деньгах, про пассивный доход, поставил перед фактом, что на крипте не заработаешь, рассказал про цены квартир в Минске, спросил о хобби, книгах. Я сказал, что читал книги по саморазвитию: Кийосаки и Трейси. Александр восхитился идеями Кийосаки, процитировал Гандапаса. Короче, показал парень свою экспертность.

NB! Я хейтер Кийосаки, Трейси, Гандапаса и т.д. и т.п.

Теперь к идеям сетевого маркетинга. Александр видит их так:

Суть проста:

  • Я становлюсь амбассадором компании, компания дает мне 5 клиентов, я им продаю на 100-500$ в месяц. 25-35% от продаж мои. Компания Tiens: БАДы, витамины, товары личной гигиены, косметика.
  • Я привожу друзей, которым интересно работать на себя, 10% их комиссии идут мне. Они приводят своих друзей, получают с них % от комиссии, а я получаю % от их % от комиссии. На рисунке получилась пирамидка, но Александр уверил, что она таковой не является.
  • Уровень продаж компании составляет 10% от емкости рынка (не спрашивайте, как Александр оценил потенциальный размер рынка), а значит, можно урвать свой кусочек пирога.
  • Компания не тратит деньги на "классический" маркетинг. Пример Александра: себестоимость бутылки Coca-Cola 0,10$, она продаётся за 1$, значит, 90% стоимости идут на построение сети дистрибуции, дорогостоящий маркетинг. С точки зрения Александра это неэффективная модель, гораздо эффективнее тратить эти деньги на высокую комиссию амбассадорам, которые работают на себя, и на улучшение продукта.
  • Компания заинтересована в моем успехе, поэтому три дня в неделю проводит тренинги, на которых рассказывает о сетевом маркетинге, учит ставить цели, составляет план личностного развития и даёт информацию о продукте.

Естественно, у меня возникло желание задать вопросы. Но Александр напомнил, что мы договаривались на 30-минутную встречу, а на все вопросы он готов ответить по телефону после того, как я изучу уникальные материалы на сайте. Кстати вот сайт, все надежно, под паролем. Пароль - 00000. На сайте просто видео с YouTube.

Ради чистоты эксперимента включил первое видео, посмотрел 10 минут на скорости х2: общие выводы по частным нерепрезентативным случаям, ошибки в построении причинно-следственных связей, выдача оценочных суждений за факты.

Мы можем попробовать защитить Александра и сказать, что он честно объяснил структуру сетевого маркетинга, не обещал легких денег, да и денежного вклада на первых этапах делать не нужно... вроде и не наебал...

Но!

  • Александр утверждал, что развивает свой бизнес. Это ложь.
  • Александр сказал, что у него есть офис. Это ложь.
  • Александр сказал, что отправит мне сайт производителя и информацию о продукции. Не отправил.
  • Александр так и не объяснил, что входит в обязанности, но пригласил участвовать в системе обучения. На мой взгляд, он скрыл ключевую информацию от соискателя.
  • Александр использовал манипуляции, чтобы продемонстрировать свое доминирующее положение: перебивания, игнорирование вопросов, подчеркивание моей некомпетентности, преуменьшение важности моего образования и опыта, некое доминантное построение фраз а-ля "я выделю на тебя 4-5 минут".
  • Александр не называл вещи своими именами. Он маскировал истинные функции де-факто продавца набором пустых фраз стереотипного бизнесмена, обещал пассивный доход, но так и не объяснил почему он считает сдельную оплату труда пассивным доходом. А идея с пассивным доходом в виде комиссии от продаж основана на допущении, что все "бизнес-партнеры" не меняют место работы, зарабатывают и всегда находят людей, готовых вступить в ряды сетевых маркетологов. И самое главное, сотрудники потребляют продукцию компании. Об этом Александр упоминал вскользь несколько раз формулировками следующего типа: "У всех найдется 5 друзей, которые хотят потреблять хорошую продукцию и еще на этом зарабатывать".
  • Александр выставлял оценочные суждения за факты: оценка емкости рынка, оценка доли рынка, оценка качества продукта, оценка ценообразования Coca-Cola, оценка моего потенциального дохода (он не считал на этих рисунках цифры, просто озвучивал и записывал).

Главный вопрос остается без ответа: когда именно происходит момент кидалова и как кидануть первым?

К сожалению, я не прошел весь длительный прогрев и не дождался момента кидалова. Но представляю его так: соискателя прогревают достаточно долго, он ходит на тренинги (слышал от знакомых, что с определенного момента за них берется символическая плата "несопоставимая с ценностью информации на них"). После прогрева он начинает потреблять продукцию. Возможно, т.к. ребята "работают на себя", то они выкупают у компании товары, а потом реализуют с наценкой в меру своей наглости (эту тему Александр также затронул, сформулировал примерно так: "можно реализовывать продукцию, а процент самому устанавливать"). Попутно ищут "бизнес-партнеров" ВКонтакте и пытаются обеспечить себе пассивный доход. Что касается второго вопроса, то я считаю, что кидануть первым не получится, так как система у них проверена годами.

Мораль сей истории формулируется в расхожей фразе: "Лох не мамонт, не вымрет". Пока лох не вымрет, у нас есть прекрасная возможность сходить разок на подобное собеседование, поучиться замечать манипуляции, насладиться абсурдностью ситуации и осознать, что раз таким ребятам удается зарабатывать себе на хлеб, то и мы с Вами найдем себе место под солнцем.

0
3 комментария
Максим Кукшинский

Статья просто топ. С некоторых моментов ржал в голос. Следующий материал тоже крутой, но иронии стало меньше, хотя всё ещё интересно читать 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Tyshkevich
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Вау

Очень понравилась статья! Как будто сама присутствовала на собеседовании с лысоватым и хамоватым Александром)

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда