Путь к ICO – от блог-платформы к блокчейн-проекту (тест по Алексею Кролу)

Чек-лист для проектов, выходящих на ICO – на примере инновационного стартапа

Путь к ICO – от блог-платформы к блокчейн-проекту (тест по Алексею Кролу)

В 2016 году мы запустили стартап mapala.net - блог-платформу для путешественников, в котором была успешно реализована монетизация туристского авторского контента. За 10 месяцев более полутора тысяч людей написали свыше 7000 статей о городах, путешествиях и активном отдыхе и получили за это вознаграждение, эквивалентное примерно 2 млн. рублей.

Путь к ICO – от блог-платформы к блокчейн-проекту (тест по Алексею Кролу)

Всё было замечательно - идея, команда энтузиастов с горящими глазами, видение путей развития. Были планы по созданию “конструктора путешествий”, внедрению p2p-сервисов. Мы запустили pre-ICO, предварительный сбор средств на развитие проекта. В нас поверили простые люди, наши пользователи, стали поддерживать проект. Мы продолжали развиваться, работая с теми скромными ресурсами, что у нас были – создали новую версию сайта, тестировали идею с так называемой “очередью бесплатных путешествий” – моделью конкурса, в рамках которого мы публиковали на специальном аккаунте истории путешествий от наших пользователей. Набравшие по итогам голосования наибольшее количество баллов авторы отправлялись в путешествие. Всё было бы неплохо, вот только крупные инвесторы, которых мы пытались привлечь для ускорения работы над проектом, не торопились расставаться с деньгами. Переговоры с ними не приносили успеха.

Путь от блог-платформы до блокчейн-проекта был непростым
Путь от блог-платформы до блокчейн-проекта был непростым

Отработать разные гипотезы и проанализировать результаты нам стоило много “крови, тяжёлого труда, слёз и пота”*, пока мы не пришли к верному выводу: нельзя решить проблему потребителей услуг, не решая проблему поставщиков этих самых услуг. Это можно и нужно делать синхронно.

Так появилась концепция TravelChain - глобальной системы данных обо всех потребителях и поставщиках услуг на рынке туризма, построенной с использованием блокчейн-технологии. Разумеется, тут же мы получили критические отзывы и массу вопросов о том, как и зачем мы собираемся выходить на ICO: “А почему ваш токен будет расти в цене? А сколько я заработаю за год? А за два? А почему столько? А вы уверены?..”

Вместо того, чтобы отвечать одно и то же, мы вооружились недавней статьёй известного лектора и кинопродюсера, автора проекта Serendipity Алексея Крола, который прошёлся по диванным экспертам – любителям попиариться за счет критики проектов, выходящих на ICO, вплоть до обвинений в скаме. В своей публикации Крол определил важнейшую составляющую любого инновационного проекта:

Неопределенность следует из природы инновации, когда вы решаете проблему, которую до вас никто не решал. Если в серьезном инновационном проекте вы видите обещания точных метрик - вот это, б@#$ь, СКАМ.

Инновации - это всегда путь проб и ошибок.

Тестирование гипотез вплоть до успеха.

* Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слёз и пота

Уинстон Черчилль

Мы решили применить 3 критерия Крола (цитаты в начале каждого пункта) к задачам нашего проекта и сделать своеобразный чек-лист перед выходом на ICO. Вы можете использовать наши наработки, чтобы проанализировать готовность своего проекта и не тратить время на диванных экспертов и злобных критиков.

1. Критерий общественной значимости

Задача абсолютно общественно значима, это значит, она не просто даст деньжат, а, возможно, даст market shift

С помощью проекта TravelChain мы хотим изменить облик индустрии туризма, вывести ее на качественно иной уровень. Проект будет аккумулировать данные (пользовательские данные, базы данных профессиональных создателей контента и данные компаний) и обрабатывать их при помощи AI-алгоритмов.

