От Ford до Google

История ижевского стартапа, который продаёт брендированные картонные VR-очки корпорациям.

От Ford до Google

Ижевская компания Boxglass нашла свою нишу на VR-рынке — команда проекта собирает очки виртуальной реальности по технологии Google Cardboard для корпоративных заказчиков. Среди них такие компании, как Ford, «Дикси», RT (Russia Today), «Яндекс», Mail.Ru Group и даже сама Google.

Сейчас ижевский стартап принимает участие в совместном проекте Google и Агентства стратегических инициатив «Вдали от столиц», занимается созданием VR-контента и увеличить оборот, рассказывает vc.ru генеральный директор Boxglass Игорь Мельников.

В 2017 году оборот Boxglass вырос в восемь раз по сравнению с 2016 годом. «Прибыли за 2016 год не было, все реинвестировалось обратно в компанию», — добавляет Мельников. Ожидается, что в 2017 году компания получит первую прибыль, но ее размер пока рано прогнозировать. В 2018 году стартап планирует выйти на оборот размером 100 млн рублей.

Сооснователь и генеральный директор Boxglass Игорь Мельников
Сооснователь и генеральный директор Boxglass Игорь Мельников

Компания Boxglass, созданная бывшими одноклассниками, начала свою деятельность в 2014 году после того, как Google на своей ежегодной конференции I/O представила кардборд — картонное устройство, позволяющее с помощью смартфона смотреть VR-контент.

Игорю Мельникову и его друзьям Дмитрию Демакову и Александру Копаневу понравилась идея американской компании. Они скопировали развертки, представленные Google, нашли в них изъяны и доработали конструкцию, избавившись от необходимости использовать клей и скотч.

Первая версия картонных VR-очков Boxglass
Первая версия картонных VR-очков Boxglass

В отличие от Google, компания Boxglass предлагала потенциальному клиенту готовые очки, которые надо было лишь сложить. Позже ижевская команда снабдила обычный картон специальным дизайном, выполненным знакомыми Мельникова.

Кардборд — сам по себе простая конструкция, а мы сделали его еще проще. Тогда в 2014 году мы вообще не понимали, кому продавать очки и зачем они нужны людям. Про существование b2b-сегмента мы не задумывались. Мы были просто впечатлены самой технологией.

Игорь Мельников, генеральный директор Boxglass

Среди основателей Boxglass не было ни одного человека, который занимался технологиями и ИТ-решениями. Сам Мельников до работы над VR-очками продавал стройматериалы.

Ошибочный путь

По словам Мельникова, первыми клиентами Boxglass на отраслевых выставках стали гики, от которых компания получала отзывы по дальнейшей доработке устройства. В частности, команда проекта добавила прорези по бокам «коробки» для тех пользователей, которые носят очки.

От Ford до Google

Но Boxglass не смогла нарастить массовые продажи конечным покупателям и чуть не закрылась из-за накопившихся долгов и неправильной стратегии, рассказывает Мельников.

Причиной неудачи, по словам главы Boxglass, стал человек, который позиционировал себя себя как лоббист в оборонной отрасли. Он предложил компании выйти на Министерство обороны, проведя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и создав собственный шлем виртуальной реальности.

«Оборонная отрасль — хорошая ниша при наличии эффективного канала. Нас же просто развели на деньги», — говорит Мельников.

Из-за ошибки весь 2015 год Boxglass выплачивал долги. Также основатель компании отмечает, что другой проблемой для бизнеса стала неправильная оценка своих сил и перспектив.

Мы хотели охватить всё и сразу. В нас играл сильный азарт, но мы не оценивали реальный рынок и перед глазами стояла пелена.

Мы делали очки быстро, дорого и неправильно. Надо было делать спокойнее и на перспективу. И, конечно, поддались на провокацию с Министерством обороны, что не давало развиваться два года. В 2015 году почти отказались от Boxglass, потому что вынуждены были вернуться к картонным очкам, с которых начинали, а они были не нужны конечным пользователям.

Игорь Мельников

Boxglass вложила три миллиона рублей на запуск своего бизнеса с учетом ошибки в попытке выйти на Минобороны.

Переход в b2b-сегмент

В середине 2015 года Boxglass получил заказ от Ford, который представлял новый автомобиль Fiesta. Компании понадобилось четыре тысячи брендированных VR-очков под iPhone 6S, чтобы продемонстрировать приложение, имитирующее езду на новой машине. На выполнение заказа ушел месяц.

Так команда Boxglass нашла собственную нишу, представлявшую собой изготовление современных промоматериалов, — VR-очков со специальным дизайном под заказчика, говорит Мельников.

Весь 2016 год компания интегрировалась в российское VR-сообщество — участвовала в ассоциациях и специализированных мероприятиях.

Мы стали искать компании, которые создают VR-контент, потому что без него нельзя выйти на крупных заказчиков. Ведь мало сделать контент, его еще надо посмотреть. Для этого и есть Boxglass.

Игорь Мельников

Таким образом Boxglass удалось найти выходы на клиентов. Заказчиками очков для разных мероприятий были сеть заведений быстрого питания Burger King, каналы «2х2», ГМИИ им. Пушкина, российские подразделения компании Coca-Cola, авиаперевозчика Air France и студии Disney, столичный зоопарк и другие корпорации в разных сегментах бизнеса.

От Ford до Google

Кроме того, «Яндекс» использовал очки ижевской компании на форуме РИФ+КИБ в 2016 году, представляя сервис «Яндекс.Телефония». Осенью 2016 года Mail.Ru Group заказала устройства Boxglass для своего дня рождения.

В среднем объем заказа составляет 500-1000 экземпляров. Но недавно Boxglass получила самую крупную заявку — несколько сотен тысяч очков — от ритейлера «Дикси».

Для этого пришлось нанять дополнительное количество сборщиков, говорит Мельников. Первые партии (в том числе для Ford) он и его команда собирали самостоятельно. До заявки «Дикси» компания собрала 350 тысяч очков.

Компания продает свои устройства и за пределами России. Например, в Казахстане и Белоруссии. В Азербайджане усилиями «инициативного человека» Boxglass открыла представительство, добавляет Мельников.

Стоимость производства партии зависит от объема заказа — чем больше, тем дешевле. В среднем себестоимость одного экземпляра очков составляет 100 рублей. Средний чек заказов, которые поступают в Boxglass, — 500 тысяч рублей.

Основа штата компании, по словам Мельникова, состоит из восьми человек. С учетом дизайнеров, сборщиков и разработчиков Boxglass насчитывает 60 сотрудников.

Дизайн по-прежнему разрабатывают знакомые сооснователя стартапа. В некоторых случаях заказчик сам представляет Boxglass образец внешнего облика VR-очков и направляет к своему дизайнеру.

Компания закупает линзы в Китае и сейчас ведет переговоры о запуске производства в Ижевске. При этом Boxglass удалось найти в своем регионе картон, подходящий под требования Google для создания кардбордов. По словам Мельникова, в России всего восемь заводов, производящих картон такого типа.

Несмотря на то, что большая часть клиентов находится в Москве, разработка остается в Ижевске из-за экономических соображений. Но в родном городе Boxglass не смогла реализовать даже тысячу очков, говорит Мельников.

Участие в акселераторах и опыт Hudway

Одним из заказчиков Boxglass в 2016 году стал московский офис Google, которому срочно понадобились 10 экземпляров VR-очков. После этого Мельников несколько раз посещал российское отделение компании, которое даже закупило у Boxglass очки с дизайном самого стартапа.

Это не единственные связи с ИТ-корпорацией, вдохновившей Мельникова и его друзей на создание бизнеса, — Boxglass отправляла свой продукт в головной офис в Маунтин Вью, чтобы получить на него отзыв. Ижевский стартап высылал свои очки три раза, принимал замечания, исправлял неточности и в итоге получил сертификацию.

Мельников уточняет, что это не дает никаких бонусов, но ему было приятно получить такое одобрение от Google. Сейчас такую же сертификацию Boxglass ожидает для своего VR-контента, предназначенного для проектов Google Expeditions и Google Street View.

