Четыре вопроса о карте сайта

Четыре вопроса о карте сайта

С запросом на обновление сайта к нам обратился туроператор «Тур Этно». Прежде чем приступить к апгрейду, мы проделали большой блок аналитической работы: создали карту сайта — схематичное описание всех его страниц.

Отвечаем на четыре важных вопроса о карте и рассказываем, почему это маст-хэв для таких сложных ресурсов, как сайт туроператора.

Что такое карта сайта и зачем она нужна?

Карта сайта — это схема, которая показывает, что будет размещено на каждой странице и в каком порядке.

Создание карты — важный этап проектирования перед разработкой прототипов сайта.

Карта помогает убедиться, что мы верно нашли и описали потребности пользователей сайта, точно поняли задачи клиента. А еще она систематизирует дальнейшую работу, делает разработку сайта более точной: все необходимые решения найдены и описаны, остаётся только их внедрить.

А можно обойтись без карты сайта?

Нет, она важна даже для простого лендинга. Чтобы после посещения сайта пользователь совершил целевое действие (купил, оставил заявку, заказал звонок), надо продумать расположение всех элементов на странице.

Четыре вопроса о карте сайта

А когда речь идет о сайте туроператора — объемном ресурсе с большим количеством страниц, сложной логикой, опциями для оплаты и бронирования — без карты тем более не обойтись. Сайт «Тур Этно», с которым работали мы, состоит из 20 страниц с фильтрами, карточками объектов, кнопками, подборками, личными кабинетами агентов. Все это важно зафиксировать и подробно описать.

Карта сайта удобна для всех — и для UX-специалиста, и для клиента. Если потребуется что-то изменить (например, добавить или убрать блоки), можно быстро внести все правки на этапе проектирования, а не тратить часы на исправление готовых прототипов сайта.

Четыре вопроса о карте сайта

Что нужно учесть, разрабатывая карту сайта для туроператора?

Карту нужно создавать с четким пониманием, что мы делаем, для кого и как. Для этого мы общаемся с клиентом, узнаем о целях и задачах сайта.

Важен взгляд не только заказчика, но и пользователей — сайт должен быть удобен и прост для них. Поэтому наш следующий шаг — провести исследование (обычно в формате интервью с представителями целевых аудиторий) и ответить на вопросы:

  • Какие потребности и боли есть у потребителей?
  • Какие опасения и вопросы возникают у людей, когда они попадают на сайт туроператора?
  • Что подтолкнет их быстрее забронировать тур?

Все ответы нужно привести к общему знаменателю. На основе результатов исследования мы составляем портреты пользователей (персоны) и подробно описываем их действия на сайте.

Например, типичный клиент «Тур Этно» — мама из родительского комитета, которая организует поездку учеников в Крым. Специально для нее мы добавили в фильтр поиска на сайте новые поля, которые позволят организовать поездку быстро и комфортно. И так со всеми остальными персонами: каждый элемент карты фильтра — это решение задач, с которыми сталкиваются разные типы туристов.

Помимо пользователей, которые покупают тур, у сайта туроператора есть еще одна большая целевая аудитория — сотрудники компании, которые бронируют, оформляют, общаются с клиентами в онлайн-режиме. Важно учесть и их потребности.

Для каждой страницы личного кабинета агента мы также разработали свою карту, добавили элементы, которые необходимы специалисту для комфортной работы.

Чтобы найти наиболее удобные решения, мы проанализировали и конкурентов туроператора: оценили, что реализовано хорошо, а что не следует использовать в работе.

Полезными могут оказаться не только прямые конкуренты, но и другие ресурсы со схожей функциональностью. Например, когда для «Тур Этно» нужно было продумать опцию сравнения отелей, мы подсмотрели, как похожую функцию реализуют популярные маркетплейсы (Ozon и прочие). В итоге выделили 3 группы параметров для сравнения: общее описание, инфраструктура отеля и обустройство номеров.

Четыре вопроса о карте сайта

Почему важно, чтобы карту составлял специалист?

Опытный UX-дизайнер знает, как сделать современнее, проще, быстрее. Он понимает, как обычно ведут себя на сайте пользователи, какие элементы удобны, а что уже не работает.

Запрашивать карту сайта у заказчика — неверный путь. Как эксперт в своем бизнесе он может только рассказать, какие элементы, функции ему важны. Но взгляд и желания владельца бизнеса — это одно, а потребности его клиентов — другое.

Карта сайта позволяет сфокусироваться на решении запросов как от заказчика, так и от пользователей. Специалист создает единый маршрут и делает путешествие по сайту удобным для всех.

22
2 комментария

Почему не упоминаете в статье и SEO специалистов?

Ведь куда правильнее формировать структуру сайта, не на основе догадок и конкурентов, а на основе семантического ядра, в котором будут все запросы по котором пользователи в дальнейшем будут искать сайт. Как часто бывает, что создают сайт не задумываясь об этом моменте, передают его на продвижения и уже сеошники говорят «давай по новой Вася» потому что оказывается люди ищут и хотят сразу перейти на посадочную страницу, которой у нас в сайте вообще не предусмотрено..
все же, если создаёт клиент сайт, и он нацелен свой бизнес продвигать и развивать на долгой дистанции, надо учитывать и SEO.
И уже как раз от семантики и от частотности формировать старицы сайта…

Ответить

Добрый день, Daria.
Семантическое ядро у нас изучают аналитики. И результат его анализа тоже, конечно, ложится в основу ТЗ на сайт. Подробнее про работы по маркетинговым исследованиям можно прочитать тут: https://les-agency.ru/marketingresearch.

Ответить