Рынок вина губит то же, что сгубило баттл-рэп. И как продавать больше без замены продуктовой линейки?

Из недавней беседы с владельцем крымской винодельни Yaiyla обозначилась следующая вещь: ввиду смены поведенческих факторов, информационной перегруженности и инфантилизации общества происходят тектонические сдвиги даже на тех рынках, где этого как-то не ждёшь. В данное случае — на рынке вина.

Смена модели потребления на "давайте просто весело бухать"

Если раньше винные снобы, сомелье и прочие "профессионалы рынка" формировали культуру потребления по принципу "дорого, сложно, богато" - в первую очередь в выдержанных красных сухих, то за последние годы сформировалось то, что с некоторой натяжкой можно назвать "контркультурный бунт".

Рынок вина губит то же, что сгубило баттл-рэп. И как продавать больше без замены продуктовой линейки?

Народ (преимущественно миллениалы и зумеры), пробующий вино, не хочет тренировать обоняние и вкусовые рецепторы. Ему не нужны длинные рассказы про терруары Франции, ему не нужна долго раскрывающаяся ароматика, он не особо ценит отдачу от бочки у выдержанных вин. Да и вообще выдержанные вина в классическом их виде не особо ценит. Нужно, чтобы было просто и понятно.

Чтобы ярко, вкусно и без вот этих сложностей типа "подержать N часов в декантере, чтобы раскрылось", "хорошо промыть бокал перед тем, как пробовать новое", "подержать на нёбе и прополоскать рецепторы", "подождать N минут для раскрытия послевкусия". Нет, надо чтобы стреляло запахом из бокала сразу, чтобы вкус был понятен мгновенно, и чтобы (сейчас все дружно перекрестимся!) можно было пить большими глотками, как компот! Или даже залпом!

* слышны стоны и крики ужаса от винных энтузиастов *

То есть по факту новопришедшее поколение потребителей вина формирует следующий тренд:

  • Божоле нуво - это то, что нужно! (стыд и позор!)
  • Яркие и понятные белые / оранжевые / розовые - ещё лучше
  • Красные сухие - давайте помягче, попроще и понежнее, без ядреной отдачи от бочки. Можно вообще без отдачи от бочки целиком.
  • Молодые красные вместо резервов - то что нужно! (фейспалм.жпг)
  • Над содержанием напитка, сортами винограда и уж тем более над историей области и конкретной винодельни народу лень думать и забивать голову лишней информацией. Главное - чтобы вкусно прямо сразу, остальное вторично или вообще не интересно!
  • Режим потребления из "медленного напитка для раздумий" переходит в либо в коктейльный формат (не будет удивлением, если через лет пять появятся трубочки для вина) либо в пивной (крупные глотки!), либо в водочный (залпом, черт побери!)
Рынок вина губит то же, что сгубило баттл-рэп. И как продавать больше без замены продуктовой линейки?

И вот смотря на весь этот ужас для винного энтузиаста, нельзя не отметить, что этот ужас собственными руками создали винные снобы, сомелье-кависты, а также прочие "винные профессионалы". Которые долгое время устанавливали себя как единственный и непогрешимый источник информации (регулярно проваливаясь на слепых тестах), задавший интеллектуальный порог входа в винную тусовку ("если ты не пьешь и не понимаешь Бордо - ты тупица и неотесанный болван!").

Ну вот вам и ответ от народонаселения в формате "идите к черту, хочу быть тупым и просто весело бухать винишком!"

И этот тренд означает, что скоро немалому число виноделен придется думать, что им делать с продуктовыми линейками и как теперь продвигать свою продукцию.

Равно как это означает и потенциальное вымывание из ассортимента среднеценовых резервов и прочих "сложных для понимания" вин, которые за счет цены ещё не являются предметом статуса и виртуального движения по социальным стратам. Вместе с потенциальной потерей рабочих мест разного рода "профессионалов винного рынка".

Ну а что - сами создали проблему, сами получили.

И что ещё интереснее, этот тренд ровно один в один повторяет тренд на рынке "инвестиций для розницы" в виде Robinhood, "Тинькофф Инвестиции" и т.д. Чтобы клиенту поменьше думать, попроще пользоваться, и чтобы было весело сразу всем и прямо сейчас.

"Профессионалы" похоронили баттл-рэп и закапывают рынок вина

Со сменой потребительской парадигмы на "к чёрту сложности, давайте просто бухать!" разобрались. Теперь необходимо добавить, что удивительным образом "винные ценители / энтузиасты вина" встряли так же, как и основатели разного рода баттл-рэп площадок. Которые всего за 5 лет привели жанр от мегапопулярности практически к смерти.

Обратите внимание, как очень смешным образом рынок вина повторяет то, что случилось в России с баттл-рэпом.

Ещё 4-5 лет назад были: разборки топ-блогеров (Хованский vs Ларин), наличие Оксимирона, эпичные битвы с Dizaster-ом и Гнойным, спонсоры в виде Альфа-банка и Тинькофф, миллионы и миллиарды просмотров на Youtube. Теперь там если у топ-площадок набирается 500К просмотров у словесного поединка - то уже счастье. У локальных полян типа StrelkaSPB - часто меньше тысячи просмотров, и не понятно зачем вообще люди этим заняты.

Спонсоров практически нет, в лучшем лучшем случае - реклама финансовых пирамид (привет Кубку МЦ) и наркокриптообменника FXCoin (привет RBL и Антону Забаеву). Гонорары участников плавно скатились к 10000 и даже к 5000 рублей - сравните с тем, что было в момент расцвета VERSUS-а. В общем, картина беспросветного гниения, из которого не очень понятно как выходить организаторам.

Как так вышло? И как это связано с винным рынком? И там и там решили всем порулить "ценители" и "профессионалы рынка".

"Ценителей" раздражало появление блогеров ("НЕПРОФЕССИОНАЛЫ", "ЧТО ОНИ СЕБЕ ВОЗОМНИЛИ", "ОНИ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ В БАТОЛ_РЕПЕ!!!!"), бесили Ургант и Шнур с заходом на "исконно нашу поляну", ужасал возможный поединок Тины Канделаки и Млечного и проч.

Рынок вина губит то же, что сгубило баттл-рэп. И как продавать больше без замены продуктовой линейки?

Всё, что не посконно баттловый андерграунд, всё что не посконный "трушный" рэп - то к чертям поганой метлой! И когда за счет ужасающе бездарной реализации провалился четвертый сезон Versus Fresh Blood, "ценители" окончательно взяли верх и изгнали с полян всё, что могло быть не "тру".

Одновременно из баттлов по своим причинам уходит Оксимирон - и внезапно оказалось, что широкая публика не одупляет, что же там за ноунеймы с умным видом кроют друг друга по матери и обмениваются набором оскорблений. И выяснилось, что на самом деле "профессионалы индустрии" с точки зрения аудитории являются прицепом к блогерам, Гнойному на СТС, Оксимирону, Лысому из Версуса с его "бэхой" - а не наоборот. Как только тех не стало в тусовке баттл-рэпа - народ отвалился, и "тусовочка" осталась наедине сама с собой. "Расововерно", "трушно", но непонятно для народных масс и без денег ;)

* * * * *

Один в один ситуация происходит с профессиональными видами спорта в РФ. Рулят всем "ценители", преисполненные "трушности", не желающие помогать аудитории разобраться в их виде спорта и рынке, не желающие развлекать аудиторию ("у нас настоящий спорт, а не клоунада!"). Потом удивляются, что интереса к ним ноль, а денег дает только Минспорт. С задержками и с гулькин нос. Или губернатор заставит кого-нибудь из местных компаний "поделиться" и таким образом подкинет бабла - но после очень долгих унизительных и слёзных просьб.

При этом, если народ грамотно знакомят с видом спорта и в нем происходят события - то какой-никакой интерес у ЦА появляется. А если в виде спорта происходят СОБЫТИЯ - то аудитория начинает драться за билеты и сильно переплачивать.

* * * * *

Теперь вернемся к винному рынку. "Ценители" и "профессионалы рынка" не только сколотили "снобистскую тусовочку", но и заметно усложнили вход на рынок для неподготовленной аудитории. Не просто не помогая аудитории разобраться в предмете простым и понятным способом без "зауми" (что совсем не сложно сделать), но наоборот - создав для нубов порог входа по "винному интеллекту" через кучу ненужных для entry level audience "ритуалов", "требований" и "важных знаний". Обеспечив таким образом в свое время "трушность" (с одной стороны) и тренд на определенную элитарность вина как напитка (с другой стороны).

Рынок вина губит то же, что сгубило баттл-рэп. И как продавать больше без замены продуктовой линейки?

* * * * *

Аналогично было и в баттл-рэпе. Что там, что на винном рынке, появился внутренний кодовый язык и локальные мемы "для своих". В результате чего куча народу не понимала, что там несут "ценители" и почему в баттл-рэпе смеются в зале каким-то сугубо локальным шуткам. "А хрен ли, нубас, надо в контексте быть! А если ты не в контексте, то молча стой и не отсвечивай, не мешай "ценителям"!"

* * * * *

Фактически, что на винном рынке, что в баттл-рэпе "ядро ценителей" выбило само из-под себя опцию онбординга для "хомяков", про которую знает любой производитель компьтерных игр и даже прикладного софта. То есть демо-уровни, демо-таски и проч.

И как только тренд начал разворачиваться (расширение ЦА и смена поколений, усиление количественной и качественной конкуренции на рынке, снижение доходов entry level audience, нежелание много думать из-за информационного перегруза, инфантилизации и вообще возиться со "слоооожннааааа") - то всё это сыграло ровно против "профессионалов рынка".

Потому что сначала "мы же важные цацы, "хомяки" - это пыль под ногами", а потом "ой, а "хомяки", оказывается, приносили основную массу денег, вернитесь!!!".

Важно отметить, что только резкая просадка доходов населения и просадка продаж заставила "ценителей" делать гиды "что купить приличного в супермаркетах". А раньше это было ниже собственного достоинства. И то, там в большинстве своём такие обзоры с привычной демонстрацией "подавляющего винного интеллекта", что типичная неподготовленная ЦА думает: "Хрена себе я тупой, я все равно не разберусь, в лучшем случае этикетку запомню".

При этом появление VIVINO (приложение с базой вин и оценками к ним) "профессионалы и ценители" восприняли как нечто "низменное для тупого плебса" и ударились в отрицание, вместо того, чтобы возглавить, запартнериться и продолжать контролировать процесс. В итоге куча людей тупо насобачилась смотреть среднюю оценку в "Вивино" и обходиться без "ценителей".

А дальше уже на подходе накрутка оценок в лучших традициях того, что видим на "Яндекс Маркете" или TripAdvisor. Предложения по накрутке уже есть в открытом доступе. Результаты на VIVINO, видимо, тоже. По крайней мере, никто не может объяснить как всем известные абхазские "как-бы-вина" и "как-бы-шампанские" получили оценки 4+ (это для очень сильных экземпляров).

Как продавать больше, несмотря на отсталось винного ритейла?

Итак, про то, как меняется поведение потребителей на рынке вина и почему часть виноделен придется кромсать свои продуктовые линейки - написано. Про то, что винный рынок губит ровно то же, что фактически похоронило баттл-рэп в России (прослойка "ценителей", насаждающих свои нормы и представления "как правильно" вместе с ярым снобизмом и претензией на псевдоэлитарность) - написано. Теперь самое время разобраться, что с этим можно попробовать сделать, чтобы внезапно не обнаружить свой винный магазин или винный дом на свалке истории.

Для начала простой тест, на котором проваливается большинство винного ритейла и виннных секций в супермаркетах. Запускаете "хомяка" (розничного потребителя / потенциального клиента) в 22-45 в магазин к винной секции. Или даже в винотеку. Тот знает, что у него реально 10 минут до закрытия касс. О чем ему оповестят продавцы или по громкой связи. Что будет дальше?

В большинстве случаев панические метания в формате "мамо, надо шото делать, мамо!". Почему? Потому что часто "хомяк" сам не знает чего хочет. А когда знает - не может это быстро найти на полке. Или знает только категорию и определенный ценовой порядок - но дальше не может понять, конкретные бутылки стоят своих денег или нет. Будут разочарованием или нет. То есть потребитель не видит хоть сколь-нибудь внятного обоснования цены (о чем уже была целая статья). А часики-то тикают!

