Может ли интроверт стать успешным предпринимателем?

Привет! Я Вера Иванова, ведущий трекер в стартап-студии Admitad Projects. Сегодня хотелось бы поделиться своими наблюдениями о предпринимателях-интровертах. Раньше интровертом было быть вроде как неприлично.

Вспомните все эти мотивчики из прошлого века: «Сила в коллективе» и прочие «Важно быть открытым для товарищей». Ну а если человек больше живет «в себе», значит, он скрытен — верить ему нельзя!

Может ли интроверт стать успешным предпринимателем?

Подобные стереотипы вбивались в головы годами и вполне успешно формировали некую структуру «интроверт = почти неудачник». О каком уж предпринимательстве тут может быть речь?

Но перешла ли эта модель восприятия из системы прошлого в современную или это и не стереотип вовсе, а суровая правда? И интроверт — такой себе на 100 % исключительно наемный работник, который не хочет и не умеет строить бизнес со всеми его сложными составляющими: ежедневным общением, расширением связей, умением отстаивать свои позиции и так далее?

Похоже, что совсем наоборот

International Journal of Multidisciplinary Research and Development отметил интересный факт, зафиксированный учеными в ряде полевых исследований: интроверты имеют некий собственный стиль управления — Servant Leadership. И именно этот стиль позволяет им становиться более успешными руководителями, переплевывая в своих достижениях экстравертов.

Как же так?

Ведь открытый и энергичный экстраверт-босс, излучающий уверенность, — вот же он, образ классического лидера_успешного_бизнесмена? Мы постоянно наблюдаем таких ребят вокруг себя: в общественной жизни, на работе, в YouTube и на TV, в конце концов! И это вроде бы логично: люди, которым нравится быть в центре внимания, заряжаться от энергетики других людей — вот они, истинные руководители, не так ли?

Но интроверты, со своей вечной отстраненной позицией уединенного наблюдателя, не так просты.

Мы не понимаем интроверсию в бизнесе?

Да, возможно, им дискомфортно коммуницировать с большим количеством сотрудников или клиентов, но зато они могут увидеть ситуацию со стороны. А отстраненный, холодно-расчетливый взгляд на бизнес не менее важен, чем умение активно и напористо преодолевать всевозможные рабочие трудности. Да и переговоры глаза в глаза для предпринимателя не менее, а зачастую и более важны, чем умение держаться «на людях».

Именно на таких переговорах интроверт можно проявить свою сильную сторону: выслушать и услышать оппонента, обдумать его слова и дать взвешенный ответ. Или взять паузу для такого ответа: ведь интроверт обычно не про скоротечные решения.

Кроме того, интроверту легче усилить свое присутствие в общении с клиентом, и это чаще всего будет воспринято как знак сближения. А вот экстраверту «уменьшить» свою явную яркую личность все же труднее, ведь это образ жизни.

Еще невозможно не отметить преимущество, крайне актуальное в современном обществе с его постпандемийными реалиями общения на удаленке. Тут, кстати, ну никак нельзя не вспомнить этот мем:

Может ли интроверт стать успешным предпринимателем?

Ведь экстраверты привыкли на все 100 % использовать свое личное обаяние и буквально давить на человека своим шармом, но сейчас такая возможность сильно урезана во многих отраслях.

А интроверты, наоборот, получили новые возможности — использовать силу своего «текстового» обаяния в переписках или на удаленных переговорах через тот же Zoom. Когда у них нет хотя бы дискомфорта от физического присутствия человека на расстоянии вытянутой руки (от самой необходимости общаться, конечно, никуда не деться).

Конечно, будет неправильным утверждать, что экстраверты не умеют в предпринимательство, ведь разнообразные социальные навыки вроде умения продавать и обзаводиться связями — важны. Здесь 1:0 в пользу экстравертов.

Но достаточно ли этого для достижения целей бизнеса? Можно ли повысить его ценность за счет только продаж и расширения собственной сети условных продавцов-покупателей?

Ведь можно расширять сеть, а можно понять, есть ли у продукта дополнительная ценность.

И если она есть и аудитория готова платить, то поднятие цены ×3 даст больше доходов, нежели еще один открытый магазин. Больше доходов и значительно меньше усилий. Именно в таких моментах и пригодится интроверт с его привычкой смотреть на проблему со всех сторон, перекатывая ее внутри себя.

Но у интровертов, благодаря своему психотипу, есть преимущества не только в аналитике и Ко. Как это ни странно звучит, иногда интроверт — куда более лучший собеседник.

Грег МакКаун, автор бестселлера «Эссенциализм» пишет: «Никто не хочет вести “деловой разговор”, особенно те, кто находятся на высшем уровне бизнеса и политики. Они жаждут настоящих разговоров и настоящих отношений. Нужно быть подлинным и искренним».

Посудите сами, с кем бы вам больше хотелось общаться: с доминирующим оратором или человеком, который умеет слушать и слышать не только себя?

Итого: преимущество предпринимателя-интроверта

Проблема, озвученная в этой статье, неоднократно обсуждалась в разнообразных маститых изданиях — Business Insider, Industry Weeks, Inc.

Во всех материалах проходит одна и та же мысль: интровертам проще найти решение проблемы, а их мышление позволяет видеть картинку бизнеса целиком. Интроверты лучше разрешают конфликты и являются лучшими лидерами.

Попробуем собрать в один список черты, свойственные большинству интровертов, и оценить их возможное значение для бизнеса. Итак, интроверты:

  • чаще реалисты, чем строители облачных замков;
  • ставят на первое место свое душевное спокойствие;
  • избегают общения с токсичными/циничными людьми;
  • не стараются нравиться всем, разборчивы в своих социальных связях;
  • слушают внимательнее, чем экстраверты, могут лучше понять проблему.

Каждая из этих особенностей способна помочь предпринимателю решать задачи своей компании. А некоторые из них позволят решать эти же задачи по-настоящему качественно.

Так стоит ли интровертам «лезть в бизнес»?

Может ли интроверт стать успешным предпринимателем?

Спросите это у Уоррена Баффетта, Билла Гейтса, Ларри Пейджа, Марка Цукерберга или Илона Маска. С одной стороны.

С другой стороны — они заняли свои места на бизнес-Олимпе не потому, что были интровертами, а потому, что смогли развиваться в нужном направлении. В том числе используя сильные стороны типа личности.

Если интроверт, который читает эту статью, готов работать над собой, по аналогии с этими ребятами — тогда да, у него есть все шансы стать успешным предпринимателем.

А если же нет — …что ж, в найме или на фрилансе тоже можно неплохо устроиться. Правда, возможно, придется тщательно скрывать свои особенности и притворяться экстравертом — ведь это так нравится руководству.

P. S. В нашей стартап-студии Admitad Projects успешно сосуществуют и работают и экстраверты, и интроверты. Заглядывайте в наш чат и Telegram-канал — возможно, вы найдете что-то интересное для себя.

2424
16 комментариев

А почему на фоточке Ларри Пейдж, а написано Сергей Брин?

7
Ответить

Это не опечатка, это байт от экстраверта)

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

не думаю, что успех бизнеса зависит от того, интроверт ты или экстраверт. ни то, ни другое не гарантирует успех или провал, так как на развитие бизнеса влияет очень много факторов

2
Ответить

Поэтому идеально когда бизнесом рулят даа человека, интроверт и экстраверт. Был у меня пример двух таких ребят. У них выходило просто супер

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить