Долгое время мы жили по правилам, что клиент всегда прав. Недавно мы эту стратегию поменяли — с клиентоориентированности на клиентоцентричность.
Клиентоориентированность — это когда клиент во всем прав. Грубо говоря, мы «смотрим в рот» и делаем всё, чтобы клиент чувствовал себя комфортно.
Клиентоцентричность — это когда на первое место встают именно интересы, а не комфорт. Потому что клиент не всегда на самом деле знает, как правильно реализовать свой запрос.
Можно привести аналогию с врачами: клиентоцентричный доктор, изучив медицинскую карту и результаты анализов, выписывает лекарство и метод лечения, которые считает эффективными, даже если пациент с ним не согласен.
У нас был яркий кейс, когда мы в этом году выиграли тендер у одной компании на десятки миллионов рублей… и отказались от него. Потому что поняли, что будем тупо исполнителями. А мы не исполнители — мы наставники, мы партнёры, мы эксперты.
Работа над этим проектом началась со слов клиента, что они сами всё знают, поскольку не раз делали большие мероприятия. Нам недвусмысленно дали понять, что нужно агентство, которое будет «молчать в тряпочку» и спокойно делать ровно то, что скажет заказчик, без всяких обсуждений.
Наше мнение, наша экспертиза их не интересовали. Кроме того, такой формат сотрудничества подразумевает гиперконтроль, когда нужно будет отчитываться по поводу каждого шага. С таким форматом работы наши менеджеры очень быстро выгорели бы. За проект мы не взялись.
Когда мы отказались от полной клиентоориентированности в пользу клиентоцентричности, мы стали сами выбирать клиентов. Как показала практика прошлых лет, иногда чувствуешь, что клиент не твой, но всё равно соглашаешься, чтобы копеечку заработать. Но во-первых, это всегда получается действительно копеечка. Во-вторых, для нервов сотрудников проект обычно обходится ещё дороже.
Поэтому сейчас мы сами выбираем себе клиентов. Но для тех, кого выбираем, мы максимально клиентоцентричны.
Интересные мнения. Но - когда эксперт отказывается от денег - скорее всего комиссия за работу была маленькая, зато какая подача :) Когда клиент начинает громко и в красках выражаться - скорее всего подрядчик действительно вывел своей медлительностью или чрезмерным умничанием. Когда айтишник позволяет себе относиться к небольшому клиенту как к человеку второго сорта это лишь от отсутствия конкуренции, но это пройдет за пару лет, вот увидите :) Почитайте книги про великих людей, у них есть чему поучиться.
Не соглашусь. Бывают действительно токсичные клиенты (лично с такими сталкивался). Конечно можно пожертвовать своими нервами за хороший прайс, но тут каждый выбирает сам.
Спасибо за мнение, Сергей. Выходит, клиент всегда безоговорочно прав?
У любой конторы есть конкуренты и слать клиентов через одного к ним это умно.
Кстати, неплохая идея - затроллить конкурентов токсичными клиентами )
Не работай с мудаками:)
Но это правило распространяется только на нежадных людей.
Однобокое понимание «клиент всегда прав», расторгаем с ним отношения когда он хамит, ругается.
На моей практике не стоит вести отношения с клиентами, которые: все знают как делать, лезут в технологию работ, цепляются за мелочи, требуют согласование каждой детали (вы наняли специалистов, если есть моменты важные для вас, давайте обсудим до начала работ), начинают обсуждать размер аванса и детали договора.
Если клиента не устраивает договор, очень высока вероятность, что при выполнении работ будет вести себя неадекватно.
Моя сфера: ландшафт