Теперь добавим консультанта в этот расклад - то есть переместимся в винотеку или "продвинутый" алкомаркет. Сильно это ускорит и упростит процесс для "хомяка"? Учитывая типичный уровень и типичные скрипты у консультантов - не особо. Но даже если консультант реально в порядке, то обычно на полке - свалка, и хрен что найдешь сходу. Что имеем на выходе - всё ещё паникующего покупателя и тикающий в голове секундомер.

Почему консультант не решает проблему? Ответ дает капитан знатоков, Red Reptilovich.

"Хомяк хочет, чтобы за него решали. И продавец должен это решение за него принять - но не к своей выгоде, а к выгоде хомяка. На моменте определения выгоды у них мозги отключаются, и они пытаются "хомяка" поиметь или съехать с темы. Потому что винный эксперт не хочет принимать решения за "хомяка" (пффф, какой-то там обыватель!). Он хочет, чтобы "хомяк" заплатил ему за вино, но решил всё сам. Но так как "хомяк" не может, то получается патовая ситуация, подводящая последнего к нервному срыву. И это везде так с экспертами."

Учтем в консультанте типичный винный снобизм, помножив это на нередко встречающуюся ненасмотренность и просто безграмотность - и видим, что "хомяку" помощи ждать не откуда. Разве что от VIVINO на телефоне. И это не только в вине.

Возьмем типичный российский одежный ритейл. Приходишь купить условный пиджак в аутлете - и прямо чувствуешь "ффууууу, пришел за скидками, самый дорогой из новейшей коллекции не может себе позволить". Зато как быстро модель по базе найти или по складу: "Ой, извинити, нада падаждать, было жи где-то, ни можим найти".

Обратите внимание, как знатно корежит многих "профессионалов отрасли", "ценителей" и консультантов принцип "необходимо и достаточно". Ведь "необходимо и достаточно" - это мало того, что часто не сверхмаржа и не бонусы на карман. Это ещё и думать надо, что реально "хомяку" необходимо. А думать - это "слоооожнаааа". Особенно ради какого-то обывателя - хотя он тебе фактически приносит деньги. Поэтому либо включается режим "впарить и поиметь, загоним ему барахла по сверхцене" - когда выстраивается так, что "хомяк" целиком делегирует решение. Либо режим "прикинуться ветошью" - когда видно, что "впарить и поиметь" не сработает.

* * * * *

Недавно в одной винотеке хотел купить одно крымское оранжевое по приемлемой цене. Это намерения. Теперь реальность - продавец усердно искал по всем коробкам где-то час и всё равно не нашел. В базе есть, в коробках нет. Начинаю уже терять терпение - но предложили ли мне какую-то разумную альтернативу? Формально - да. Реально - объяснил ли продавец, почему такая-то бутылка в качестве замены? Конечно, нет. Выглядело это так: "Блин, вот чо ты меня мучаешь, вон же другое оранжевое, возьми его, цвет же совпадает". В итоге на альтернативу удалось наткнуться случайно - подсмотрев, что взял покупатель до меня. Полез в рейтинги Vivino - нормальные оценки, дай попробую. Экземпляр в целом оказался не стыдным, потраченных денег не жаль. Но продавец, опять же, и глазом не повел.

Red Reptilovich: "Ну а что ты хотел? Тебе нужно - ты и ищи. Нечего уважаемых людей отвлекать, кроме как на оплату товара. Консультанты давно уже не консультируют - а впаривают то, что нужно менеджерам продать из неликвида. При этом как раз разнообразие на полках напрочь сбивает "хомяка" с толку. Которое сочетается с непониманием, стоит экземпляр своих денег или нет, и одновременно с пониманием или как минимум ощущением, что на полках много второсортного говна, никак не скореллированного с ценой."

* * * * *

Соответственно, возникает задача: как ускорить процесс выбора для "хомяка" без привлечения в большинстве своем бесполезных для реальных нужд клиента консультантов? И тут нам на помощь приходит одёжно-спортивный ритейл, где подобная задача была решена ещё в 2000-х годах - не без моей активной подачи (можете найти благодарности от "Спортмастера" в архиве статей Creatiff.ru).

Для этого заходим в магазины "Декатлон". Идём, например, в раздел "обувь и одежда для походов" и смотрим на пометки в карточке товара. "Начальный уровень", "Продвинутый", "Эксперт". Это всё что вам нужно.

