Как сделать так, чтобы дизайнер от вас сбежал?

Клиенты бывают разные… Я всех их люблю – по-своему, конечно. И понимаю, что многое они делают не со зла, а потому что просто не имеют достаточного опыта в работе с дизайнером. И все же – есть несколько прописных истин, которые я сегодня затрону.

Как сделать так, чтобы дизайнер от вас сбежал?

Важно: Конечно, вы, как клиент, и не должны знать всех тонкостей разработки сайта. И вполне можете представлять, что дизайнер просто жмет на кнопочки «Сделать красиво» и «Поиграть шрифтами». Что творится за кулисами вам, в принципе, и не нужно знать. Но если ваш подрядчик никак не может выгрузить то, что нужно, или просит дополнительную плату непонятно за что – не стесняйтесь, спросите, чем вы можете еще помочь. Дизайн сайта – не игра в одни ворота. Вы тоже должны участвовать, чтобы создать классный продукт.

Ну а мы вернемся к теме: как сделать так, чтобы дизайнер от вас сбежал?

Не давайте вводных данных

Раз дизайнер – эксперт в своем деле, пусть и надизайнит что-нибудь из своей головы. У него же полно шаблонов на темы:

  • «Классный продающий сайт»;
  • «Интернет-магазин – такой, как Озон, но не Озон»;
  • «Модный и молодежный портал для онлайн-школы»;
  • «Что-то стильное, дорогое, лакшери, ну понимаете…»;
  • «Лендинг для фитнес-клуба. Нет, целевой аудитории нет. Для всех. Чтобы каждый нашел там себя»;
  • и еще десяток подобных.

И какой еще бриф? Ну, сайт нам нужен, с какой-нибудь главной и какими-нибудь услугами. Конкуренты? Ну погуглите, сложно что ли. И вообще, вот деньги – пора начинать работу.

Как сделать так, чтобы дизайнер от вас сбежал?

Почему дизайнер сбежит?

Повторяю об этом в каждой статье: дизайнер не маркетолог, не директор вашей компании и точно не ясновидящий. Он просто выполняет поставленную задачу: делает удобный и красивый сайт. В любой стилистике. В любых цветах. Хотите полное исследование целевой аудитории, несколько гипотез их поведения, тестирование в фокус-группах и аналитику тестирования? Готовьтесь к тому, что над проектом будут работать несколько специалистов, а ценник вырастет в несколько раз.

Что делать?

Либо точно продумать, какой именно сайт вам нужен – возможно, привлечь маркетолога и аналитика. Либо попросить дизайнера, чтобы он выполнил все эти действия за вас – возможно, с привлечением своих коллег, которые компетентны в этих вопросах. Ни один профессиональный дизайнер не будет браться за работу из разряда «Сделай то, не знаю что».

Как сделать так, чтобы дизайнер от вас сбежал?

Попросите вариант. И еще один. И еще. Иии, наверное, к первому вернемся

Ох уж эти муки выбора… Так сложно решить, какой из вариантов кнопок нравится больше. Да и, может, шрифт заменить… А лучше попробовать все модные гротески из статьи «Топ шрифтов для вашего сайта в 2022 году». А то вдруг какой-то из миллионов существующих шрифтов очень круто смотрится на нашем сайте, а мы вот остановились на 2 вариантах, и так этого и не узнаем.

Да и со всем остальным можно поиграть. Например, цветов в природе тоже очень много. Желательно, конечно, всю палитру на сайте перепробовать. Да и градиенты тоже посмотреть…

А форма кнопок? А иллюстрации? А картинки для фона? Непременно нужно попробовать все – чтобы точно создать идеальный сайт. Ведь дизайнеру же за это платят, верно?

Почему дизайнер сбежит?

Нет, дизайнеру платят не за это. А за то, что он разработает красивый, современный и удобный ресурс, с которым пользователям будет приятно взаимодействовать. А опытные дизайнеры включают в договор определенное количество бесплатных итераций правок. Остальное – за деньги.

Что делать?

Избавиться от перфекционизма. Ваша задача – создать не лучший из лучших сайт, на который будут молиться три последующих поколения, а сделать удобный ресурс для своих клиентов. Если он достаточно привлекателен и отвечает требованиям юзабилити – это прекрасно!

Еще вариант – разработать фирменный стиль. Это делается в тесной связке с дизайнером, который обсуждает с Вами желаемые стили и формы, миссию Вашей компании, ее концепцию, основные ценности… Это сложная работа, основанная на ассоциациях и пользовательском поведении, но она очень поможет вам в будущем позиционировании.

