Republic — разбираем сервис краудфандинга

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, об эволюции краудфандинга и его последней ветви – сервисе Republic.

Сегодня я расскажу о том, как менялся краудфандинг и чем он стал сегодня на примере сервиса Republic, который говорит про некую гарантию защиты проектов и соинвестирование в размещаемые проекты. Давайте разбираться в этом сервисе.

Как работает краудфандинг

Если вы вдруг не знаете, что это такое, краудфандинг – это сбор средств со всех желающих на реализацию какого-либо проекта. За полученные деньги их создатели обещают сделавшим взнос какие-либо плюшки, иногда эксклюзивные. Люди заходят на сайт, инвестируют деньги: так набирается необходимая сумма и автор реализует задуманное, отдавая затем инвесторам то, что было обещано.

Например, если я придумал суперсервис по доставке вещей, а денег у меня нет, я могу создать сбор на Кикстартере, Бумстартере или любом другом (а их довольно много) аналогичном сервисе. Там я расписываю все преимущества собственной идеи и запрашиваю у аудитории средства на её реализацию. Взамен могу пообещать, например, бесплатную пожизненную подписку.

Это принцип работы классического краудфандинга, хотя по большей части так он работает за рубежом, а у нас, видимо из-за особенностей менталитета, не так прижился. Бум подобных проектов случился на 90-е, а у нас тогда деньги уходили немножко на другое, да и к сбору средств люди в эпоху после МММ относились не слишком доверчиво.

К слову, сейчас классическая модель продолжает жить и очень много любительских проектов стартует на подобных площадках. Например, недавно были собраны средства и на них разработана настольная игра Resident Evil 2, которая сейчас успешно продётся в Амазоне.

Republic — разбираем сервис краудфандинга

Появление ICO

Затем началась эра ICO: история такая же, как с краудфандингом, просто вместо отправки бонусов, которые людям могли быть просто не нужны, за пожертвования выдавали токены новых криптовалют. Это удобнее, ведь кому-то бесплатная доставка с примера выше могла не понадобиться. А заодно можно инвестировать не бескорыстно, а с прицелом заработать: в выгоде обе стороны.

Если дело выстреливало, коины потом можно было продать на бирже и получить реальные деньги. В США, кстати, история с инвестированием очень зарегулирована, нельзя просто так брать и инвестировать кому-то по $10: так работали всякие отмывочные схемы, поэтому с этим жёстко, и вариант с криптой был удобнее.

Прошло не слишком много времени, и мошенники поняли, что на этом можно обманывать инвесторов: собрать деньги, выпустить т.н. shitcoins и ничего не делать. Даже не пытаться поднять бизнес, как делали удачливые и не очень стартаперы, а просто собирать деньги, заведомо планируя объявить проект неуспешным.

ICO были популярны в 2015-16 годах, до нас они докатились через год, но из-за мошенников крутую идею подкосило, и доверие к ним вскоре было исчерпано. Можно было бы доверять проверку регулятору, но тогда это всё превратилось бы в обычное инвестирование на бирже с регулированием от SEC.

Republic с гарантией

Недавно я узнал об американском проекте Republic, который сумел обойти все юридические лазейки, и чью схему вполне реально повторить в российских условиях. Сейчас количество иневсторов резко выросло, многие идут в Форекс и во всякие пирамиды типа Финико, не понимая разницы между ними, биржей и венчурным инвестированием.

Схема Republic предполагает взаимодействие стартапов и инвесторов, минимальный порог входа для которых составляет $10. Многие делают просто: откладывают $100 с зарплаты, раскидают по десятке на самые понравившиеся проекты и ждут: выстрелит или нет. Если да – можно заработать, замечательно. А нет, так и ладно.

Чтобы защитить публику от мошенников, администрация проводит с каждым стартапером индивидуальное интервью, кроме того, если я правильно понимаю, проходит проверка: финансовая и логическая, чтобы определить, есть ли у человека понимание рынка, адекватен ли он вообще и пр. Примерно как собеседование при назначении управляющим директором.

Проекты, которые прошли отбор, попадают в «white-лист» и могут начать собирать деньги. Собрав нужную сумму, проект отдаёт 6% Репаблику и 2% эквайеру за финансовые операции. Иными словами, услуга сбора средств стоит 8% от суммы, а площадка позиционирует себя как сервис, который проверяет стартаперов. Гарантировать прибыльность, разумеется, не будут, но экономическую адекватность – да.

Republic, как бизнес

Для собственного развития площадка привлекла от инвесторов $64 миллиона, а для клиентов сумела собрать уже $500 млн (за 5 лет). Когда подобные проекты примеряют на российские реалии, обычно делят на 10: значит, наш российский «Репаблик» собрал бы что-то около 6 миллионов долларов. Думаю, многие согласятся, что за такой бюджет вполне реально сделать маркетплейс стартапов, сделать скрипты для собеседований и отбора и реализовать рекламную кампанию.

Что касается технической стороны – это вполне себе обычный финансовый маркетплейс: одобряете проекты и выставляете их на витрины, у стартаперов есть определённые инструменты, чтобы подогревать интерес аудитории; есть инвесторы, которые просто заходят, заполняют свою анкету и платят. Деньги агрегируются на платёжном шлюзе, а вы зарабатываете 6% от всего оборота.

1111
5 комментариев

Топовая аналитика

1
Ответить

Иван, разве не вы разрабатывали мобильное приложение для Republic? Поделитесь опытом?

Ответить

На Репаблик, кстати, собирали криптой в форме ICO. Полгода назад проект CERE собирал 30м$ и сейчас анонсировано ICO какойто индусской криптоконторы Garitoken. Токены CERE на следующей неделе можно будет купить/продать на криптобиржах. Посмотрим, какой профит нарисуют инвесторАм 😀

Ответить

Интересная идея

Ответить