Как научить школьников кодить
Все школьники кодят — каждый год во всех школах страны проходит акция «Час кода». В этом году тренажер, который прошли 10 миллионов детей, разработали в Кодвардс в сотрудничестве с традиционными партнерами акции в России ZeptoLab, «Лабораторией Касперского» и Майкрософт. Ниже — история о том, как заинтересовать ребенка программированием, сделать интерфейс, понятный детям от 6 до 17 лет, и сервер, который выдержит нагрузки и атаки продвинутых восьмиклассников.
Элина, 14 лет (Татарстан): "Час Кода" — знаменитое мероприятие для людей ... Будущее у нас в руках!!!
Одна из задач «Часа кода» — заинтересовать школьников и показать, что программирование и IT — не про ботаников и снеговиков в Excel. Тренажер должен быть одновременно увлекательным и похожим на рабочее пространство разработчиков. Поэтому основой тренажера стала игра, где дети могут быстро освоить базовые команды и увидеть результаты своей работы.
Традиционный партнер акции ZeptoLab предоставила персонажей своей игры C.A.T.S., в оригинальном сюжете которой котики собирают и бесконечно улучшают боевых роботов для победы в сражениях. Сражения нам не подходили — сражаться детей могут научить и на других уроках (физкультуре или трудах, например), а Мультиплеер долго и сложно разрабатывать, да и на полноценную работу с ним одного урока явно недостаточно — тут каждый должен программировать, а не размазать в FIFA Гошана из параллельного.
Поэтому мы придумали новый сюжет и назначили главной героиней кошечку Элси, которая решила победить в Олимпиаде роботов. Главным преимуществом Элси в борьбе стало как раз участие ребенка — по легенде живой пилот, управляющий роботом, помогает быстрее обучить искусственный интеллект. Команде предстояло собрать необходимое оборудование, установить его на заводе и протестировать на полигоне. Для тренажера мы продумали 3 локации и 14 челленджей разного уровня сложности.
Антон, 9 лет (Дагестан): четко в натуре ваще пацаны
Поскольку дети привыкли пользоваться сенсорными гаджетами, они не всегда уверенно работают с клавиатурой и мышью. Мы решили немного упростить им задачу, и все команды вводятся с помощью мышки. Почувствовать себя максимально самостоятельными разработчиками детям помогают подсказки, которые мы оставили на каждом уровне: начиная с подсветки строки с ошибкой в коде до туториалов на ключевых позициях. Чтобы подсказки всегда были на видном месте, но при этом органично смотрелись в интерфейсе, Элси расположилась над редактором кода, где в виде чат-сообщения выдает нужную подсказку из библиотеки.
Вова, 12 лет (Вологда): меня теперь больше заинтересовала информационное создание
Язык, на котором программируют дети в «Часе кода», содержит только объекты, методы и ключевые слова. Команды в редакторе кода набираются построчно по формуле «объект (кто/что должен делать?) — метод (что именно делать?) — аргумент (как делать?)».
Для каждого из слагаемых кода в интерфейсе есть соответствующая кнопка, связанная с другими составляющими формулы. То есть написать команду неправильно, например, указав 2 объекта или применить сразу 2 метода, нельзя. Такая модель помогает сразу заложить правильную модель поведения и избежать ошибок в будущем.
Сами мы писали бэкенд тренажера на Go и верстали фронт на JS, хотя изначально все работало на Python. Увидев, что серверу с трудом дается запланированное количество обращений в секунду, ребята за ночь переписали всё с Python на Go, и по итогам тестирования сервер держал в три раза больше запросов, чем было запланировано.
Вместе с партнерами из Майкрософт и «Лаборатории Касперского» мы запустили систему, в которой входящая нагрузка распределялась между серверами равномерно, а в случае необходимости предусмотрели возможность подключения дополнительных мощностей.
Мы предусмотрели защиту, чтобы даже самый продвинутый старшеклассник не смог взломать тренажер и сайт, а также защитили систему от DDoS-атак — подозрительные источники автоматически отключались.
За время акции через тренажер прошли 10 миллионов ребят со всей страны — и система отработала без сбоев.
Дарина (Тыва), 8 лет: Благодаря этому у человека возникает побольше ума
Перед запуском мы протестировали каждый из 14 уровней: сначала пользователи Кодвардса, а потом в ходе закрытого бета-тестирования тренажер до старта акции увидели несколько десятков детей в заданных возрастных категориях. После прохождения тренажера старшие школьники и родители младших заполнили анкету — и это также помогло нам устранить последние баги перед боем.
В итоге мы получили систему, которая отработала без сбоев весь период акции, и несколько сотен отзывов — некоторые из них есть в этом тексте. Конечно, научить разработке за час невозможно — и речь не только о детях. Но показать, что разработка — это интересно, в этом можно разобраться и подготовиться к будущему, в котором знание языков программирования важнее, чем английский.
им б сначала сертифекат по русскому языку получить...
Рано им — через несколько лет получат)
а что получат, сертифекат или сертификат?
...жеж
Я думаю, свидетельство о результатах ЕГЭ)
ясно...
И вам тоже))
я сохранил афраграфию автара
В оригинале «серфетикат» было)
ну тогда надо мне пойти подучить руской язык))
А потом фриланс демпят жестко (Это правда)
А что, картинки в статью вставить лицензия не позволяет?
*и картинки появились -_-
ZeptoLab отдельный респект. Всегда нравились их игры, да казуалки, но весьма качественные.
Картинки в тексте были изначально
Их небыло конкретно у меня, а понять что они "есть" - довольно сложно. VC мне частенько подкидывает сюрпризы, у меня в профиле есть комментарии, но они не отображаются в обсуждении статьи (если перейти по ссылке).
Игра бомба !
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А зачем их учить программировать?
Комментарий удален модератором