Чрезмерная автоматизация производства и нехватка средств: с какими проблемами столкнулась Tesla Статьи редакции

Аналитики считают, что компания тратит слишком много денег, а с привлечением дополнительного финансирования могут возникнуть сложности.

Что происходит в Tesla

В конце марта и начале апреля производитель электрокаров Tesla столкнулся с рядом сложностей. 23 марта 2018 года автомобиль Tesla попал в ДТП со взрывом и смертельным исходом, при этом во время аварии машина управлялась автопилотом.

В это же время аналитики фирмы Bernstein выпустили отчёт, в котором рассказали о проблемах сборки машин Model 3. Они отметили, что излишняя роботизация может погубить компанию, и порекомендовали её главе Илону Маску пересмотреть стратегию развития производства, а возможно — и конструкцию автомобиля Model 3.

29 марта рейтинговое агентство Moody's высказало опасения о финансовом состоянии Tesla и предположило, что при текущих расходах автопроизводителю может не хватить средств на работу даже до конца года.

30 марта компания рассказала об отзыве 123 тысяч автомобилей Model S из-за проблем с гидроусилителем.

В тот же день автопроизводитель поделился деталями о ходе расследования фатальной аварии, и раскрытие этой информации вызвало недовольство транспортного регулятора NTSB. 12 апреля агентство Bloomberg сообщило, что NTSB отстранил Tesla от расследования инцидента.

1 апреля глава Tesla Илон Маск пошутил в Twitter о том, что у компании закончились средства. «Tesla полностью обанкротилась. Так обанкротилась, что вы не поверите», — написал он.

Tesla Goes Bankrupt

Palo Alto, California, April 1, 2018 -- Despite intense efforts to raise money, including a las…

В начале апреля автопроизводитель отчитался о достижении темпов выпуска в 2020 автомобилей Model 3 за неделю. Маск рассказал, что ему пришлось взять на себя наблюдение за производством и начать ночевать на фабрике, и отметил, что выпуск машин Model 3 — одна из основных проблем, которая сейчас беспокоит компанию.

@amir Can’t believe you’re even writing about this. My job as CEO is to focus on what’s most critical, which is cur…

Как отреагировал рынок

В середине марта 2018 года капитализация Tesla начала резко падать: 12 марта цена акции Tesla составляла $345,5, а к 28 марта упала до $257,8 — более чем на 25%. Минимума показатель достиг 2 апреля: тогда на момент закрытия торгов цена за акцию установилась на уровне $252,5.

К закрытию торгов 13 апреля цена частично восстановилась — до $300.

Источник: Bloomberg Markets

Какие проблемы испытывает Tesla

Первая: излишняя роботизация производства

Авторы отчёта от аналитической фирмы Bernstein, который был опубликован в конце марта, предположили, что руководство автопроизводителя слишком зациклилось на автоматизации производства и сборки автомобилей, и это мешает компании масштабировать бизнес.

Процесс, который затеяла компания, слишком сложный, рискованный и излишне амбициозный. Tesla тратит на сборку одного автомобиля в два раза больше средств, чем любой другой производитель, полагают в Bernstein. Вместо сборщиков компании приходится нанимать инженеров, которые следят за сложным оборудованием, а также тратиться на его установку и настройку. Из-за этого компания не экономит средства, а тратит их ещё больше.

Tesla пытается автоматизировать не только производство деталей, но и конечную сборку автомобилей. Аналитик Bernstein Макс Уорбертон начинал свою карьеру в International Motor Vehicle Program при Массачусетском технологическом институте и считает, что автоматизация финальной сборки «просто не работает». Роботы, которых закупила и установила на фабриках Tesla, неспособны вести сборку в нужном темпе, говорит он.

В отчёте аналитики отмечают, что даже лучшие японские автопроизводители пытаются ограничить автоматизацию на своих заводах, потому что она, как правило, слишком дорого обходится и негативно сказывается на качестве. Крупнейшие концерны вроде Fiat и Volkswagen пытались автоматизировать сборку, как и Tesla, но провалились.

Сначала они налаживают работу, потом автоматизируют те части, которые можно автоматизировать, — а Илон Маск делает всё наоборот.

Чтобы решить проблемы с производством и достичь поставленных целей, считают авторы отчёта, компании придётся не только пересмотреть свой подход к сборке машин, но и, вероятно, изменить конструкцию автомобилей Model 3.

В середине апреля в интервью CBS Илон Маск признал, что чрезмерная автоматизация производства была ошибкой, и рассказал о планах оптимизировать производство. Как именно, он не объяснил.

Вторая: возможная нехватка средств

Tesla продолжает показывать убытки и терять средства инвесторов: 2017 год компания закончила с убытком в $2,2 млрд. 50% расходов при этом, по словам финансового директора компании, приходится на производство автомобилей Model 3.

Tesla Model 3

Аналитики рейтингового агентства Moody's полагают, что Tesla может не хватить средств на существование даже до конца 2018 года. Они подсчитали, что только на поддержку операционной части бизнеса компания тратит около $500 млн за полгода. По подсчётам Bloomberg, в целом в минуту Tesla теряет $6500.

По словам Илона Маска, чтобы выйти на операционную прибыль, компании нужно достигнуть планки по выпуску 5000 машин Model 3 в неделю. Tesla планировала достичь этого показателя к лету 2018 года, а к концу первого квартала — 2500 машин в неделю. К началу апреля компания производила лишь 2020 автомобилей в неделю.

13 апреля Маск снова заявил, что к третьему или четвертому кварталу 2018 года Tesla достигнет прибыльности.

@TheEconomist The Economist used to be boring, but smart with a wicked dry wit. Now it’s just boring (sigh). Tesla…

Общий долг Tesla на начало апреля составляет около $10 млрд — в эту сумму входит также долг, который автопроизводитель приобрёл с покупкой разработчика солнечных батарей SolarCity. Из них в течение года компания обязана выплатить $1,2 млрд.

Кроме того, вскоре компания может лишиться государственных льгот для производителей электрокаров. Сейчас правительство США возвращает покупателям электрических машин по $7500 за автомобиль. Однако вычет действует только на первые 200 тысяч выпущенных производителем автомобилей.

После того, как компания выпустит и доставит покупателям 200 тысяч машин, льгота продействует до конца текущего квартала. Затем размер вычета начнёт снижаться: до $3750 на следующие два квартала, после этого — до $1875 ещё на два квартала. После этого программа прекратит своё действие.

Компания рассчитывает поставить 200 тысяч машин уже к концу 2018 года.

Как замечает Engadget, окончание льготного периода, вероятно, почти не отразится на продажах автомобилей Model S и Model X — их приобретают в основном состоятельные клиенты, для которых скидка в $7000 не так существенна. Однако для покупателей «массового» автомобиля Model 3 это значимая сумма, и компании нужно как можно скорее наладить серийное производство машины — чтобы продать как можно больше Model 3 со скидкой.

Удастся ли компании привлечь новые средства

В случае, если компании так и не удастся выйти на прибыль, ей понадобятся средства, чтобы расплатиться с долгами. Аналитик Moody's Брюс Кларк полагает, что Tesla может столкнуться с трудностями при поиске нового капитала — доверие инвесторов подорвано невыполненными обещаниями. Кредиторы же могут предложить компании уже не такие выгодные условия, как раньше.

Агентство Moody's в конце марта понизило кредитный рейтинг Tesla в связи с невыполнением планов по производству автомобилей Model 3. Однако, по словам Кларка, Moody's не считает разорение Tesla неотвратимым. «Если бы банкротство было неминуемо, мы бы установили ещё более низкий рейтинг», — говорит он.

По оценкам аналитика CreditSights Хитина Ананда, компании понадобится привлечь около $2 млрд до конца сентября 2018 года.

Сам Маск заявляет, что привлекать средства компании не понадобится — она начнёт получать прибыль раньше, чем у неё кончатся деньги.

