Nikolay Belousov
7 337

Тренды выставки технологических устройств CES 2018: «умные», странные и ретро

Обзор от основателя магазина Madrobots Николая Белоусова.

Поделиться

В избранное

В избранном

Проходя между стендами международной выставки CES, начинаешь верить в прекрасное будущее. Кажется, протяни руку — и вот оно, стоит на полке, мигает светодиодами. Но нет, очередной пробный прототип, очередная обманка.

В этом году в Лас-Вегасе собралось чрезмерно много мечтателей и фантазёров. Больше всего их было среди представителей крупных компаний, которые предлагали решения для отдалённого будущего.

Нечто такое, чего стоит ждать не раньше года 2030-го: мгновенно заряжающиеся электромобили, роботы-консьержи, даже «умные» автофургоны. Воксели и дрон-шоу выглядят неплохо, но в Лас-Вегас я поехал за устройствами, и в поисках мне пришлось отправиться к стартапам.

В прошлом году я уже составлял список основных трендов выставки. Начнём разбор с того, что с ними случилось.

CES 2017: год спустя

Селфи-дрон канул в небытие. Коптеров стало меньше, проблема наверняка связана со сложностью технологии. Летом 2017 года китайская компания DJI уже выпустила идеальный дрон Spark, и теперь захватила половину американского рынка беспилотников.

Американцы и европейцы сейчас не в силах конкурировать с восточными соперниками. Глава компании GoPro Ник Вудман жаловался, что им не хватает азиатской «вертикальной интеграции», но это лукавство. Напомню, что компания DJI начинала с того, что к её дронам крепились камеры GoPro.

Чего не хватает, так это последовательности и методичности. Именно поэтому раз за разом многообещающие стартапы закрываются. Характерно, что Airselfie 2, один из немногих любопытных дронов на выставке, скромно называет себя международным проектом. Как вы, наверное, знаете, «интернациональное» происхождение обычно маскирует истинную родину: Китай.

Говоря о GoPro, нельзя не проинформировать, что с компанией всё плохо. О закрытии проекта квадрокоптера Karma не писал только ленивый, но я вижу проблемы и с 360-градусной камерой Fusion.

Дело в том, что на выставке конкурирующие продукты были незаметны. За пределами выставки они тоже находятся в режиме «стэлс», о чём красноречиво говорит фактическое отсутствие «сферического» контента.

Единственная камера, которая продолжает борьбу за существование, это Insta 360. Тем не менее, даже устройство в весьма удачном формате аксессуара для смартфона остаётся на плаву исключительно благодаря маркетингу.

Свою роль сыграли сложность принятия нового формата, дороговизна камер и полный провал очков виртуальной реальности, на которых удобнее всего смотреть такие видеоролики и фотографии.

Да, технологии VR и AR снова проходят нижнюю точку спирали развития. Если на прошлой выставке шлемы HTC Vive встречались на каждом стенде, то теперь присутствие виртуальной реальности вернулось к форматам игровых автоматов и игрушек.

Некоторые, например, игрушечные AR-пистолеты — хороши. Новый HTC Vive Pro стал крупным событием для CES, но единичным, как и Lenovo Mirage. Facebook, к слову, не удостоил выставку отдельной демонстрацией автономных VR-очков Oculus Go.

Вице-президент компании Хьюго Барра провёл краткую презентацию новинки (включая отдельный вариант для Китая) во время пресс-конференции Qualcomm. AR-очков встречалось немало, однако мы говорим о прототипах, финальные версии которых потребитель увидит нескоро.

Самый таинственный и многообещающий AR-проект, Magic Leap, был громко проанонсирован в декабре 2017 года, но в Лас-Вегас не приехал. Возможно, стартапу тоже нечего показывать.

Индустрия носимой электроники стагнирует, причём давно. На начало 2018 года значительную часть рынка заняли «умные» часы Apple Watch, ещё кусок пирога приходится на бренды типа Fitbit, Garmin и различные коллаборации с участием Fossil, а остаток занимают недорогие китайские трекеры.

Кроме того, из игры вышли крупные компании вроде Intel и Adidas. Похоже, рынок уменьшился и консолидировался, что отлично прослеживалось на CES, где даже Fitbit предпочёл не занимать место на центральной площадке. Разъярённой толпе поклонников фитнеса не пришлось объяснять, почему «Элвис покинул здание», поскольку толпы не было.

