Как защитить личные границы на работе

Мы уже писали о том, как удалённая работа отразилась на нашей психике, и что может сделать компания, чтобы помочь сотрудникам сохранять внутренний баланс. Теперь пора рассказать, как самим сотрудникам общаться с коллегами без ущерба. Как выстраивать границы при общении с командой расскажет рекрутер Ростелекома Полина Видикер.

GaudiLab
GaudiLab
Полина Видикер
руководитель направления в департаменте управления талантами Ростелекома

О чём не стоит говорить?

Хотя многие сегодня утверждают обратное, всё же личную жизнь, политические или религиозные взгляды лучше не обсуждать с коллегами. С одной стороны, кажется, что разговоры на такие темы сближают коллег, но гораздо чаще они провоцируют конфликты и мешают решению деловых вопросов.

Я не просто так начала рассказ с чёткого правила. Слово «границы» уже предполагает ряд ограничений и некоторым они могут показаться слишком жёсткими. Но по-другому о них не расскажешь. У всех есть зона комфорта в общении и допустимый радиус сближения. И у всех он разный. Но у большинства — достаточно прочный, почти осязаемый. Приятных в общении людей отличает то, что они с энтузиазмом идут на контакт, демонстрируют интерес к человеку, при этом остаются деликатны и себя тоже в обиду не дают.

Например, при знакомстве обращение друг к другу на «вы» для многих – проявление уважения к границам. Скорость перехода в более неформальное общение зависит от набора социальных факторов (возраст, пол, должность) и ситуативного контекста: темы беседы, длительности общения и т.д.

Чаще всего люди интуитивно чувствуют, когда стоит сменить тему или тональность общения, а когда и вовсе прекратить, но бывает, что этому мешает излишняя эмоциональность собеседника или напряженная обстановка. В таких ситуациях тот, кто сумеет удержаться в границах, в конечном счете и окажется прав. Хотя это бывает непросто. Особенно когда вторая сторона использует манипулятивные приемы вроде повышения голоса, слез или жалостливых историй.

Как защитить личные границы на работе

Насколько сильно стоит сближаться с коллегами и как это влияет на настрой и эффективность?

Это как существует ли «женская дружба». Половина ответят «да», остальные категорически не согласятся. Я отвечу исходя из своего опыта. Как только вы с коллегами переходите в более неформальные отношения, то кто-то может захотеть этим воспользоваться, например, попросит доделать за вас отчёт, подменить на работе, написать за него важное письмо и т.д.

Отказать намного сложнее в ситуации, когда вы уже сблизились (обсуждение личных тем, общие секреты, дружба семьями и т.д).

Ещё может так случиться, что коллегу, с которым вы перешли в более тесное общение, повысят, как более результативного, или, что ещё сложнее принять, сделают вашим руководителем. На работе, как и в личной жизни, могут случаться конфликты, недопонимания, обиды, чувство несправедливости (почему его повысили или наградили, а меня — нет) и т.д. От любви до ненависти один шаг, стоит помнить об этом, выстраивая отношения с коллегами.

Что делать, если чувствуешь, что тобой манипулируют?

Для начала нужно научиться вычислять манипуляции, не идти на поводу у людей, склонных к ним, а дальше действовать по ситуации.

Распространенная манипуляция: «Ты такой профессионал, только ты справишься с этой задачей, возьми ее в работу», — очевидно нацелена на то, чтобы переложить на вас чужую ответственность.

Либо учиться говорить вежливое «нет», либо включаться в «игру» и стараться выиграть. Главное самому не начинать использовать подобные техники ради достижения результата, не превращать это в персональную норму.

Важно заметить манипулирующее поведение как можно раньше: чем больше времени пройдет, тем больше усилий придется приложить. Разоблачение манипулятора — это главный ключ к разгадке, ведь манипуляция — это скрытое влияние, а как тут воздействовать, когда его раскрыли.

Как защитить личные границы на работе

Как сказать «нет» на просьбу коллеги? В каких ситуациях это стоит делать, а в каких нет?

Говорить «нет» всегда тяжело. Особенно, когда тебя просят о помощи. Если просьба коллеги действительно искренняя и аргументированная, то лучше постараться помочь. Но в остальных случаях есть несколько способов отказать безболезненно:

1. Объяснить причину, почему не сможешь помочь (много своих задач, новые проекты с высокой важностью в работе, не хватает компетенции, чтобы помочь и т.д.) — важно, чтобы это были искренние и реальные причины отказа.

2. Порекомендовать к кому обратиться за помощью или посодействовать косвенно, найдя основного исполнителя задачи. Здесь важно убедиться, что человек, который тебя просит о помощи, действительно нуждался в ней.

Как защитить личные границы на работе

Какие корпоративные ценности должны быть в компании, чтобы сотрудники уважительно относились к границам? Или может это вообще личное дело каждого?

Основу составляют базовые принципы построения теплых отношений: доверие, человечность, доброта, честность, взаимовыручка. А ещё полезно не воспринимать другу друга слишком серьезно. Согласна, что именно компания формирует ценности и исходя из них потом подбирается команда. Невозможно привести в команду одного честного, трудолюбивого и оптимистичного человека и надеяться, что компания подстроиться под него. Если, конечно, это не новый владелец компании.

Всё начинается с руководства. Люди с противоположными ценностями просто не захотят трудиться на благо этой компании. Либо в команде соберутся люди разных интересов и мировоззрения, что приведёт к неизбежному краху.

77
6 комментариев

"Как выстраивать границы при общении с командой расскажет рекрутер Ростелекома Полина Видикер."

Забавно. Госкомпании это самый токсичный рассадник карьеристов где понятия деловой этики и личных границ отсутствуют вовсе.

2

Вас так сильно кто-то обидел из госов?

1

Совершенно верно. Долгое время работал с госкомпаниями, теперь это табу. Только реальный сектор.

1

Согласна, что компании часто копируют друг друга и не всегда это best practices. Правда жаль, что вы не дошли до нас в свое время, возможно выборка не была бы столь категоричной. Если хотите, давайте обсудим.