Конъюнктура рынка, с которого будут уходить посредники, уступая место блокчейну и смарт-контрактам, не сможет сохраниться в прежнем виде. Рынок ожидают тектонические сдвиги, и это хорошо, потому что в нынешнем виде он похож на калейдоскоп. TravelChain создаст мозаику из этого хаоса, структурировав данные, и, обеспечив, с одной стороны, их сохранность и неизменяемость в блокчейн-сети, а, с другой – их циркуляцию в системе благодаря встроенным экономическим стимулам. Market shift представляется вполне осязаемой перспективой на фоне подобных перемен.

Эти вопросы помогут вам проверить свой проект по критерию общественной значимости:

  • изменится ли облик всей индустрии с выходом вашего проекта?
  • сохранится ли конъюнктура и отношения участников рынка в прежнем виде?
  • проект помогает только одной стороне (участникам) рынка или нескольким?
  • можно ли ожидать, что баланс сил на рынке перераспределится?

2. Прозрачность проблемы

Проблема, которую решает проект - очевидна, т.е. если для ее объяснения нужно более 10 строчек - это буллшит

Вот как мы проверили этот критерий на примере TravelChain (нам хватило всего 7 строк!):

  • Две трети туристов тратят много времени и испытывают стресс при самостоятельном планировании путешествия. Это проблема.
  • Люди не получают вознаграждения за их персональные данные. Это проблема.
  • Поставщики услуг на рынке туризма вынуждены тратить огромные суммы на рекламные кампании в Google и Facebook, причем эти суммы растут от года к году. Это проблема.

TravelChain нацелен на решение всех вышеописанных проблем.

Путешественники могут начать получать удовольствие от планирования поездок и пользоваться качественными кастомизированными сервисами.

Компании могут иметь доступ к базам обработанных данных, что позволит им создавать персонализированные предложения, и снизить рекламный бюджет.

Эти вопросы помогут вам проверить свой проект по критерию проблематизации:

  • можете ли вы описать проблему не более 10 строк?
  • если спросить других участников рынка, назовут ли они такую же проблему? (сколько участников подтвердят её наличие?)
  • действительно ли проблема не выдумана лично вами здесь и сейчас, а существует уже не первый год?

3. Отсутствие решения на рынке.

Существующего решения просто нет в рамках известных технологических подходов

Есть ещё и третья, не самая очевидная проблема туристической индустрии: существующие игроки не смогут сделать единую базу данных и стандарт обмена, т.к. если кто то из них начнет это делать - он потянет одеяло на себя и остальные начнут сопротивляться. Нужна третья сторона, ею и может выступить TravelChain.

На сегодняшний день ни одна технология, кроме блокчейн, не предлагает комплексного, эффективного и умного решения проблем потребителей и поставщиков услуг на рынке туризма.

Ни одна технология, кроме блокчейн, не позволяет реализовать в индустрии туризма такие задачи, как накопление, обработка, структурирование и сбалансированное распределение данных, а также их защиту от стороннего воздействия.

Ни одна технология, кроме блокчейн, не предлагает новую модель экономики, в которой для выражения стоимости сделки или прав на использование помещения можно создавать и распределять токены, функции нотариусов выполняют смарт-контракты, а обмен ценностями носит публичный характер и записывается в истории транзакций навсегда.

Ни одна технология, кроме блокчейн, не подходит для создания и развития инфраструктуры, в которой участникам для совершения сделок не обязательно доверять друг другу и быть лично знакомыми.

А, значит, критерий решения тоже выполняется.

Эти вопросы помогут вам проверить свой проект на релевантность и нужность решения:

  • нужны ли вашей индустрии новые решения, закрывающие острые проблемы?
  • сможет ли ваш проект занять над-позицию или позицию посредника между существующими участниками рынка?
  • есть ли альтернативные технологические решения на рынке, которые могут конкурировать с вашим проектом?

Если вы успешно справились с ответами на все вопросы и ваш проект удовлетворяет всем вышеуказанным критериям, можете смело готовиться к ICO и заручаться поддержкой лидеров мнений, а на диванных экспертов махнуть рукой.

