«Позвоночник» компании влияющий на прибыль или что нужно знать про автоматизацию дебиторской задолженности

Только новички в торговле думают, что главное — больше продать! Прожжённые коммерсанты знают, что порядок и дисциплина важнее продаж, маленькая ошибка в учёте принесёт больше потерь, чем ушедший клиент. Возврат дебиторской и кредиторской задолженности — часть такой дисциплины. Сначала кажется мелочью, а потом из-за неё не можешь из кассового разрыва вылезти.

«Позвоночник» компании влияющий на прибыль или что нужно знать про автоматизацию дебиторской задолженности

Привет! Я Алексей Баранов, я владелец Интерлогики и занимаюсь автоматизацией управленческого учёта, то есть всякими штуками, которые влияют на дисциплину и доход компании.

Для тех, кто не хочет читать

Я как раз, наверное, лет пять назад, работал с одной компанией. Там очень яркий, такой харизматичный руководитель: в белой рубашке, с такими блестящими часами, на Мерседесе. Все менеджеры вокруг него — профессиональные менеджеры. У него я подхватил такое слово позвоночник. В этой компании позвоночником назывался человек, который звонил по телефону и занимался возвратом дебиторской задолженности с контрагентов. Каждое утро этот человек формировал отчёт по задолженностям, искал кто и по какому документу должен денег — звонил и говорил, что-то вроде: «Семён Семёныч, это Пётр Петрович! Оплатите такую-то сумму, пожалуйста за такой-то товар». Клал трубку, переходил к следующему.

Харизматичные и профессиональные менеджеры знали, что это важная работа, которая приносит деньги, знали, что контрагенты хотят с ними работать, поэтому проще вовремя напомнить об, чем ссориться, портить отношения или идти в суд.

«Позвоночник» компании влияющий на прибыль или что нужно знать про автоматизацию дебиторской задолженности

Монотонный труд «позвоночника» легко автоматизировать

Стоит сказать, что труд «позвоночника» однообразен, монотонный и кропотлив. Это надо каждый день делать одно и то же, смотреть в строчки, искать документы, набирать телефоны. Естественно, будут ошибки: из-за скуки; из-за плохого настроения; из-за унылости. Бывает «позвоночник» заболеет и важная работа не сделана. Или он не дозвонится и забыл отметить это, а будет думать, что позвонил.

А любую монотонную и кропотливую работу легко автоматизировать. 90% всей работы позвоночника заменяет несколько скриптов, написанных по определённым правилам. Так как мы исходим из того, что контрагенты хотят с нами сотрудничать вдолгую, то им проще напомнить об оплате, хватит обычного уведомления электронным письмом, смской, сообщением в Телеграме или звонком. Останется не более 10% сложных ситуаций, которые пусть делает «позвоночник».

Преимущества программы очевидны: работает 24/7; не пропускает строки из-за невнимательности; не устаёт.

Недостатки незаметны. Программа не умеет думать. Ей сказано «напиши всем, у кого такой-то долг» — она так и действует, игнорируя предыдущие отношения, игнорируя правила общения, игнорируя вип-условия и прочее. Точнее, не «игнорирует» — она их просто не знает. Соответственно при разработке этих скриптов нужно как раз учесть эти правила.

Что важно сделать, прежде чем автоматизировать работу с возвратом дебиторской задолженности

Любая автоматизация начинается с наведения порядка в учёте. Обычно это значит, что нам нужно сделать так, чтобы все первичные документы сразу попадали в товароучётную систему и как-то фиксировались. Упрощённо процесс будет таким:

  1. Наводим порядок в первичных документах. Делаем так, чтобы в товароучётке автоматически появлялись все счета, акты, накладные и прочее.
  2. Откатываем бизнес-процесс возврата долгов. Разрабатываем правила «кому звонить», «кому письмо отправить почтой», «кому напомнить „в печень“». Разрабатываем форму этих напоминаний (можно подключить редактора или специалиста по коммуникациям).
  3. Программируем. После того как порядок навели, правила отработали, редактор сформировал текст писем, СМСок и написал сценарий для звонков — всё это упаковываем в программу и обучаем сотрудников этим пользоваться.

Обратная система напоминаний

Для «позвоночника» полезно иметь отчёты, которые показывают, как работает программа: сколько сейчас должников, сколько программа отправила сообщений, сколько из них открыто и прочитано и сколько сложных случаев.

Какие-то данные из этой системы полезно показывать руководителю отдела продаж или другим ответственным лицам. Обычно это нужно для того, что подрегулировать правила, по которым работает программа.

Обычно к этой системе сверху идёт и панель индикаторов для руководителя или дашборд для руководителя. Я за много лет работы убедился, что это должно быть максимально простое письмо, которое приходит каждое утро на почту и просто сообщает пару ключевых параметров в сравнении с планом.

Пример дашборда предприятия, который приходит собственнику
Пример дашборда предприятия, который приходит собственнику

Сейчас мы эти дашборды делаем так, чтобы каждому сотруднику, у которого разработаны KPI, письма приходили утром на почту. Такое письмо трудно игнорировать, а ежедневное напоминание «вот твой план, вот сегодняшнее число, а вот как ты двигаешься» — даёт понимание, можно сегодня расслабиться или нужно поднапрячься.

Читать:

Подведу итоги

  • Дисциплина процессов больше влияет на доход в бизнесе, чем рост продаж.
  • Для начала нужен человек, который будет отвечать за возврат задолженности — «позвоночник».
  • Наведя порядок в первичке, можно автоматизировать 90% работы «позвоночника».
  • Выстраиваем отчёты так, чтобы понимать «сколько должны» «скольким отправили уведомления» и прочее.
11