SVG-битва нейросетей
Карманный проектор
Полёт над Луной
Стив Джобс про смысл работы
Книжная закладка с ИИ
Xiaomi SU7 Ultra
Роботы Figure за работой

Чрезмерная автоматизация производства и нехватка средств: с какими проблемами столкнулась Tesla

Аналитики считают, что компания тратит слишком много денег, а с привлечением дополнительного финансирования могут возникнуть сложности.

Что происходит в Tesla

В конце марта и начале апреля производитель электрокаров Tesla столкнулся с рядом сложностей. 23 марта 2018 года автомобиль Tesla попал в ДТП со взрывом и смертельным исходом, при этом во время аварии машина управлялась автопилотом.

Чрезмерная автоматизация производства и нехватка средств: с какими проблемами столкнулась Tesla

В это же время аналитики фирмы Bernstein выпустили отчёт, в котором рассказали о проблемах сборки машин Model 3. Они отметили, что излишняя роботизация может погубить компанию, и порекомендовали её главе Илону Маску пересмотреть стратегию развития производства, а возможно — и конструкцию автомобиля Model 3.

29 марта рейтинговое агентство Moody's высказало опасения о финансовом состоянии Tesla и предположило, что при текущих расходах автопроизводителю может не хватить средств на работу даже до конца года.

30 марта компания рассказала об отзыве 123 тысяч автомобилей Model S из-за проблем с гидроусилителем.

В тот же день автопроизводитель поделился деталями о ходе расследования фатальной аварии, и раскрытие этой информации вызвало недовольство транспортного регулятора NTSB. 12 апреля агентство Bloomberg сообщило, что NTSB отстранил Tesla от расследования инцидента.

1 апреля глава Tesla Илон Маск пошутил в Twitter о том, что у компании закончились средства. «Tesla полностью обанкротилась. Так обанкротилась, что вы не поверите», — написал он.

В начале апреля автопроизводитель отчитался о достижении темпов выпуска в 2020 автомобилей Model 3 за неделю. Маск рассказал, что ему пришлось взять на себя наблюдение за производством и начать ночевать на фабрике, и отметил, что выпуск машин Model 3 — одна из основных проблем, которая сейчас беспокоит компанию.

Как отреагировал рынок

В середине марта 2018 года капитализация Tesla начала резко падать: 12 марта цена акции Tesla составляла $345,5, а к 28 марта упала до $257,8 — более чем на 25%. Минимума показатель достиг 2 апреля: тогда на момент закрытия торгов цена за акцию установилась на уровне $252,5.

К закрытию торгов 13 апреля цена частично восстановилась — до $300.

Источник: Bloomberg Markets
Источник: Bloomberg Markets

Какие проблемы испытывает Tesla

Первая: излишняя роботизация производства

Авторы отчёта от аналитической фирмы Bernstein, который был опубликован в конце марта, предположили, что руководство автопроизводителя слишком зациклилось на автоматизации производства и сборки автомобилей, и это мешает компании масштабировать бизнес.

Процесс, который затеяла компания, слишком сложный, рискованный и излишне амбициозный. Tesla тратит на сборку одного автомобиля в два раза больше средств, чем любой другой производитель, полагают в Bernstein. Вместо сборщиков компании приходится нанимать инженеров, которые следят за сложным оборудованием, а также тратиться на его установку и настройку. Из-за этого компания не экономит средства, а тратит их ещё больше.

Tesla пытается автоматизировать не только производство деталей, но и конечную сборку автомобилей. Аналитик Bernstein Макс Уорбертон начинал свою карьеру в International Motor Vehicle Program при Массачусетском технологическом институте и считает, что автоматизация финальной сборки «просто не работает». Роботы, которых закупила и установила на фабриках Tesla, неспособны вести сборку в нужном темпе, говорит он.

В отчёте аналитики отмечают, что даже лучшие японские автопроизводители пытаются ограничить автоматизацию на своих заводах, потому что она, как правило, слишком дорого обходится и негативно сказывается на качестве. Крупнейшие концерны вроде Fiat и Volkswagen пытались автоматизировать сборку, как и Tesla, но провалились.

Сначала они налаживают работу, потом автоматизируют те части, которые можно автоматизировать, — а Илон Маск делает всё наоборот.

Чтобы решить проблемы с производством и достичь поставленных целей, считают авторы отчёта, компании придётся не только пересмотреть свой подход к сборке машин, но и, вероятно, изменить конструкцию автомобилей Model 3.

В середине апреля в интервью CBS Илон Маск признал, что чрезмерная автоматизация производства была ошибкой, и рассказал о планах оптимизировать производство. Как именно, он не объяснил.

Вторая: возможная нехватка средств

Tesla продолжает показывать убытки и терять средства инвесторов: 2017 год компания закончила с убытком в $2,2 млрд. 50% расходов при этом, по словам финансового директора компании, приходится на производство автомобилей Model 3.