Двое венчурных инвесторов и владельцев автомобилей Tesla, с которыми поговорила редакция vc.ru, — Юрий Мельничек и Александр Чачава — считают, что задержка в производстве Model 3 не изменит планы Tesla и не помешает компании привлечь дополнительные средства, если это понадобится.

Tesla решает глобальную задачу человечества о сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу. Если этого достаточно долго не произойдёт, то атмосфера Земли станет непригодна для жизни. Как на Венере.

Автомобильную индустрию, основного поставщика углерода в нашу атмосферу, они уже сдвинули из устойчивой монополии двигателей внутреннего сгорания в позицию, когда всем понятно, что будущее за электромобилями. И традиционные автомобильные компании одна за другой анонсируют электромобили.

Конечно, в разумном обществе эту задачу должна решать не Tesla, а правила «уборки за собой»: нефтяные компании нужно обязать убирать из атмосферы углекислый газ в том объёме, который производится при сжигании продаваемого ими топлива. Тогда бензин и дизельное топливо подорожают, и использовать автомобили с ДВС станет экономически невыгодно.

Автомобильную индустрию Tesla уже необратимо поменяла, это только вопрос времени. На очереди индустрия энергетики — ещё более инерционная. Tesla производит солнечные батареи и аккумуляторы для запаса энергии на ночь.

Как в этом смысле задержка с выпуском Model 3 может повлиять на дела компании? Как-то, наверное, повлияет. Возможно, упадут в цене акции. Но глобально, я уверен, цели и стратегия компании не поменяются.

Юрий Мельничек, ИТ-предприниматель, основатель компании Bulba Ventures

Илон Маск — идол и ему дадут второй и третий шанс.

Убытки для американских компаний не проблема, на рынке полно инвесторов. А вот срыв сроков Model 3 — это печально, но Илон Маск всегда срывает сроки.

Акции Tesla упали за последние несколько месяцев на 30%, а в сентябре у компании закончатся деньги. Если к этому времени Илон решит хоть какие-то проблемы с конвейером во Фримонте и продвинется по Gigafactory, то акции взлетят обратно к небесам. Если нет, ему придется искать дополнительные пару миллиардов — и он их найдёт: у государства или у инвесторов. Акции продолжат падение, но рано или поздно проблемы будут решены.

Маск ещё и не из таких передряг выбирался, он настоящий предприниматель и боец.

Александр Чачава, управляющий партнёр фонда LETA Capital
0
10 комментариев
Написать комментарий...
Филипп Того

Странно, что основатель венчурного фонда и предприниматель не в курсе о влиянии сельского хозяйства на количество выбрасываемого углекислого газа.
Наверное он также полагает, что отработанные аккумуляторы от электромобилей Tesla будут отправляться в космос на тяжелых ракетах, а не перерабатываться вручную в странах третьего мира.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Саенко

Странно, что инвестор вообще оценивает положение компании с позиции "Как в этом смысле задержка с выпуском Model 3 может повлиять на дела компании? Как-то, наверное, повлияет".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лукиенко

Из текста не понять виноват ли Путин или нет...

Ответить
Развернуть ветку
Истинная Интеллигенция

Заколебали хейтеры гребанные. Создайте хотя бы небольшое производство, а потом рассказывайте какой Маск херовый ген директор

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Берг

Нужен особый талант что бы привлечь или заработать эти деньги, что бы успешно их "просирать". У Маска есть и талант и деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Бунаков

У меня есть своё производство. Делаем иконы со святым Илоном.

Ответить
Развернуть ветку
Sergii Syrkin

Argumentum ad hominem

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Они уже больше 2600 производят по трекеру Блумберга же
https://www.bloomberg.com/graphics/2018-tesla-tracker/

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Мальцев

Самое забавное, что пока завод на котором я работаю не может взять заказов, чтобы хоть как-то заполнить мощности, тесла не может найти мощности для заказов. А хуесосят Маска за то, что создал слишком ох***й бренд.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда