Касса самообслуживания (КСО) — что это, для кого и зачем?

В 2021 году касса самообслуживания (она же КСО или SCO – self check-out) уже не является чем-то новым для покупателя. Такие кассы успели внедрить и ощутить на себе их преимущества такие крупные ритейлеры, как «Пятерочка», «Перекресток», «Магнит», «ОКЕЙ», «Вкусвилл» и другие. По данным X5 Retail Group, в принадлежащих компании некоторых супермаркетах «Перекресток», где такие кассы установлены, до 42-45% чеков идет через кассы самообслуживания. Во «Вкусвилле» самостоятельно пробивает покупки 65% покупателей с картами лояльности и 35% незарегистрированных посетителей. Тем не менее не все спешат внедрять их в свои магазины — КСО всё ещё окружена множеством вопросов и мифов.

Что такое касса самообслуживания?

Касса самообслуживания — устройство, позволяющее покупателю самостоятельно, без кассира, сканировать или взвешивать свои покупки, регистрировать карточку лояльности, расплачиваться банковской картой или наличными, и получать чек. Для помощи или подтверждения возраста рядом всегда находится подготовленный ассистент.

Устройство КСО SST
Устройство КСО SST

КСО бывает универсальной, которая принимает оплату и наличными, и банковской картой, а бывает с приемом оплаты только по карте. Безналичная дешевле и проще в обслуживании, поскольку нет нужды в постоянной чистке и они более компактные, чем универсальные устройства. Однако процент покупателей, которые расплачиваются наличным способом, всё ещё достаточно велик, что делает использование универсальной кассы в большинстве случаев обязательным.

Кому подойдут кассы самообслуживания?

Многие предприниматели думают, что внедрение касс самообслуживания логично внедрять только в крупных супер- и гипермаркетах в связи с большим потоком клиентов.

Это неверно.

Например, сеть небольших супермаркетов «Вкусвилл», площадь магазинов которого в среднем 60-120 кв.м., использует по нескольку КСО в каждом супермаркете, потому что именно в таких магазинах остро стоит проблема пиков траффика и отсутствия персонала.

К тому же по итогам Рейтинга «безналичных» городов и регионов в 2020 году доля безналичного оборота достигла 54%, что на 4,9% выше, чем в 2019 году. Данные итоги только подтверждают, что есть тенденция увеличения использования безналичного способа оплаты, а это подразумевает собой возможность внедрения КСО.

Касса самообслуживания (КСО) — что это, для кого и зачем?

Внедрить кассы самообслуживания могут не только магазины продуктов, вроде «Пятерочки», но и магазины непродовольственных, специализированных товаров. Так, КСО уже внедрили такие магазины, как «ДНС», «Леруа Мерлен» и «Икеа».

Также в последнее время кассы самообслуживания набирают популярность в ресторанах быстрого питания, отелях, фитнес-клубах и кинотеатрах. Например, в своих барах начала устанавливать кассы самообслуживания сеть кинотеатров «КАРО», Marriott International запускает пилотную программу бесконтактных киосков для саморегистрации гостей в нескольких гостиницах, а также тестирует концепцию автоматизированной торговли едой и напитками в двух отелях сети Fairfield by Marriott.

Зачем устанавливать кассы самообслуживания?

  • Рост дополнительной прибыли.
  • Снижение затрат на персонал. Терминал работает 24/7, заменяет собой несколько сотрудников, не требует зарплаты и выплаты налогов, оптимизирует загруженность всего персонала и исключает ошибки человеческого фактора.
  • Увеличение темпа обслуживания. При установке КСО сокращаются очереди и отток покупателей, а пропускная способность и выручка растет.
  • Защита от краж. Детально продуманный весовой контроль — умные весы предотвращают возможность кражи, а КСО сама определяет подлинность купюр.
  • Поддержка карт лояльности. Возможность использования бонусных и акционных программ.

В глобальном отчете о качестве обслуживания клиентов, проведенного компанией Cisco, было исследовано воздействие автоматизации и внедрения самообслуживания в магазины.

61 % потребителей смотрят позитивно на шопинг в полностью автоматизированном магазине с торговыми автоматами и киосками, предлагающими самостоятельное обслуживание.

52 % предпочитают кассы самообслуживания во избежание утомительных очередей.

61 % всех потребителей готово совершать покупки в полностью автоматизированном магазине с торговыми автоматами и киосками, предлагающими виртуальное обслуживание клиентов.

Почти 70% опрошенных аналитическим агентством inReality сообщают, что выбирают современные магазины, где есть самообслуживание и возможность ознакомиться лично с продуктом.

А вы используете кассы самообслуживания в магазинах? Или предпочитаете идти к кассирам?

33
9 комментариев

Мне всегда нравится в таких статьях, как продают "аппарат". Рынку касс самообслуживания в РФ без малого лет 7, а может и больше (если брать в расчет установку в Globus в Москве) и за это время должно уже сложиться понимание - кассы самообслуживания полезны только, если магазин внедряет новый стандарт обслуживания - покупки без кассиров (не беру в расчет "вот это все: подтвердите возраст, отмени позицию, не тот товар в зоне упаковки). А стандарт ведет за собой как определенное число таких устройств, так и их расстановка в составе кассовой линии. Отсутствие помощника на старте так вообще страшный залет, граничащий с вечно зависшими кассами, о чем выше и написано.

Автомобиль, по аналогии, это прекрасно. Но если вы не умеет им управлять, не знаете правил поведения на дороге, нет этих самых дорог - то можно сколь угодно писать про его ТТХ, но проку будет мало.

Правильное внедрение процесса, в этом вся соль.

1

Намного удобней и не надо стоять в длинных очередях, правда если в такие кассы идут люди которые не умеют пользоваться, то все, беда

1

КСО это удобно, но всегда приходится звать и ждать Галю, чтобы та подтвердила возраст при покупке алкоголя)

1

Очень часто выручают меня, в плане того что экономишь на времени и твои продукты трогают меньше людей.

1

Эти КСО просто бесят. Постоянно зависают, разгружаешь полною корзину и обязательно на последнем товаре она зависнет. Ассистента как всегда нет. Приходится всё обратно складывать и идти на кассу.
Было, что работает только одна касса, а эти КСО все зависнутые. В итоге на кассе километровая пробка. Приходится бросать телегу прям там и идти в нормальный магазине с кассирами.
Ижевск Дайнемикс конечно молодцы, но люди с сердцем лучше 😁

Наверно, в регионах с КСО обстоят дела не очень. В Москве, если есть КСО, всегда использую только их) Пятерочка/Вкусвилл/любые другие гипермаркеты. Всегда всё ок, быстренько пробил себе и идешь довольный домой, пока все остальные толпятся к кассирам.

1

У Ашана в Сокольниках есть такая касса "самообслуживания" со сканированием товара через приложение. Вот только примерно 2 из 3 сканирований заканчивается необходимостью ждать кассира для дополнительного сканирования 2-3 товаров для, якобы, проверки.