T-shaped специалисты во фрилансе

Какие навыки хорошо бы подкачать фрилансеру, чтобы войти выстроить долгосрочную стратегию работы? И причем тут T-shaped?

T-shaped специалисты во фрилансе

Рынок фриланса растет в мировых объемах с каждым годом. Этому свидетельствуют многие исследования. К примеру, исследование «Gig-экономика», в котором эксперты из PwC в начале 2021 года проанализировали основные тренды глобального и российского рынка фриланса. При этом начинают происходить качественные перемены. Одновременно с процессом роста на нашем рынке вызревает ядро сильных спецов-фрилансеров, работающих на этой ниве не первый год. Во фрилансе появляются не просто временные работники, которые вышли на рынок с целью частичной занятости, но и зрелые специалисты с широким кругозором и сильным набором навыков, которые оказались тут не случайно. Такие люди могут уже реализовать относительно сложные комплексные проекты самостоятельно или с привлечением минимального количества сторонних ресурсов. Но чтобы пробиться в элитный дивизион фрилансеров стоит качать не только одно узкое профессиональное направление, но и работать по прокачке скилов широким фронтом.

T-shaped — это…

Уже давно с развитием Agile в малых и средних компаниях идет положительный тренд на T-shaped специалистов. Кто все эти T-shaped люди? T-shaped специалисты владеют углубленными и экспертными знаниями в одной узкой области, но при этом на некотором уровне знают и несколько смежных направлений. Чаще эти направления поддерживают основное, являясь его непосредственными дополнением. К примеру, для программирования, дополнительными навыками будут тестирование программного обеспечения, разработка различной технической документации, либо даже самих технических заданий на разработку. В компаниях, где эти направления строго разграничены между специалистами узкой сферы компетенций, хватает обычных I-shaped специалистов. I-shaped люди – те, кто разбирается глубоко только в одной узкой области и практически не знакомы со сферой вокруг себя. Да, таких по-прежнему немало, особенно когда только начинаешь работать в новой для себя области после учебы или переквалификации.

А теперь посмотрим, как это выглядит применительно для фрилансеров. У любого фрилансера, разумеется, развит набор hard-скилов, экспертизу которых он продает. Именно эта экспертиза дает ему возможность зарабатывать, выделяет среди ряда других фрилансеров на рынке. С каждым новым заказом специалист одновременно и развивает навыки, и пополняет портфолио выполненных заказов. Рабочее портфолио в свою очередь – это визитная карточка для поиска новых заказчиков и заказов. Казалось бы, качай свою узкую сферу насколько глубоко насколько сможешь, будь I-shaped и будет тебе счастье, удача и богатство. Но возникает сразу две причины, почему фрилансеру недостаточно быть узким специалистом I-shaped.

Причина первая

Во многих областях заказы бывают не отдельными однотипными поточными операциями, выполнил — выгрузил, выполнил — выгрузил, а комплексными проектами. Такие варианты создают больше ценности, следовательно включают и больше добавленной стоимости. Для примера берем одно из востребованных направлений фриланса – дизайн и мультимедиа. Заказчик в задании может предложить кроме реализации дизайна посадочной страницы — лендинга, доработать или даже написать текст, или отретушировать присланные фотографии. Можно, конечно, найти коллег фрилансеров и поделиться работой, но это не всегда эффективно в плане финансов и накладных расходов на управления если объем проекта незначительный. Да и превратиться из специалиста в менеджера не все хотят, и не у всех это получится. Таким образом выходит, что изучение дополнительных смежных областей – это следующая логичная ступенька развития фрилансера. Это усиливает предложение, расширяет портфолио, и облегчат взятие комплексных задач или проектов.

Не единожды я сам, уже как менеджер со стороны заказчика делал выбор в пользу кандидатов с более широким профилем. Так гораздо проще управлять процессом. Вместо оркестрирования данных и коммуникации между несколькими исполнителями иметь единую точку входа гораздо удобнее. А еще куча подводных камней лежит на стыке взаимодействия между специалистами. К примеру, когда картинки того же лендинга не собираются с текстом в единый гармоничный дизайн и надо повторно дорабатывать то одну, то другую часть. Ух, как не просто собирать разрозненных фрилансеров на одном митинге в одно время чтобы все поняли друг друга.

Причина вторая

Чтобы на постоянной основе продавать услуги, фрилансер вынужден превратиться в микропредприятие. Придется выстроить все направления: маркетинг, продажи, бухгалтерию, менеджмент, юриспруденцию и другие. Понятно, что вовсе не обязательно быть гуру в этих вопросах и обладать глубокой экспертизой, но минимально прокачаться во всех направлениях придется, иначе процесс будет утыкаться в узкое место и дальше не идти. А еще хуже, если взяться за то, чего не понимаешь, на авось, а потом наломать дров. К примеру, каким бы высококвалифицированным не был фрилансер в своей узкой специализации, при отсутствии навыков ведения переговоров и продаж будет невозможно аргументированно отстоять свою позицию перед щепетильным заказчиком и отработать с возражениями. Конечно, всегда можно демпинговать и работать в убыток или на грани рентабельности, но это не устойчивая бизнес-модель в долгосрочной перспективе. Да и кому интересно работать без материального интереса?

Не бывает людей без слабых сторон. Но если уж ты фрилансер, то минимальным уровнем из экспертиз, описанных выше, уж давай овладей. Мой хороший знакомый, с которым вместе работали, переходя из найма во фриланс очень долго отстраивал продажи. Сначала один заказчик, потом второй, третий и дело медленно, но пошло. Когда же продажи с помощью сарафанного радио наконец были отстроены и начали приносить реальных клиентов, беда пришла неожиданно с другого направления из менеджмента. Взятые проекты оказались сильно недооцененными, и после попыток первой сдачи заказчикам обнаружилось огромный пласт недоделанной работы. Пришлось их еще месяцами доделывать, но уже за «свой счет» перебиваясь «с хлеба на воду». Подвели уже менеджерские скилы, которые похоже были не на высоте.

Итого

Если посмотреть на тоже исследования PwC, средние доходы российских фрилансеров пока недотягивают до зарплат специалистов, работающих в найме на схожих технических позициях. Конечно, есть и специалисты с топовыми гонорарами, но доля их небольшая. Да, фрилансеры не всегда имеют полную загрузку, а иногда и совмещают фриланс и постоянную работы по найму. Но вместе с тем, именно узость скилов и I-shaped не дает возможности пробить ценовой потолок и правильно отстроить модель взаимодействия своего микропредприятия с заказчиками.

Развитие T-shaped специалистов – это трендовое направление современных продуктовых команд. И тут не поспоришь. Но, если продуктовые команды еще как-то могут существовать и работать на старых I-shaped подходах, то во фрилансе дела обстоят несколько иначе. Именно тут проявляется необходимость развития дополнительных навыков. Это можно рассматривать как один из элементов долгосрочной стратегии фрилансера, вне зависимости от сферы основного направления экспертизы.

Кузовлев Александр, автор Telegram-канала @aheadofthepack

22
3 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Согласен в том, что часто фрилансеров нанимают, используя личные связи. Именно поэтому тут хорошо работает сарафанное радио. Но не уверен, что выбор часто падает на самых крутых специалистов. Скорее на тех, с кем проще получается коммуникация.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить