Почему резюме и интервью так сильно влияют на трудоустройство

Известное народное выражение «У вас – товар, у нас – купец» отлично характеризует процесс устройства на работу. Только в данном случае товар – это навыки кандидата, а купец – работодатель. Советами о том, как успешно пройти самые важные шаги для трудоустройства, делится Людмила Волкова, HR с 15-летним стажем.

Почему резюме и интервью так сильно влияют на трудоустройство
Людмила Волкова
директор по управлению талантами Ростелекома

Часть 1. Резюме

Резюме – это афиша и «лицо» соискателя, оно выполняет роль наживки для рекрутмента. Клюнут на него или нет, зависит от качества его составления. Здесь есть свои правила и лайфхаки.

Если десять лет назад была важна выверенная и подробно изложенная биография соискателя, то сегодня кандидатов, независимо от сферы деятельности, рассматривают как продукт. То есть оценивают, что человек умеет делать (его профессиональные навыки или hard skills) и «гибкие» надпрофессиональные навыки – soft skills – то, как человек выстраивает коммуникацию, взаимодействует с людьми и другие.

Первоначальная цель – именно «зацепить» работодателя. Ему должно быть интересно узнать, какой человек скрывается за всеми навыками и достижениями, указанными в резюме. Часто новички совершают ошибку: они максимально подробно размещают в резюме всю информацию о себе, а на собеседовании цитируют его слово в слово. Со стороны это выглядит непрофессионально и скучно.

В резюме лучше расписать основные цифры и достижения, а уже на интервью подробнее рассказать, как соискатель придумал ту или иную концепцию, какую роль принимал в реализации и т.д.

Теперь о подаче информации. При описании своего функционала претенденту на вакансию следует использовать глаголы. Например, когда используют отглагольные существительные, (например «формирование», «управление», «создание» и т.п.), подсознательно это воспринимается рекрутером довольно статично и обезличенyо, хотя и понятно, что за этими словами стоит процесс. Такой вот диссонанс восприятия.

Но если написать глаголами – «управлял, сформировал, реализовал, продал», то и визуально складывается картинка действия и реального результата, достижений, которые и хотят видеть работодатели.

GaudiLab
GaudiLab

И последнее – добавляйте больше конкретных фактов и цифр. Они сделают резюме солиднее и избавят от ненужной «воды». Например, если есть прирост выручки, продаж, клиентов и любые другие KPI — надо указать, на сколько % или во сколько раз произошел рост. Выросло количество людей в вашей команде – тоже укажите. Иными словами, любые оцифрованные результаты добавят вам очков. Не забудьте сказать, каков был именно ваш вклад в общий результат, как именно вы повлияли на рост показателей или успешный запуск проекта.

Итак, обязательные условия при составлении резюме:

  • все написанное должно быть правдой;
  • объем – желательно не более 2-х страниц, даже если у кандидата огромный опыт за плечами;
  • больше глаголов в описании функционала;
  • факты и цифры вместо литературного повествования.

Если все сделать правильно, следующий шаг – интервью – не заставит себя долго ждать.

Часть 2. Интервью

Собеседование с потенциальным руководителем – самый важный этап трудоустройства. Резюме могут составить специалисты по карьерному консультированию, но «другого» себя кандидат не найдёт. Здесь много подводных камней.

Зачастую соискатели не контролируют ход беседы и просто отвечают на вопросы, забывая сказанное ранее. Более осознанные (таких единицы) сами приведут разговор с рекрутером к положительному итогу. Для большинства интервью остается лотерей: повезло или не повезло, взяли или не взяли. Увы, но отчасти они правы. Многое зависит от «химии» взаимоотношений с собеседником.

Большинство руководителей принимает решение по двум критериям:

Первое — человек ему приятен, и он хочет работать с ним вместе в одной команде.

Второе — у руководителя есть какая-то задача (читайте – проблема), которую он передает новичку с уверенностью, что тот справится.

Получается, кандидату нужно удовлетворить запрос руководителя по двум критериям:

  • быть для него приятным человеком;

  • максимально продемонстрировать свои навыки и умения (для того, чтобы руководитель оценил применимость скиллов для вакантной должности).

Если разобрать эти два критерия, получаются те самые hard и soft skills. Софты – про приятность, улыбчивость и позитивный настрой кандидата, про его умение выслушать и выстроить диалог, расположить к себе. Харды – экспертные профессиональные навыки кандидата.

GaudiLab
GaudiLab

Для любого претендента на вакансию очень важна способность вести диалог и презентовать себя. Она складывается из нескольких вещей:

  • Начитанность и широкий словарный запас, чтобы говорить красиво и не однообразно;
  • Внимательность к собеседнику: слышать, о чем и как он задает вопрос, быть в моменте;
  • Преодолеть излишнюю зажатость и нервозность. Например, можно поставить рядом воду или чай, создать в кабинете комфортную атмосферу.

Интервью – это, в первую очередь, беседа. Поэтому соискателям важно тоже задавать вопросы. Хорошим вопросом будущему руководителю будет: «Как вы будете оценивать результат моей работы через три месяца, шесть и год, по каким критериям?». Если наниматель не отвечал себе на этот вопрос, то это сразу будет видно. Это значит, потенциальный сотрудник помогает сформулировать критерии. Такие люди очень полезны для начальства, потому что с ними можно подискутировать на тему того, что будет. Плюс ответ на этот вопрос дает понимание, чего ждет работодатель и справится ли с этим кандидат.

Также от потенциального коллеги ждут искренности. Нет ничего страшного, если он чего-то не знает, забыл или перепутал. Главное, честно об этом сказать. Хуже начинать сочинять на ходу и быть пойманным на лжи.

В завершение интервью для претендента правильно будет уточнить дальнейшие шаги и сроки, способы получения обратной связи. При этом всё хорошо в меру – кандидату не следует быть слишком навязчивым, потому что есть шанс испортить о себе впечатление.

Помните, поиск работы, подготовка резюме и интервью – это как спортивные тренировки. С каждым разом становится легче, увереннее, профессиональнее.

Людмила Волкова, директор по управлению талантами Ростелекома
1717
17 комментариев

Резюме – это афиша и «лицо» соискателяО, хоспади, опять двадцать пять.
директор по управлению талантами РостелекомаЭти таланты мне опять вечером инет опрокинули.

18
Ответить

Здравствуйте, Александр. Сейчас интернета работает корректно? Напишите о возникающих трудностях нам, пожалуйста, в личные сообщения одного из официальных сообществ в социальных сетях - ВКонтакте, Твиттер, Одноклассники, Facebook, Instagram. В тексте укажите ФИО владельца договора и адрес подключения услуг. Разберёмся в ситуации.

3
Ответить
16
Ответить

Вчера посмотрел "Все работы хороши" про вас. Круто конечно вы умалчиваете про дополнительные услуги, которые подключаете втихоря. 

12
Ответить

Баянометр зашкаливает. Статью, скорее, писал 15 летний школьник,а не профи с 15 летним стажем.

5
Ответить

Достаточно переписать то, что написано в HH

2
Ответить

Статья, на мой скромный взгляд, не очень познавательна.
Если честно, от HR такого уровня и такой компании ждал намного более глубокой статьи, раскрытия каких-то интересных «фишек» профессии, интересных для соискателей… Почти всё изложенное, знают большинство более менее образованных людей…

4
Ответить