Не делайте ничего, пока не продадите продукт. Пожалуйста

Проверить идею стартапа можно за 5 минут и 200 рублей. Но большинство людей, несмотря на очевидную важность проверки, этого не делают. Иногда мы думаем, что очень умны, и окружающие просто не понимают всей гениальности задумки. Но практика показывает, что если вы не сумели продать продукт прямо сейчас, то не стоит даже начинать его делать.

За несколько лет работы с людьми, желающими превратить свою деятельность в то, что принято называть стартапом, становится видна основная причина, по которой 95% идей проваливаются. И эта причина – логика. Совершенно очевидно, что вы не можете продать что-то ненужное кому бы то ни было. Речь идет о долгосрочной перспективе, а не о фроде. Однако большинство людей, которые к нам обращаются, продолжают этот факт игнорировать.

Чашкокофейный тест

Все любят пить вкусный кофе или чай. По крайней мере найдется хотя бы один такой человек в вашей целевой аудитории. Почему бы после возникновения и обдумывания гениальной идеи не сделать так: заходите в первое попавшееся кафе, ищите там человека, максимально подходящего к вашей целевой аудитории (если вы не можете ее описать или продаете продукт "всем", то стоит вернуться домой и думать дальше), и говорите ему:

– Привет! Можно я угощу вас чашкой чая, кофе или пирожным? У меня есть идея нового продукта (сервиса), и я планирую начать его реализовывать. Всё, что мне нужно сейчас взамен – это ваше честное мнение, насколько эта идея удачна.

Перед этим, конечно, стоит уточнить какие-то ключевые моменты, необходимые для репрезентативности. В процессе этого разговора важно:

  1. Рассказать идею ясно, четко, коротко, не спеша и без эмоций;
  2. Показать визуализацию продукта: график, схему, фото прототипа или сам прототип;
  3. Если у вас есть харизма – не применять ее, как бы вам ни хотелось ее расчехлить;
  4. Ни в коем случае не спорить с человеком, что бы он ни говорил;
  5. Запоминать и записывать детали, понимать эмоциональную реакцию собеседника;
  6. Попросить назвать 2-3 причины почему идея может не сработать;
  7. Поблагодарить человека за уделенное время и честные ответы.

Пункт 6 важен, потому что люди могут поддерживать идею из-за вашей прекрасности и угощения, а нужен честный ответ.

Не делайте ничего, пока не продадите продукт. Пожалуйста

Повторите этот тест не менее 5 раз, и если вы будете слушать людей, ваше мнение о собственной идее значительно изменится. Относитесь к себе честно: если вы ловите себя на мысли, что люди просто вас не понимают или объясняете отсутствие у них веры в идею какими-то другими причинами, то скорее всего это означает, что правы они. Безусловно, не всегда стоит слушать рандомных людей, однако именно они будут платить вам деньги. И если они не понимают, зачем это делать, ваша идея ничего не стоит.

Если вы скептически относитесь к этой затее – просто попробуйте такое проделать, это не займет много времени, а вы ощутите на себе, что именно я имел в виду.

Продайте продукт сегодня

Это можно сделать практически для любого бизнеса. Просто берите в руки телефон или идите на улицу, и попытайтесь сделать так, чтобы кто-то купил ваш продукт прямо сейчас.

Был такой случай в США в середине нулевых: парень анонсировал сервис, который просматривал вашу почту и автоматически добавлял важные события в календарь. Можно было сразу же попробовать это сделать: заходите на сайт, отправляете заявку, даете доступ сервису к своей почте, календарю, и вуаля. Работало это настолько хорошо, что сервис быстро стал развиваться.

Не делайте ничего, пока не продадите продукт. Пожалуйста

Секрет оказался прост: основатель со своим другом сидели день и ночь и делали это все вручную. Просто смотрели письма и записывали их в календарь. На полученные деньги были наняты дополнительные люди, ну а потом и программисты, которые все автоматизировали до возможной степени.

Этого продукта давно нет: такое умеют делать почти все почтовые сервисы, но сам подход актуален и сегодня - он логичный, простой, быстрый и дешёвый.

Вы можете продать продукт или услугу, которой пока нет, любому человеку, а затем создать то, что он купил. Но если у вас не получается это продать, значит и делать нет никакого смысла.

Найдите аудиторию

После того, как идея проверена, а продукт удалось кому-то продать, стоит понять размеры и реакцию целевой аудитории. Для этого по-прежнему не надо делать продукт.

Создайте группу в социальной сети, канал в Telegram или простой лэндинг на любом конструкторе. Разрекламируйте это что-то: можно или бесплатно, вручную, или потратив незначительные деньги на посты в тематических ресурсах. И снова поговорите с людьми, задайте им вопросы, устройте голосования и поднимите темы для обсуждения. Коммьюнити, которое вы создадите, не только даст вам ценную информацию и при хорошем раскладе станет пулом ваших первых клиентов, но и послужит ядром вирального эффекта.

И только потом делайте

Будь то онлайн-магазин, сайт с услугами, любой товар, мобильное приложение – неважно, делать это стоит только тогда, когда вы уже продали свой продукт, но не раньше.

Не делайте ничего, пока не продадите продукт. Пожалуйста

В своем канале в Telegram я очень много пишу по этому поводу, но, к сожалению, непротестированные идеи все ещё встречаются часто. А несколько простых тестов, включая прежде всего общение с вашими потенциальными клиентами – дело не только эффективное, но и приятное :)

1111
20 комментариев

Чел, круто!! Если бы все слушали эту твою а-ля бээмщину, то в наших городах были бы только кофе с собой и прочая хипстерская лабуда. Понятно, что весь текст задуман исключительно только для того, чтобы в концовочке воткнуть ссылочку на свой телеграм-канал.

11
Ответить

Не совсем ясно в чем связь между тем, что нужно тестировать идею, и хипстерством? Статья не только об IT бизнесе. Rutaxi, куда входит такси Везет, начиналось с того, что они сразу закупили кучу логанов?

В комментарии ниже вы сравниваете локального игрока – такси Везет, с глобальным – Uber, по локальному рынку. Uber еще в прошлом году перевалил за 5,5 млн поездок в день (https://techcrunch.com/2016/07/18/uber-has-completed-2-billion-rides/). В то время как мало кто ожидает выхода такси Везет на индийский рынок, где у того же Uber 60 млн MAU.

Почему капитализация Snapchat выше чем Алмаз-Антей, несмотря на то, что первое – кривляние на экране телефона, а второе – реальные алмазы? Потому что для оценки бизнеса не столько важно где он сейчас, важно где он будет завтра. Молодеж, пользующаяся Snapchat, когда вырастает, по статистике продолжает ей пользоваться. А мальчики и девочки, которым исполняется 10-12 лет, приходят в сервис постоянно. Спрос же на алмазы неэластичен.

Так же и с такси: Uber и Везет – разные аудитории. Даже если забыть про глобальность-локальность рынка, то Uber'ом никогда не будут пользоваться целые слои населения, которым комфортнее позвонить. А хипстер никогда не закажет Везет. Но через 10 лет людей, заказывающих такси по звонку телефона, будет гораздо меньше, а через приложение – больше. Именно поэтому с появлением Uber Везет сразу же сделали мобильные приложение.

Статья в том числе и для такого вот общения: можно ненавидеть все "хипстерское" (что бы под этим не подразумевалось), а можно видеть эту нишу и что-то продавать и хипстерам в том числе )

4
Ответить

РЕБЯТА! Тут информация действительно важная!

Сколько бизнесов погорело из-за плохих тестов? Или даже из-за отсутствия тестов?
Любую сферу, особенно онлайн-деятельность, можно проверить, результаты будут сырыми, но это лучше, чем вкладывать десятки, сотни тысяч долларов в проект с наскока!

Лучше потратить 10-30 тысяч рублей на тесты и убедиться, что все работает, к примеру. Чем закупить материала, оборудования, товара на миллионы рублей, и оказаться без продаж. Примеров масса, я сам так два проекта запускал, один из них: сделал группу вк в 2010 году и пригласил просто всех друзей, так как подходили по ЦА, и сразу собрал кучу заявок на покупку. Меня это сильно подопнуло дальше двигаться. А второй проект - был довольно большой, требовал немало усилий и денег на запуске, в итоге нарисовали сайт, настроили рекламу, пустили трафик, в итоге получил неудовлетворительные результаты, проверили множество гипотез, и мои 30тыс рублей на тесты были единственными вложениями в этот проект, чему я сильно был счастлив!

2
Ответить

Оп... И сколько раз ты лично вкладывал "сотни тысяч долларов" в проект с наскока?

1
Ответить

А какой у Вас самого есть успешный "нехипстерский бизнес"? ссылочками, по-моему, ни здесь, ни где-то еще сейчас никто не брезгует, естественно все хотят привлечь людей в свои блоги. Но написано по делу, может Вы везучий человек и нет опыта общения с заказчиками, которые уверены, что на их великолепную инновационную идею будет такой спрос, что просто фэйсбук останется нервно курить в сторонке. Если бы люди реально задумывались, а кому кроме них самих это нужно будет и как-то проверяли этот момент, было бы куда меньше денег и их же времени потрачено впустую на неудачные проекты. А виноваты потом, естественно, исполнители, которые не так реализовали идею, или кто угодно еще, главное не сам фантазер.

2
Ответить

Сонечка, бизнес это не только "стартапы", "идеи", "фейсбуки" и прочая ваша хипстерскооринтирванная лабуда.

Отличный пример показали Яндекс такси и Убер (т.к. подняли недавно эту тему). Ебать, уберизция идёт, новый тренд, инвестиции, инвесторы, капитализация.... Сколько у "гениального" проведшего ребрендинг убера поездок в день? 150 тыщ. Сколько у такси "Везёт" на ушатаных логанах? 1,3 миллиона. Занавес.

Можете дальше ходить на питчи, стартап-тусовки и зазывать бездельников к себе в бложики. Вам кликнули по рекламке-2 центика упало, а читателю плевать - всё равно бесцельно серфит, если готов потратить своё время на лабуду, подобную данному тексту.

Ответить

Это очень спорно.

Это скорее методика определения спроса на продукт.
Естественно, что не стоит делать никому не нужную вещь.

Гляди, будет ли успешен проект по производству машины вроде "Ока"?
Ты скажешь - 100% нет.
А если эту машину будет делать Мерседес Бенс и сделает из идеи мало-литражки, офигенный по качеству продукт?
Spark.

Если бы производитель "Ока" смог бы сделать из своей машины, такой же качественный продукт как Spark, было бы до фига продаж.

Многое зависит от качества продукта.
Никому не интересен неудобный, некрасивый продукт.
Но если он сделан круто и даже если он строит дорого к нему будет интерес.

Делая "гавно" вместо продукта, у тебя нет шансов продавать.
Делая высоко-классный продукт, твой продукт хотят все...
Но есть ли у тебя деньги, силы, знания чтобы сделать вещь строящей?

Ты можешь взять любой известный продукт или сервис и сделать аналог.
Если сделаешь, хорошо ты отожмешь себе 5-15% рынка.
Первое что приходит в голову - это Slack.
Но ты не сможешь сделать его качественным продуктом, потому что у тебя банально нет
ни денег, ни опыта делать качественные вещи.

1
Ответить