Дмитрий Кин, блокчейн-евангелист.

4141
23 комментария

Это по крайней мере глобальная тема, а не токен привязанный к песку или бананам

5
Ответить

Очень интересный и перспективный проект.
С Мапалой знаком не понаслышке, сам принимаю участие и публикуя статьи и участвуя в конкурсах.
Однозначно, желаю удачи и рекомендую всем присмотреться!

5
Ответить

В общем-то действительно нужно убедиться в том, что у тебя есть достойный проект, прежде чем собирать деньги на ICO. Об этом как-то в суматохе забывают.
Но есть вопросы оценки проекта и есть вопросы, касающиеся проведения самого ICO. Какой бы ни был отличный и перспективный проект, потенциальных инвесторов интересует простой вопрос: а на что именно можно рассчитывать в случае успеха? Это же элементарный вопрос, ответ на который должен быть также дан в нескольких строчках. Если ответа на этот вопрос нет в кратком и ясном изложении, то это действительно какой-то буллшит. Как на него можно ответить - зависит от выбранной схемы проведения ICO, что собой представляет токен и что он дает инвестору в случае успеха проекта.
Вопросы про потенциальную доходность будут возникать, несмотря на неопределенность будущего проекта. От этого никуда не деться. Поэтому надо иметь хотя бы общее представления о величине рынка в целом и о доле на нем, на которую проект может претендовать в случае успеха. И опять же нужна очевидная связь между успехом проекта и доходом инвестора (например, если токен не меняется в цене, не дает прав на прибыль или долю в капитале, не может быть выкуплен обратно по большей стоимости, то успех основателей проекта не принесет ничего инвестору, кроме бескорыстной радости за ближнего).
И не надо подменять оценку потенциального дохода в случае успеха на гарантию точной суммы дохода. Кстати, точную сумму дохода можно зафиксировать двумя способами: заем под процент или дисконт при продаже токена. Обманом является не фиксация суммы дохода, а гарантия получения дохода - безрисковых вложений. Но поскольку эта сфера с очень высоким риском, то фиксировать какой-то небольшой доход - это отбивать интерес инвесторов.
И не надо бояться критики и сразу же раздавать ярлыки, заранее негативно высказываясь в адрес тех, кто возможно раскритикует ваш проект, принижая значимость их мнения, независимо от того насколько хорошо аргументирована их позиция. Это выглядит как неуверенность и заведомо слабая позиция. Надо обязательно подготовиться к очевидным ожидаемым вопросам, сделав для этого заготовку ответов по часто задаваемым вопросам.
Нужно ли реагировать на критику или ограничиться нелестными эпитетами в адрес критикующих? Надо отделить бессодержательные нападки (в чистом виде негатив) от аргументированных замечаний и скептических вопросов. Негатив в чистом виде можно игнорировать. А аргументированную критику уже смотреть по существу и отвечать на нее исходя из своей выстроенной позиции по вопросу.
Надо быть готовым защищать свой проект, также как когда вы представляете свой проект узкой группе инвесторов или какому-то жюри. Не надо стараться кого-то переубедить, а просто уточнять свою позицию и приводить дополнительные аргументы в пользу своего решения/своей системы, объясняя почему выбран именно такой вариант и почему отказались от других. Надо помнить о том, что у всех решений есть свои недостатки, главное чтобы они не были критическими.

5
Ответить

очень правильный коммент.

2
Ответить

Забавно, что шестеро комментирующих в позитивном ключе - зарегистрированы сразу после публикации статьи. Копирайтеров с мапалы подключили? )

3
Ответить

Иногда жизнь гораздо проще чем кажется)) У нас есть сообщество, статью закинули в чат, некоторые люди решили не оставаться равнодушными и поддержать.

3
Ответить

Не передергивайте. Ничего удивительного в том, что сюда пришли реальные люди с той же Мапалы, нет.
Авторы (заметьте) поддерживающие проект - это хороший показатель.

3
Ответить