Маркетплейсы требуют не вносить их в список предустановленного на смартфоны ПО. Чего они боятся?

Маркетплейсы требуют не вносить их в список предустановленного на смартфоны ПО. Чего они боятся?

Стало известно, что организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) обратилась в Министерству цифрового развития с требованием изменить критерии для предустановки приложений для онлайн-торговли, либо попросту отказаться от этой инициативы.

Просьба организации в письменной форме была направлена замглавы Минцифры Максиму Паршину. Об этом ОПИ сообщило издательскому дому "Коммерсантъ", кроме того, предоставим ему копию обращения в Министерство.

Повод для подобного обращения созрел сам собой. На днях мы уже писали о том, что Wildberries может оказаться в списке отечественного ПО, которое должно быть предустановлено на электронику до факта продажи покупателям. Инсайдеры заявили, что именно руководство маркетплейса побудило Министерство цифрового развития задуматься над расширением списка обязательных программ. Для покупателей эта идея, в целом — отличная. Они получат доступ к онлайн-витринам о которых, возможно, даже не знали. Для продавцов, история, казалось бы, тоже позитивная — предустановленное ПО может сработать как отличное промо для их товаров. Но не все так прозрачно.

На деле, в рамках существующего законодательства, оказаться на экране пользователей смогут приложения лишь некоторых маркетплейсов. То есть все игроки рынка онлайн-торговли просто физически не смогут попасть в список обязательного ПО.

Дело в том, что законопроект подразумевает обязательную остановку лишь одного или двух приложений, если разница между количеством их пользователей меньше 5%. Получается, что небольшие маркетплейсы и крупные игроки, которые оторвутся от лидера больше, чем на эти 5% просто не смогут принять участие в формировании нового списка.

Именно поэтому в Ассоциации компаний интернет-торговли тоже не стали поддерживать инициативу о внесении в перечень обязательного ПО e-commerce приложений.

Именно сильная конкуренция способствует тому, что наши компании создают качественные продукты и сервисы.

президент АКИТ, Артем Соколов

В целом, затея по внесению торговых приложений в новый перечень программного обеспечения противоречит первоначальной идее самого законопроекта. Предполагалось, что приложения, устанавливаемые на смартфоны смогут поддержать отечественных разработчиков. Мол, российские программы должны получать первоочередной доступ к пользователям. Но на рынке e-commerce в России нет подобной конкуренции, потому что доля иностранных площадок составляет всего лишь 14%. То есть защищать от натиска американцев просто некого. Получается, что необходимости в изменении списка нет, а инициативу сделать это в Минцифры закинули именно со стороны одного из игроков.

Учитывая, что все маркетплейсы, кроме Wildberries выступают против нововведений, легко подумать о том, что именно дикие ягоды ратуют за внесение e-commerce площадок в список обязательного ПО. WB уже высказало свою позицию, которая очень схожа с мнением маркетплейса, которое он высказывал во время недавнего скандала с Visa — вокруг враги, нужно не бояться, а делать.

…Предустановку российского софта пытаются блокировать компании, которые боятся открытого честного конкурса или не могут участвовать в нем из-за иностранных владельцев……на наш взгляд, подобное давление на решения госведомств является незаконным и должно расследоваться…

пресс-служба Wildberries

Кстати, издание «Коммерсантъ» сегодня указало на то, что Wildberries мог инициировать начало работы над поправками потому, что не доволен конкурентным преимуществом другого игрока рынка — "Яндекс.Маркет". Мол, компания уже имеет доступ к покупателям, потому что маркетплейс зашит внутрь ее браузера, а он уже вошел в число обязательного ПО.

Следуя этой логике, все маркетплейсы уже получили какое-никакое преимущество: войти через браузер на Ozon, AliExpress или Wildberries никто не запрещает. Но шутки шутками, а раздел места на экранах пользователей ни к чему хорошему не приведет. Пока одни маркетплейсы будет нести маркетинговые затраты и продвигать свои площадки среди покупателей, другие смогут просто подмигивать им с экрана смартфона. Так ли выглядит честная конкуренция среди продавцов?

1111
17 комментариев

Жесть, ягода уже краёв не видит.

10
Ответить

Делят пользователя как только могут, даже не спрашивая нужно ли ему это.

6
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Главное, чтобы следом не появился новый налог за пользование смартфоном по причине, например, поддержки разработчиков обязательных предустановленных приложений.

4
Ответить

Очередное доказательство того, что Ягоды - помойка.

3
Ответить

А я принципиально не покупаю официальные белые телефоны в России именно из-за предустановленного неудаляемого говнософта, который мне не нужен, но который будет шпионить за мной собирая мои данные и имея рут-права, как и любое системное приложение. Пытаясь навязать мне своё говно, они делают только хуже продавцам и производителям телефонов. Прощай Самсунг, привет OnePlus.

2
Ответить

Ну собирать все ваши данные и "серые" телефоны будут. И у "серых" телефонов тоже есть предустановленные приложения что у самсунга что у других моделей, кроме где "чистый андроид" моделей (по типу гуглофонов, Нокии, Мотороллы и им подобным). Не важно купить его в РФ или в США. 

Ответить