Tesla Model 3
Tesla Model 3

Аналитики рейтингового агентства Moody's полагают, что Tesla может не хватить средств на существование даже до конца 2018 года. Они подсчитали, что только на поддержку операционной части бизнеса компания тратит около $500 млн за полгода. По подсчётам Bloomberg, в целом в минуту Tesla теряет $6500.

По словам Илона Маска, чтобы выйти на операционную прибыль, компании нужно достигнуть планки по выпуску 5000 машин Model 3 в неделю. Tesla планировала достичь этого показателя к лету 2018 года, а к концу первого квартала — 2500 машин в неделю. К началу апреля компания производила лишь 2020 автомобилей в неделю.

13 апреля Маск снова заявил, что к третьему или четвертому кварталу 2018 года Tesla достигнет прибыльности.

Общий долг Tesla на начало апреля составляет около $10 млрд — в эту сумму входит также долг, который автопроизводитель приобрёл с покупкой разработчика солнечных батарей SolarCity. Из них в течение года компания обязана выплатить $1,2 млрд.

Кроме того, вскоре компания может лишиться государственных льгот для производителей электрокаров. Сейчас правительство США возвращает покупателям электрических машин по $7500 за автомобиль. Однако вычет действует только на первые 200 тысяч выпущенных производителем автомобилей.

После того, как компания выпустит и доставит покупателям 200 тысяч машин, льгота продействует до конца текущего квартала. Затем размер вычета начнёт снижаться: до $3750 на следующие два квартала, после этого — до $1875 ещё на два квартала. После этого программа прекратит своё действие.

Компания рассчитывает поставить 200 тысяч машин уже к концу 2018 года.

Как замечает Engadget, окончание льготного периода, вероятно, почти не отразится на продажах автомобилей Model S и Model X — их приобретают в основном состоятельные клиенты, для которых скидка в $7000 не так существенна. Однако для покупателей «массового» автомобиля Model 3 это значимая сумма, и компании нужно как можно скорее наладить серийное производство машины — чтобы продать как можно больше Model 3 со скидкой.

Удастся ли компании привлечь новые средства

В случае, если компании так и не удастся выйти на прибыль, ей понадобятся средства, чтобы расплатиться с долгами. Аналитик Moody's Брюс Кларк полагает, что Tesla может столкнуться с трудностями при поиске нового капитала — доверие инвесторов подорвано невыполненными обещаниями. Кредиторы же могут предложить компании уже не такие выгодные условия, как раньше.

Агентство Moody's в конце марта понизило кредитный рейтинг Tesla в связи с невыполнением планов по производству автомобилей Model 3. Однако, по словам Кларка, Moody's не считает разорение Tesla неотвратимым. «Если бы банкротство было неминуемо, мы бы установили ещё более низкий рейтинг», — говорит он.

По оценкам аналитика CreditSights Хитина Ананда, компании понадобится привлечь около $2 млрд до конца сентября 2018 года.

Сам Маск заявляет, что привлекать средства компании не понадобится — она начнёт получать прибыль раньше, чем у неё кончатся деньги.

Двое венчурных инвесторов и владельцев автомобилей Tesla, с которыми поговорила редакция vc.ru, — Юрий Мельничек и Александр Чачава — считают, что задержка в производстве Model 3 не изменит планы Tesla и не помешает компании привлечь дополнительные средства, если это понадобится.

Tesla решает глобальную задачу человечества о сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу. Если этого достаточно долго не произойдёт, то атмосфера Земли станет непригодна для жизни. Как на Венере.

Автомобильную индустрию, основного поставщика углерода в нашу атмосферу, они уже сдвинули из устойчивой монополии двигателей внутреннего сгорания в позицию, когда всем понятно, что будущее за электромобилями. И традиционные автомобильные компании одна за другой анонсируют электромобили.

Конечно, в разумном обществе эту задачу должна решать не Tesla, а правила «уборки за собой»: нефтяные компании нужно обязать убирать из атмосферы углекислый газ в том объёме, который производится при сжигании продаваемого ими топлива. Тогда бензин и дизельное топливо подорожают, и использовать автомобили с ДВС станет экономически невыгодно.

Автомобильную индустрию Tesla уже необратимо поменяла, это только вопрос времени. На очереди индустрия энергетики — ещё более инерционная. Tesla производит солнечные батареи и аккумуляторы для запаса энергии на ночь.

Как в этом смысле задержка с выпуском Model 3 может повлиять на дела компании? Как-то, наверное, повлияет. Возможно, упадут в цене акции. Но глобально, я уверен, цели и стратегия компании не поменяются.

Юрий Мельничек, ИТ-предприниматель, основатель компании Bulba Ventures

Илон Маск — идол и ему дадут второй и третий шанс.

Убытки для американских компаний не проблема, на рынке полно инвесторов. А вот срыв сроков Model 3 — это печально, но Илон Маск всегда срывает сроки.