Не отвечайте на вопросы

Опять этот глупый дизайнер пишет… Ну что, он не знает, в каком формате логотипы выгружать? Или размеры баннера на сайт? Я, что ли, должен считать… И я вроде бриф заполнил, а по нему опять куча вопросов, все что-то выясняем, уточняем. Когда к работе-то уже приступим? Я не поболтать пришел, а сайт получить.

Как сделать так, чтобы дизайнер от вас сбежал?

Почему дизайнер сбежит?

Да, есть общераспространенные форматы, в которых выгружают логотипы, иллюстрации, макеты сайтов и т.д. Но дизайнер все равно обязан уточнить формат – вдруг вам нужно что-то особое?

И вообще, чем больше вопросов – тем больше гарантия, что ваш проект будет выполнен в срок и по ТЗ. Дизайнер спрашивает не потому, что он непрофессионал, а потому что хочет лучше понять вас и вашу задачу, чтобы выполнить наиболее качественную работу. Если вы не будете отвечать, то рискуете получить совсем не то, что нужно.

Что делать?

Решение простое – отвечать. Не знаете, в каком формате нужна брошюра – уточните в типографии, в каких форматах они принимают макеты. Не знаете своих конкурентов – поработайте над этим вопросом, пригодится и в дальнейшем.

Попросите дополнительно написать тексты и сверстать сайт

Ну что здесь сложного – делаем рекламный баннер и пишем на нем какой-нибудь призыв покупать. Но какой-нибудь интересный. Ну, пусть дизайнер сам решит, он же творческий человек. И нужно этот баннер в соцсети запилить. Тут же ничего сложного, всего пара кликов. Естественно, не оплачивается, тут же и ребенок справится.

Как сделать так, чтобы дизайнер от вас сбежал?

Почему дизайнер сбежит?

Как бы по-капитански не звучало, дизайнер делает дизайн. Всё. Не тексты, не верстку, не таргет и инстаграм-администрирование. Только дизайн. Вы же не просите продавца в продуктовом магазине самостоятельно собрать все ваши продукты по списку и донести их до машины. Каждый специалист несет ответственность за свой пул работ. Элементарно, а вдруг дизайнер допустит ошибку в тексте для баннера? Он и не обязан грамотно писать, он не копирайтер. Поэтому ни за что, кроме дизайна, он ответственность не несет. И да, даже если работа занимает 5 минут, это все равно работа, которая должна оплачиваться.

Что делать?

Поручаем писать тексты копирайтеру, а верстать сайт – верстальщику. Да, есть специалисты, которые сами и пишут тексты, и верстают, и размещают сайт на CMS – но это нужно обговаривать отдельно. И, конечно, стоимость будет соответствующей. Просто дизайн баннера и баннер с текстом будут стоить по-разному.

Выгружайте нечеткие правки

Нужно сделать шрифт более страстным, а кнопки – такие, чтобы пользователь хотел на них нажать. И в лого использовать что-то зеленое, но не зеленый, не салатовый и не изумрудный. А вот в этом баннере мне что-то не нравится, но не знаю что. Нет, не могу конкретнее. Ну да, может, шрифт… А может, и не шрифт… В общем, вроде как нормально, но что-то не то… Вообще, вы дизайнер и должны сами понять, как надо.

Как сделать так, чтобы дизайнер от вас сбежал?

Почему дизайнер сбежит?

Есть вполне обоснованные правки – например, когда текст не читается, кнопка неудобно расположена, картинка ни к селу ни к городу. Но, думаю, профессиональный дизайнер таких косяков и не допустит. Другое дело, когда к обсуждению подключается вкусовщина.

Нет, дизайнер не знает, что такое зеленый, но не совсем зеленый, а только чуть-чуть зеленоватый. И уж точно не в курсе, как играть шрифтами и не проиграть. Он просто делает свою работу.

Что делать?

Тут тоже все элементарно – говорите конкретнее. Заменить шрифт на более строгий, сделать кнопки поярче, подобрать цвет, гармонирующий с серым – хотя бы так. Если что-то не нравится, но не можете сформулировать, отвечайте на наводящие вопросы дизайнера – наверняка он их задаст. Не знаете, что отвечать – присмотритесь, подумайте немного. Скорее всего, вы получите ответ на свой вопрос.

Обязательно посоветуйтесь с семьей и друзьями

Ваша жена – дизайнер интерьеров, а лучший друг в детстве хорошо рисовал? Прекрасно! Это же самые идеальные кандидаты для обратной связи по дизайну сайта. Если у вас нет таких людей среди близких, обязательно поищите кого-нибудь с околохудожественным бэкграундом среди знакомых. А если и таких нет – еще лучше! пусть сайт оценивают самые разные люди – ведь ваши клиенты тоже будут разными. Не забудьте скомпилировать все, пусть даже и противоречащие друг другу требования, в один файл и выгрузите это дизайнеру. Пусть воплощает все это.

Как сделать так, чтобы дизайнер от вас сбежал?

Почему дизайнер сбежит?

Не для всех очевидно, но веб-дизайнер, художник и дизайнер интерьеров – абсолютно разные специальности, как врач, парикмахер и менеджер по продажам. Последние трое тоже все работают с людьми, но абсолютно по-разному. В ведении веб-дизайнера – забота в первую очередь об удобстве ресурса, соответствии его базовым правилам UX. Затем – воплощение современных визуальных трендов.

Запихнуть все требования абсолютно разных людей в один проект – идея безумная. Домохозяйка захочет что-то розовое и с рецептами, адепт 90-х будет фанатет от скевоморфизма, а школьник попросит портрет Дани Милохина на главной (да простят меня все эти личности за навязанные стереотипы). Здесь главную роль играет только ваше знание целевой аудитории и скиллы дизайнера, которому вы доверяете.

Что делать?

Берите бразды правления в свои руки и говорите о том, чего хочется именно вам, основываясь на знании своих клиентов. Можно посоветоваться с коллегами, которые в теме вашего бизнеса, но последнее слово должно быть за вами.

Не платите предоплату

А вдруг дизайнер заберет деньги и сбежит? Или он что-то сделает, а мне не понравится? Нет уж, платить дизайнеру вперед – такое себе. Вон, мои сотрудники же работают, получают зарплату в конце месяца, и ничего. Никто предоплату не требует. Ишь, совсем дизайнеры распоясались…

Как сделать так, чтобы дизайнер от вас сбежал?

Почему дизайнер сбежит?

Во-первых, сотрудники получают аванс – это та же предоплата. А во-вторых, дизайнер – это подрядчик, а не работник вашей компании. Предоплата – это гарант дизайнера в том, что он точно будет работать над проектом и получит за него деньги. Не уверены в добросовестности дизайнера? Так если он сбежит, то пострадает больше – за его репутацией закрепится клеймо обманщика, и вряд ли он найдет себе крупные проекты. К тому же, сейчас – я тоже настаиваю на этом – все работы выполняются по договору, где прописываются контакты дизайнера. И в самом плохом случае вы всегда сможете привлечь его к ответственности.

Что делать?

Проверять дизайнера, регулярно выходить с ним на связь, не работать с мутными личностями и всегда заключать договор.

Вместо заключения

Если вы уже отчаялись от работы с недобросовестными дизайнерами, которые все делают не так, проверьте себя по этому списку – а не выполняете ли вы эти вредные советы? А «начинающим» клиентам могу посоветовать – общайтесь с вашим дизайнером, задавайте вопросы, не идите в негатив, если дизайнер слишком много от вас просит, и вы с большой вероятностью получите крутой результат.

Вопросы? Комментарии? Есть что обсудить? Жду!

55
10 комментариев

Новая статья от Лены Нексман со старым содержанием: «Почему заказчики ВООБЩЕ не понимают дизайнеров и во всём НЕ ПРАВЫ.»

Причём если об этом сказать, то Лена придёт и сообщит, что «она обожает своих заказчиков и они прекрасны».

***

Приятно, что в мире есть неизменные вещи — восход солнца, времена года и статьи Лены Нексман.

3

Мне приятно работать с хорошими заказчиками и неприятно с плохими, что сложного-то? :)
И вот в чем дело. Хорошим заказчиком чаще всего становится тот человек, который уже набил шишек о дешевых фрилансеров, получил 3-5 дизайнов среднего качества, затем - проштудировал немало информации о том, как работать с удаленным дизайнером/программистом и лишь потом понял как избежать популярных "шишек" и как получить хороший проект в нормальный срок.

Моя задача - сократить этот путь, который может занимать годы, до 2-3 статей и помочь новым заказчикам (которых ввиду удаленки стало много) понять стратегию работы с удаленным специалистом. Что дешево бывает только в сказке, что специалиста нужно выбирать по теме (а не приглашать иллюстратора делать дизайн), что есть разумный регламент изготовления сайта (бриф-ТЗ-тексты-прототип-дизайн-верстка-тестирование-программинг-тестирование-A/B), что работать надо по договору и так далее.

В итоге, даже когда для человека это первый дизайн в его жизни, или его опыт серьезно подпорчен дизайнерами, которые работают даже без ТЗ, с ним комфортно работать.

Последнее жесть :-\
Не понравилось, поищи другого исполнителя, но требовать обратно предоплату... Такое вооще бывало у кого-нть?

3

Это реальная цитата одного из моих несостоявшихся клиентов)

Как сделать, чтобы сбежал? Да ещё и в худших эмоциях? Просто не заплатить. Пользуйтесь!

2

Комментарий недоступен

Я не знаю я бы попробовала это как замоскировать а не просто убигать