Почему это важно? Возьмем для примера продуктовую линейку сноубордов Arbor. То есть речь пойдет о покупке, где цена ошибки также высока и болезненна. Где никому не понравится купить "не то".

Рынок вина губит то же, что сгубило баттл-рэп. И как продавать больше без замены продуктовой линейки?

Как понять из их сайта, какая у них модель "нижняя", а какая "верхняя"? Да никак. Флагман A-frame вообще находится в середине продуктового списка. К чему это приводит - удлинению цикла сделки и снижению оборотов. Или вообще к отказу от сделки. "Хомяк" не видит ни готовых вариантов, ни обоснования цены - от явных характеристик до наград, ни самих цен, ничего.

Что забавно (мем смешной - ситуация страшная), это происходит не только у Arbor, но вообще у массы производителей потребительских товаров - от спортоваров до электроники. Продуктовую линейку надо основательно изучать и разбираться, что низовое, а что топ. Ведь производитель решил, что выше его достоинства тебе в этом помогать.

Но что стоит выстроить товарную линейку на сайте в формате "от новичка к профи", тем самым сразу дав понять клиенту, что он получит в рамках своего бюджета и ожиданий? Что мешает задать траекторию "начни с этого, через 2 года прогресса смени на это, и будет ОК" или "хочешь сразу мощь и функциональный топ, но готов страдать, пока не научишься справляться с этим?" Ответ очевиден: лень, лень и ещё раз лень. Потому что подобное дробление делается за 2-3 дня интенсивной работы.

Теперь посмотрим на товарную карточку у тех же SimpleWine на сайте. Берем наугад Melini Chiati Riserva 2017 ценой 1000+ рублей - это продвинутый или ещё начальный уровень? Как понять?

Зато есть в карточке - гастропары (а без мяса его нельзя?), виноградники, описание вкуса (как верно заметил владелец Yaiyla - это всё вкусовщина и просто херня), способ производства, форма бутылки (зогчем??) и даже градация "сладость / тело / танины / кислотность". Всё, кроме того, что реально нужно.

А именно - нужны оценки VIVINO, Wine Advocate и прочих, медальки с выставок и тому подобное. Которые являются простыми линейными характеристиками для понимания даже обывателем. А также нужны обзоры экспертов и тесты (среди виски и коньяка сейчас их - просто завались!), и вот это вот всё.

То есть всё то, что чего дошли в спортивном ритейле, DIY и бытовой электронике, но никак не могут дойти на рынке вина. Хотя покупка мониторных наушников или аудиофильских колонок по "уровню входа" ничем не отличается. И там и там стрёмно за выбор, а объективных показателей для выбора нет. Но в аудиотехнике проблема давно решена, а винном ритейле - гордое пребывание в средних веках как "дань традиции".

Кстати, обратите внимание на одну важную вещь.

Введение категорий "новичок / продвинутый / эксперт" сразу переключает часть клиентов на категорию выше в покупке. Неприятно быть нубом, хочется быть сразу продвинутым, а то и экспертом. Соответственно, они готовы изыскать дополнительные денежные ресурсы на покупку, поднимающую их выше на ступеньку в виртуальных "лестнице понтов" и в социальной страте.

Рынок вина губит то же, что сгубило баттл-рэп. И как продавать больше без замены продуктовой линейки?

А теперь самое смешное. Рынок вина вместе с виноделами и виноторговцами настолько отстал, что не заметил, как похожая проблема в пивной категории уже плюс-минус решена. Пусть и довольно своеобразным образом через зонирование.

Не в теме пива вообще или хочешь дешевые помои - вот тебе масс-маркет, слева на полке.

Уважаешь себя или не веришь в отечественного производителя - вот тебе импортный масс-маркет. Он подороже, секция посередине.

Совсем уважаешь себя, готов потратиться и шаришь за нетипичные вкусы? Вот тебе отдельная секция еще более дорого крафтового пива.

Рынок вина губит то же, что сгубило баттл-рэп. И как продавать больше без замены продуктовой линейки?

Чем это отличается от деления по градациям "новичок / продвинутый / эксперт"? Принципиально ничем!

Но пивняки и ритейл как-то смогли, а винный ритейл "ни шмог" до сих пор. Впрочем, "профессионалам винного рынка" это будет вряд ли интересно.