Акции Tesla упали за последние несколько месяцев на 30%, а в сентябре у компании закончатся деньги. Если к этому времени Илон решит хоть какие-то проблемы с конвейером во Фримонте и продвинется по Gigafactory, то акции взлетят обратно к небесам. Если нет, ему придется искать дополнительные пару миллиардов — и он их найдёт: у государства или у инвесторов. Акции продолжат падение, но рано или поздно проблемы будут решены.

Маск ещё и не из таких передряг выбирался, он настоящий предприниматель и боец.

Александр Чачава, управляющий партнёр фонда LETA Capital
88
реклама
разместить
10 комментариев

Странно, что основатель венчурного фонда и предприниматель не в курсе о влиянии сельского хозяйства на количество выбрасываемого углекислого газа.
Наверное он также полагает, что отработанные аккумуляторы от электромобилей Tesla будут отправляться в космос на тяжелых ракетах, а не перерабатываться вручную в странах третьего мира.

8

Странно, что инвестор вообще оценивает положение компании с позиции "Как в этом смысле задержка с выпуском Model 3 может повлиять на дела компании? Как-то, наверное, повлияет".

2

Комментарий недоступен

5

Из текста не понять виноват ли Путин или нет...

2

Заколебали хейтеры гребанные. Создайте хотя бы небольшое производство, а потом рассказывайте какой Маск херовый ген директор

2

Комментарий удалён модератором

У меня есть своё производство. Делаем иконы со святым Илоном.

Раскрывать всегда
Многодетность, возраст, татуировки и прочие признаки крутых сотрудников

К вам на собеседование пришел 18-летний юнец с татуировками на лице. Будете общаться или сразу отправите на выход?

Многодетность, возраст, татуировки и прочие признаки крутых сотрудников
1212
11
реклама
разместить
Рынок акций резко развернулся вниз! Распродажа бумаг началась?

В начале этой недели рынок акций продолжил рост, однако довольно быстро развернулся вниз и упал более чем на 200 пунктов по индексу ММВБ к концу недели. Это уже приличная и продолжительная коррекция, которую ранее рынку не давал реализовать безумный поток позитивных новостей. И нельзя сказать, что этот поток прекратился, но он теперь уже не такой п…

График (H1) индекса ММВБ
33
22
ТОП-10 конструкторов сайтов 2025 года

Конструктор сайтов позволяет самостоятельно создать сайт, предоставляя: редактор, хостинг, возможность подключить свой домен. Есть бесплатные конструкторы сайтов (в основном подходят для сайтов-визиток), а есть специализированные: для продаж, для SEO, для промо-дизайна. Перед вами ТОП-10 конструкторов сайтов, сделанный на основе объективного теста…

ТОП-10 конструкторов сайтов 2025 года
Сколько стоит питание Криштиану Роналду в России, если закупаться во ВкусВилле в 2025 году

Недавно Роналду стукнуло 40 лет. В честь этого я приготовил блюда из его рациона и посчитал бюджет. В этой статье вы узнаете, чем обедает один из лучших игроков мира, и почему вы тоже так можете. В конце покажу цены и принципы питания для кубиков пресса.

Обед Роналду – 993 рубля с учетом дофига трески (я все-таки сделал бакаляу из второй рыбины)
2222
55
33
Хочется сказать, что смотря на всех успешных, профессиональных и прочих людей, не забывайте, что ВЫ это не ОНИ. И прежде чем пытаться питаться как ОНИ, лучше сходите к ГАСТРОЭНТЕРОЛОГУ. У каждого своя переносимость тех или иных продуктов и не надо строить из них себе идолов. Питайтесь вкусно и сбалансировано, а вот это всё лишь сторис для рекламы трафика в телеграм для его канала!
Как же меня достали эти созвоны из кофеен!
Как же меня достали эти созвоны из кофеен!

Тренд текущего времени - впарить себя через чат с ником похожим на собачью кличку и оплатой криптой. Оплата конечно же вперед и 100%.

1414
22
11
11
Сооснователь Google Сергей Брин рекомендовал ИИ-подразделению Google DeepMind работать по 60 часов в неделю

И посоветовал сотрудникам приходить в офис «хотя бы» в будни, чтобы выиграть гонку за AGI.

Сергей Брин. Источник фото: Kelly Sullivan / Getty Images
2121
22
11
работайте больше чтобы ии поскорее вас всех заменил, а то надоели уже тут мешки кожаные в офисах
Откуда брать связки для Межбиржевого Арбитража?

Часто начинающие "криптаны", при знакомстве с криптовалютой лезут сразу во фьючерсы, где сливают депозиты и бегут кричать, что: "КРИПТА СКАМ, КРИПТА СКАМ". Ну для не опытных людей, всё, что угодно будет скамом. Тут спорить можно долго, но мысль к которой я клоню, заключается в том, что для новичка лучшее первое знакомство с криптой - это межбиржево…

Есть всё необходимое, но цена от $599 — смущает: первые впечатления от iPhone 16e

Журналисты отмечают хорошее время работы на одном заряде и неплохую заднюю камеру, но недовольны отсутствием MagSafe.

Источник: Celso Bulgatti / Cnet
99
77
22
50% айфона - плата за бренд
[]