Беспроводные наушники — ещё одна категория, которую за год вытеснило на периферию. Опять виновата Apple, чьи неказистые гарнитуры AirPods торчали из многих встречавшихся мне ушей.

Да, те самые «окурки», которые вызвали не меньше смешков, чем знаменитый «горбатый» чехол, победили самые изящные модели прошлого года. Уродливы снаружи, красивы внутри: AirPods просто и быстро синхронизируются с MacBook и iPhone, чего от конкурентов не дождешься.

Компания CrazyBaby, с чьими представителями я успел переговорить, надеется продать порядка одного миллиона пар наушников в нынешнем году. Это фиаско.

Для разнообразия, закончим на относительно позитивной ноте: на фронте Bluetooth-трекеров без перемен. По-прежнему говорить стоит лишь о трёх компаниях: Chipolo, TrackR и Orbit. Если вы никогда не слышали о таких устройствах, то, если вкратце, это крепящийся к вещи «ярлычок», с которым её легче найти.

Обычно речь идёт о брелках для ключей, но ещё есть карточки для кошельков и сумок. Пока что размеры устройств ограничены размером батарей и зарядок для них. Всё обещает измениться, когда компания Energous доработает технологию беспроводной зарядки WattUp, которая в итоговом варианте будет «бить» на три метра. Тогда Chipolo запустит самое полезное устройство на CES будущего: поисковый маячок для очков.

CES 2018: странные тренды

Стартапы всех стран, соединяйтесь

Стенды стран на CES выросли значительно. Одних только французских стартапов я насчитал штук 30 (если верить Forbes, их число составляло 280). А ещё были группы из Канады, Нидерландов и так далее.

Стоит отметить, что в некоторых случаях организаторы брали квоту и заполняли её скучными софтверными проектами вроде приложения-будильника и решениями для ecommerce. «Железных» стартапов было не так много. Готовые к выпуску на рынок продукты наблюдались в незначительных количествах.

Говоря о странах, обязательно надо выделить одну из них — Китай, представленный 1551 компанией. 482 участника приехали только из Шэньчжэня, китайской Кремниевой долины. Абсолютно зеркальная ситуация: множество устройств, которые можно купить прямо сейчас.

Хотите тысячу штук? Почему так мало! Берите четыре тысячи, как раз влезет в грузовой контейнер. Правда, инновационность — не самая сильная черта их продуктов.

Многие китайские производители ездят на CES не ради славы в США, а чтобы выделиться среди конкурентов дома. Даже учитывая не показательные выступления, количество китайских представителей увеличилось в четыре раза с 2011 года.

Украинская зона включала десять стартапов, ещё несколько фирм приехали отдельно. Они показывали полностью готовые и почти готовые вещи: «умные» часы LaMetric Time, «умный» кулон-диктофон Senstone, солнечные жалюзи SolarGaps, кардиомонитор Cardiomo.

У российских стартапов всё скучнее: Fibrum привёз свою VR-гарнитуру, а один стартап из «Сколково» — бионический протез (подобные вовсю делают и используют энтузиасты).

Эффектно выступил стартап Kino-mo с белорусскими корнями (и благословением самого Ричарда Брэнсона). Ребята показали коммерческий голографический дисплей Hypervsn. Это был всего лишь «вентилятор» из светодиодных линеек, не особо отличающийся от подсветки для колес велосипеда. Зато от результата не оторвать глаз.

Старый «умный» дом

Возможно, благодаря слабым проектам в других категориях, «умный» дом стал самой заметной силой на выставке. Много странных устройств, особенно для ароматерапии. Дело то ли в засильи китайцев, то ли в привлекательной бизнес-модели с картриджами.

Взять Moodo, разработку Agan Aroma, подразделения израильской корпорации ADAMA. Родительская компания производит сельскохозяйственные химикаты, её дочерняя компания занимается ароматическими веществами. Соответственно, «умный» освежитель для дома Moodo работает на одноразовых картриджах, перезаправить которые нельзя.

Куда примечательнее система, по которой уже работают продукты южнокорейской компании Coway. Её «умные» очистители воды и воздуха либо продаются полностью, либо сдаются в аренду.

Речь не об откровенно научно-фантастической дистопии, поскольку после пяти лет арендатор получает права владельца. На CES корейцы привезли «умный» паровой шкаф и домашнюю химчистку, тоже доступные для аренды.

Я не заметил ничего нового и прорывного, одни слоганы с обильным использованием словосочетания «искусственный интеллект». Как бы невзначай везде встречалась интеграция виртуального ассистента Google.

Конечно, это было частью рекламной кампании и неожиданно запоздавшая попытка потягаться с Alexa Amazon. Дополняли картину обилие визуальной рекламы и отдельный огромный павильон, целиком посвящённый концепции «умного» дома по версии поискового гиганта.

Вас заставят спать с умом

«Умные» устройства для сна пытаются трансформироваться в отдельную категорию. Они отпочковались одновременно от фитнес-устройств и «умного» дома, но пока не приняли окончательной формы. Отдельная секция под «умный» сон выделяется второй год подряд и показывает стремление к росту.

Нужно понимать, что на текущем этапе массового рынка для таких устройств и аксессуаров нет. Зато появились интересные идеи и рискующие люди, которые вкладывают в «умный» сон время и средства.

Самый удачный пример — супруги Тара и Тодд Янгблад, которые уже около десяти лет занимаются проектом наматрасника с терморегуляцией. Результатом работы их семейного предприятия ChiliTechnology стал продукт под названием ChiliPad.

Это тонкий водяной матрас с помпами, в которых вода охлаждается или нагревается по мере надобности. Жидкость либо циркулирует из одной помпы по всей площади матраса, либо помп две, и каждая отвечает за свою половину.

Недавно Янгблады решили сделать «умный» наматрасник. Отсюда начинается стартап Kryo, в который вложился известный инвестор Тимоти Феррис, автор бестселлера «Как работать по 4 часа в неделю».

С одной стороны, зачем усложнять и без того отлично работающую систему? С другой, Chili Pad до сих пор остаётся популярным среди ограниченного круга людей устройством. У его создателей определённо есть амбиции замахнуться на что-то большее. К слову, Kryo в полном соответствии со своим названием работает только на охлаждение для улучшения качества сна.

Роботы-компаньоны

После эффектного появления робота Sophia компании Hanson Robotics, казалось, что прорыва в области робототехники ждать осталось совсем недолго. Судя по реальным робо-экспонатам CES 2018, индустрия состоит из ещё большего количества дыма и зеркал, чем родственные Sophia аниматронные модели из Диснейленда.

Значительную часть привезённых в Лас-Вегас машин составляли так называемые роботы-компаньоны, рассчитанные на детей. Они заняли место вездесущих STEM-конструкторов, заполонивших потребительское шоу в прошлый раз.

На мой взгляд, это попытка надуть пузырь на ровном месте, которая снова окажется неудачной. Их создатели надеются найти рецепт идеальной робототехнической игрушки, которую родители сметут с прилавков в праздничный сезон.

Во-первых, многие до сих пор не готовы к выходу на рынок, во-вторых, уже по провалу предыдущей идеи легко определить, что здесь, вопреки оптимистичным ожиданиями, нет и не может быть больших объёмов продаж. Возможно, Sony заинтересует потребителя своим робопсом Aibo.

Возвращение блудного Polaroid

Самое очевидное наблюдение: камеры моментальной съёмки на картриджах, сделанных по технологии Zink, выделились в отдельную и характерную категорию.

У Polaroid долгая и запутанная история взлётов и падений. В 21 веке компания Fujifilm вышла на рынок с доступной потребительской камерой Instax, главным преимуществом которой оказались сравнительно дешёвые расходные материалы. Так она фактически создала новый рынок.

Polaroid сначала сделала весьма посредственные моментальные «мыльницы» Snap и Pop, но теперь порадовала своих фанатов полноценным возвращением с большой и красивой камерой OneStep 2, обновлённой версией модели 1977 года.

Kodak показала два устройства: Printomatic и Mini Shot. Кажется, для моментальных камер снова настаёт момент истины, поскольку поколению миллениалов несколько надоели цифровые селфи и хочется чего-то более ощутимого. Если в 2019 году в Лас-Вегас привезут несколько ящиков китайских моментальных камер, то формат точно восстанет из пепла.

Всё это ретро

Старый добрый Polaroid взлетел на очередной волне ностальгии, ретро снова в моде. Конкретно в этой категории устройств есть спрос и деньги. Я говорю не только о виниловых проигрывателях и пластинках. Хотите свой собственный настольный музыкальный автомат в стиле американских 1950-х годов? Или «кассетник» из 1980-х годов? И то и другое предлагала Victrola.

Другой пример «нового ретро» легко обнаруживается на стенде стартапа Divoom, заставленного крохотными копиями кинескопных телевизоров под названием Tivoo (вернее, Bluetooth-колонками в форме древних приборов). Наверняка такими устройствами будут пользоваться люди, которую вживую не застали ни выпуклых экранов, ни ручек вместо пульта управления.

Каждый такой прибор — не точная реплика, а всего лишь воспроизведённая эстетика, адаптированная к современности USB-разъёмами, Bluetooth и прочим. Всё же они воспроизводят кассеты, пластинки и CD-диски (да, диски уже стали прошлым).

«Умная» готовка

Многие расхваливают попытки крупных производителей сделать подключённые к интернету холодильники и плиты. Мне, как и многим другим, такие вещи кажутся пусканием пыли в глаза.

Холодильник со встроенным планшетом отличается от собрата без планшета, пока получает обновления. Даже карикатурный фанат Apple, послушно покупающий каждый новый iPhone, откажется менять бытовую технику с такой же частотой. Поэтому вот единственная действительно реальная, осязаемая и рациональная «умная» техника для кухни: погружной термостат Anova.

На CES 2018 компания снова продемонстрировала доступную модель Nano ($99). Ее запуск пришлось отложить в прошлом году. Надеюсь, что в этом году звёзды сойдутся, и машина для приготовления вкуснейших стейков и рыбы материализуется. Тогда мы привезём её в Россию, и вы перестанете спрашивать, зачем вам этот су-вид.

(Не)нужные вещи

3D-печать как явление не оправдала ожиданий, возложенных на неё потребителями. С другой стороны, пять лет назад зоны с принтерами на CES не было. Теперь она есть, но мы всё равно говорим о нишевой области применения, а не революции в повседневной жизни.

К примеру, вы вряд ли поставите дома принтер, чтобы печатать посуду, игрушки и прочие бытовые вещи. Зато 3D-ручки покупают всё в больших объёмах. Потребителями в основном выступают родители маленьких детей, поэтому заметны изменения в сторону безопасности, простоты и экологичности филаментов.

Я заметил немало стендов с нейростимуляторами. Трендом назвать их тяжело. Это скорее дань повальному увлечению tDCS. Сюда же отнесу маски для сна. Много, здорово, бессмысленно.

Наконец, рациональная вещь: «умная» бутылка Hidrate Spark 2.0 для подсчёта выпитой воды. Звучит несколько забавно, что не уменьшает реальную пользу. За напряжённый рабочий день тяжело прикинуть объём выпитой чистой воды, проще заглушить жажду ненужным перекусом и не думать о последствиях.

Бутылку мало придумать, нужно проработать модель того, чем она должна быть: средством для очистки, минерализации и витаминизирования воды или простым счётчиком. Пока что идёт поиск. Затем можно будет говорить о рынке.

Что было лучшим

Лучший стенд — Netflix

На редкость удачная рекламная кампания нового шоу Altered Carbon. Так уже делали раньше, достаточно вспомнить душещипательный ролик с персонажем Майкла Фассбендера, андроида из «Прометея».

Сейчас нам говорят о сменных телах, которые позволяют людям жить вечно. Хорошее сочетание времени, места и подачи заставляют поверить, что вам действительно продают какую-то безумную технологию будущего. Даже жалко, что жить в эту прекрасную пору уже не нам с вами.

Лучший продукт — Kino-Mo

Вышеупомянутые белорусские гении, которые догадались превратить велосипедную подсветку в рекламный щит, сделали самый впечатляющий продукт выставки. На снимках 3D-голограмма не выглядит даже наполовину так здорово, как в реальной жизни.

Лучший стартап — Kryo

Если кто-то скажет мне, что отказался бы от терморегулируемого матраса, то я в жизни не поверю такому наглецу. Мучительная бессонница знакома большинству взрослых людей. Основатели Kryo обещают простой способ справиться с действительно общечеловеческой проблемой. Удачи им в этом начинании.

#будущее

Статьи по теме
Получивший $1,9 млрд инвестиций стартап Magic Leap впервые показал свои очки с дополненной реальностью
Проект с белорусскими корнями Kino-mo выиграл стартап-конкурс Pitch to Rich от Ричарда Брэнсона
{ "author_name": "Nikolay Belousov", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435"], "comments": 11, "likes": 32, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "32071", "is_wide": "1" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]