Как концепция третьего места вдохновила основателей агентства Aero на открытие нового рабочего пространства

Идея третьего места принадлежит американскому социологу Рэю Ольденбургу.

Первым местом он называет дом, где человек живет. Второе место — рабочее, где люди на самом деле проводят большую часть своего времени. А третье — место притяжения людей, которое способствует их творческому взаимодействию. Как превратить в такое пространство офис — читайте в нашей в статье.

Как концепция третьего места вдохновила основателей агентства Aero на открытие нового рабочего пространства

В начале 2020 года компания Aero переехала и новым домом агентства стало двухэтажное здание в тихом московском дворе на Достоевской. Здесь есть большая терраса, внутренний дворик с кленами и даже голубятня.

В Aero работает более 130 человек: в Москве, Ярославле и на удаленке из разных концов мира. Новый московский офис хотелось сделать таким, куда хотелось бы приходить, чтобы приятно провести время, пообщаться с разными людьми или, наоборот, помолчать в приятной атмосфере.

Наш офис больше похож на культурное пространство, чем на место, куда ходят работать. Каждый из нас может прекрасно делать это на удаленке, но мы все равно приходим сюда, потому что нам важно видеть друг друга, быть в контакте. Это место для общения, обмена идеями, вдохновения. Мы постарались создать его таким, чтобы оно отражало наше внутреннее состояние.

Владимир Синельников, Сооснователь Aero

По концепции Ольденбурга, третье место отвечает нескольким основным характеристикам:

1. Нейтральное пространство

Посещение третьего места должно быть добровольным и свободным. В Aero можно приходить когда угодно и находиться там столько, сколько захочется. Для входа не нужен пропуск или ключ, достаточно приложить палец к сканеру на двери. Если театр начинается с вешалки, то офис Aero — c уютного дворика с гамаком, столом для пинг-понга и петанком. Если оказаться здесь днем, можно подумать, что это не московский офис, а дача друзей. На входе аутентичная буква «А», которая когда-то стояла на крыше «Автокомбината-2».

Как концепция третьего места вдохновила основателей агентства Aero на открытие нового рабочего пространства

2. Уравнивающее пространство

Для посетителей третьего места социальный или экономический статус не имеет значения, здесь ценятся личностные качества. Пятничными вечерами во дворе зажигаются гирлянды, из офисных столов собирается барная стойка, готовятся коктейли и барбекю. Из колонок доносится музыка, и бывает, что на звук приходят жители соседних домов, чтобы потусоваться вместе с нами. И мы всегда рады гостям, ведь это полностью соответствует ощущению места, куда хочется приходить. На вечеринки стараются собираться сотрудники из всех городов. Каждый может пригласить друзей, партнеров и клиентов. Кроме того, часто приходят бывшие сотрудники.

3. Место для разговоров

Основная цель посетителей третьих мест — удовлетворить потребность в общении. Офис спроектирован таким образом, что он трансформируется под разные задачи, будь то формальная встреча, общение один-на-один, коворкинг, конференция или вечеринка. Есть библиотека, рабочие пространства и подиум для выступлений. Синие фирменные бочки подарил давний клиент Volvo. Много зелени: раз в две недели приходит флорист, который ухаживает за растениями. А еще по подиуму можно выйти на террасу, причем через окно. Раньше это была неприметная крыша, покрытая толем. Во время ремонта здесь построили целую веранду, сделали деревянный пол, поставили горшки с туями, вывели розетки. Каждую весну мы с нетерпением ждем теплой погоды, чтобы переместиться на террасу и работать на свежем воздухе.

Столы в офисе появились благодаря проекту OpenDesk: на этой платформе дизайнеры делятся идеями мебели, которую легко выточить в любой точке мира, и выкладывают чертежи на GitHub.

Мы выбрали подходящие чертежи, нашли плотников, они вырезали из фанеры элементы, а мы потом сами их собрали.

Владимир Синельников, Сооснователь

Журнальные столы Владимир сделал сам. Все они промаркированы координатами места, где росло дерево, и датой, когда оно было спилено. Так обыкновенный спил превращается в вещь с историей.

4. Атмосфера уюта

Раньше в здании офиса была типография проектного института и ее превращение в яркий офис IT-компании потребовало от собственников и архитектора полной отдачи.

Мы хотели повторить атмосферу калифорнийских офисов и гаражей, где создавались проекты, ставшие империями. Это нельзя прочитать в цвете стен или на плакате. Создание атмосферы происходит не только благодаря архитектуре, но и за счет деталей, объектов с историей, арт-объектов, которые нравится рассматривать и фотографировать.

Екатерина Турбина, Архитектор

Случайно увидев объявление о том, что завод химреактивов выбросил тысячи стеклянных трубочек, основатели агентства Виктор Матыцин и Владимир Синельников забрали их, а Екатерина Турбина — архитектор проекта — собрала из них инсталляцию, закрывающую стену у лестницы.

В офисе собрана целая коллекция самолетиков из авиамодельного кружка восьмидесятых, их купили на Avito. А стулья на входе в офис привезли из давно закрытого советского Дома культуры. Такие артефакты придают пространству особую атмосферу.

Как концепция третьего места вдохновила основателей агентства Aero на открытие нового рабочего пространства

5. Позитивный настрой

Известно, что как встретишь год, так его и проведешь. Ремонт нового офиса планировалось закончить как раз к Новому году, но что-то пошло не так, и корпоратив решили провести прямо посреди ремонта: на входе выдавали каски, с потолка свисали голые лампочки, на полу и стенах — бетон. Это была одна из самых запоминающихся вечеринок в компании. Праздники (зачастую без повода) в нашем офисе - частое явление и да, приметы работают.

Торжественное открытие офиса, декабрь 2019

Поиграть в дартс, пинг-понг, петанк и даже покидать мяч в баскетбольное кольцо — наши способы размяться между рабочими встречами. А в HR-отделе есть ивент-менеджер, которая занимается внутренними мероприятиями, мотивирующими чаще приходить в офис. Делиться знаниями — важная часть нашей корпоративной культуры и каждую неделю кто-то из команды проводит воркшопы или читает лекции для всех желающих. Также мы приглашаем внешних спикеров — например, недавно проходил мастер-класс по искусству публичных выступлений от куратора спикеров TEDx.

А на случай дождливых вечеров у нас есть винный холодильник и проектор. Вместе мы варим глинтвейн и смотрим хорошие фильмы.

6. Здесь можно встретить новых друзей

Обстановка, окружающая посетителей третьего места, не должна затмевать их личности. Благодаря тому, что здесь отсутствуют пафос и претенциозность, люди не начинают себя контролировать, чувствуют себя свободно и раскрепощенно. По атмосфере и степени психологического комфорта третье место похоже на первое — дом. Здесь собирается близкое по духу окружение.

Наша задача — создать для команды комфортные условия, чтобы помочь каждому раскрыть свои потенциал и найти баланс между рабочей и личной жизнью. Живое общение объединяет, появляются новые связи. Ребята могут пообедать, поиграть в теннис — и заодно обсудить вечерний поход в бар или на каток. Вряд ли до такого можно договориться в рабочем чате.

Маргарита Кириллова, HR-директор
Как концепция третьего места вдохновила основателей агентства Aero на открытие нового рабочего пространства

А у вас есть свое третье место?

6767
22 комментария

Пф, в совке третье место придумали писят лет назад! Гараж называется))

8

Вот, вот! Причем в гараже можно и прибухнуть. И рок группу организовать. Или стартап, как сейчас это стало модно

3

хаха) это точно))

Опять отдыхающие ребята. А работать когда?)

2

Если от алкоголика прятать выпивку — он будет её искать и когда-то найдет. Если человека, который не может нормально работать посадить в пустую комнату с потолком "армстронг" — он найдёт на компьютере пасьянс.
Мы не берём на работу алкоголиков и лентяев, поэтому у нас есть винный шкаф и теннисный стол, потому что так приятнее жить.
Вопросы про "когда работать" можно больше не задавать, спасибо :)

4

Классное воплощение задуманного!

2

Сначала прочёл как "Концепция третьего рейха, вдохновила..."

1