Мельников не рассчитывает на новые заказы от участия в проекте «Вдали от столиц», но надеется, что с его помощью удастся в очередной раз напомнить о компании, собрать обратную связь от пользователей и показать стартапам из небольших городов, что все возможно и ничего не надо бояться.

Сама Boxglass, по словам Мельникова, получила ценный опыт в акселерационных программах «Инноватика» в Ижевске и «ИТ-парк» в Казани. Грантов и инвестиций компания не приобрела, но нашла полезную для себя информацию, считает Мельников.

Если у тебя есть проект и ты проецируешь полученные знания на него, то это приносит результат.

Мы стартап и бьемся везде, где можно и нельзя. Максимально стараемся всюду попасть, так как у нас есть упорство.

Игорь Мельников

Примером успешного бизнеса родом из Ижевска предприниматель называет компанию Hudway. Ее соснователь Иван Клабуков, выступавший в «Инноватике», по словам Мельникова, объяснил Boxglass, как правильно вести себя на выставках и конференциях, где представлена целевая аудитория и потенциальные клиенты.

Поиск инвестиций и разработка контента

За годы своей работы Boxglass не удалось найти инвестора, хотя компания и предпринимала попытки, признается Мельников.

Пытались работать с инвесторами, но в России это сложный рынок. Инвесторы и стартапы часто не находят общий язык, особенно, если инвестор не занимался ИТ-проектами.

У нас много амбиций и мы не всегда могли найти общий язык. Весь опыт общения с инвесторами заканчивался фиаско — мы уходили или нас выгоняли.

Игорь Мельников

Сейчас компании хватает вырученных средств на развитие, но до момента, когда необходимо будет масштабировать бизнес, отмечает основатель Boxglass.

В 2017 году Мельников и его партнеры поняли, что больших денег на продаже картонных VR-очков не заработаешь и надо двигаться дальше. Компания выбрала создание VR-контента и панорамную съемку. Планов по созданию собственного пластикового VR-шлема у Boxglass пока нет.

A post shared by BOXGLASS (@boxglass) on

Наиболее активный заказчик контента — строительные компании, которые визуализируют с помощью виртуальной реальности будущую квартиру для покупателя. Это самый развивающийся рынок в VR-сегменте, считает Мельников.

Предприниматель отмечает, что искать разработчиков было сложно, потому что VR-контент — абсолютно новая тема для российского бизнеса.

Если Boxglass не может своими силами справиться самостоятельно, то отдает разработку контента старшим партнерам по VR-рынку. «Они нам всегда помогают. Игроки российской VR-отрасли поддерживают друг друга», — говорит Мельников.

В список приоритетных областей Boxglass попало образование.

VR — это технологическая революция для человечества. Учебный материал для детей будет совершенно иным образом усваиваться.

Но прежде, чем предлагать свои решения в школах и Министерстве образования, нам нужно добиться хороших результатов и создать качественный образовательный контент.

Игорь Мельников

Помимо детского образования Мельников рассматривает также VR-обучение специалистов в разных сферах.

Глобальная цель Boxglass — помогать другим стартапам. «Может, это громко звучит, но мы хотим вырасти в венчурный фонд и развивать такие же стартапы, как мы три года назад», — говорит Мельников. По его прогнозам, на это потребуется три-четыре года.

66
16 комментариев

Даже я не позволяю себе таких накруток

4
Ответить

Настоящие бизнесмены, начали бизнес с мыслью - "Тогда в 2014 году мы вообще не понимали, кому продавать очки и зачем они нужны людям."

3
Ответить

Поставлять для МинОбороны картонные очки? У этих VR щиков вообще чтоли критическое мышление не развито? На картонные калаши тоже бы повелись?

2
Ответить

Не вижу проблемы в обучении через очки. Они же не воюют им)

2
Ответить

Уже тогда я понял что мир не будет прежним

2
Ответить

Молодцы! )))

2
Ответить

Вновь Ижевск, изобретателей там много :)

2
Ответить