Во-первых, это же тогда переделывать зонирование в ритейле по совсем другому принципу. Совсем по-другому составлять продуктовые линейки, и вообще начать по-другому думать. А как же тогда "илитарность" и снобизм? Воооот.....

А во-вторых, "Ты кто такой вообще, дилетант?! Сперва добейся и поживи на виноградниках в Бордо хотя бы год!!!". Интересно, можно ли потом годом в Бордо заплатить в магазине? Хотелось бы знать...

5757
105 комментариев

Не перестаёт удивлять талант автора слепить вагон текста из пары-тройки крайне спорных утверждений и восседать наверху в ожидании паствы на коленях.

54
Ответить

Если абстрагироваться от субъективных оценок, то в принципе тренд описан верно.
На самом деле в любой области разделение новичок/эксперт уже сделано по цене.
Понятно что человеку без денег можно долго рассказывать про элитарность и послевкусие, но товар он все равно не купит. Чаще всего уже на входе в голове есть цифра ниже которой человек сам не захочет покупать и выше которой не сможет. Тут есть конечно вариант когда консультант услышав описание запроса прекрасно вам разрекламирует и продаст дешевое вино, чтобы заслужить доверие, а потом за компанию предложит более дорогой вариант "для себя в шале возле камина" ;)
Но для среднего покупателя с деньгами по большому счету все сводится к переизбытку информации для принятия решения. Условно я знаю что дешевле 500 руб я вино не куплю, а дальше начинается муки выбора "а за 550 руб наверное такое же говно", "а за 1000 руб вон уже сколько всего", ""а я какое хочу белое или красное", "а красное за 1500 наверное как белое за 1000", "а может все таки белое за 1500 тогда взять" и т.д.
Всех сортов водки, коньяка, вина, шампанского и пива не пересчитать и все со своей "историей", уникальным вкусом и особенностями. А тебе нужно просто чтобы было приятно пить сейчас, эффект соответствовал градусам на человека и было не сильно плохо утром. В итоге я устал бороться с этими муками выбора и бросил пить :)
И так везде. Я могу долго изучать разные модели телефонов на рынке, но через год мои "знания" устареют, а производители не предоставляют мне удобных и честных! способов оценить разницу. Сравнение разных производителей это тот еще ад. Поэтому у Apple 2-3 модели в категории с одним и тем же названием каждый год, а все отличие в цветах и аксессурах.

3
Ответить

согласен с Вами, попытка совмещения свой гипотезы к событиям, которые происходит на рынке и конечно типичный подход - выход один это надо сегментировать клиентов.

1
Ответить

Ну почему же? Автор по сути в очередной раз пытается чуть с другой стороны подойти к идее о квалифицированных и неквалифицированных потребителях и их кардинальных отличиях в пути покупки.

И да, традиционный ретейл (в большинстве товарных ниш) эту разницу продолжает игнорировать, сделав в итоге процесс покупки одинаково сложным и неудобным и для тех, и для других. А потом начинается вонь "а пачиму у нас продажи валятся?"

Ответить

Ха. Когда ваш пафос стал нахрен никому не интересен 😀

Из бытовой потребности сделали целый культ, а на фоне культа стали толкать банальное пойло по сумасшедшим ценам.

Спасибо не надо, я молодого вина *бну за ужином и мне норм, а сидеть дрочить на один бокал вина, только чтобы разглядеть там нотку... это как взять музыкальный трек и вместо того чтобы слушать целиком разбить на дорожки и слушать по очереди в надежде найти там что то ценное.

Весь ресторанный культ всегда был нацелен на одно - вылизать жопу и взять за это максимум денег.

15
Ответить

"это как взять музыкальный трек и вместо того чтобы слушать целиком разбить на дорожки и слушать по очереди в надежде найти там что то ценное." - ну если ты музыкант или просто энтузиаст, и музыка твоё хобби, это имеет смысл.
Если нет, то и не надо.
Так и с вином.
Так и с едой.
С модой. С кофе.
Так, в общем-то, с чем угодно.
Интересно - разбираешься досконально, неинтересно - берёшь что-то среднее и не тратишь мозг на это.
Хомячечность и инфантилизм тут не при чём, дело тут в невозможности и ненужности быть экспертом во всём.

3
Ответить

Это называется не «инфантилизация общества». Это называется «мерзких снобов стало меньше»

13
Ответить