Алексей Савкин
204
Блоги

Космос становится частным?

Поделиться

В избранное

В избранном

Сегодня в мире отмечают первый полет человека на околоземную орбиту. За почти 60 лет космос перестал быть прерогативой госструктур и огромных корпораций. Сейчас в этой сфере увеличивается количество частных предпринимателей. Российские стартапы следуют за международным трендом — все больше компаний готовы взять курс на освоение космоса, будь то туризм или спутниковые данные.

На рынке растет число стартапов, связанных с космосом, — инвесторы готовы вкладывать в них все больше средств. Например, прошлый год принес отрасли сразу два финансовых рекорда. В 2017 году количество венчурных компаний, которых заинтересовал космос, достигло 120. Частные инвесторы вложили в коммерческие космические проекты 3,9 млрд долл. (по данным инвестиционной компании Space Angels). Для сравнения, до этого рекордным считался 2015 год, когда космические проекты собрали более 2 млрд долл.

По информации Фонда «Сколково», только 10% проектов приходится на космическую технику — ракеты, спутники и т.д. Остальные 90% — это продукты и услуги на основе данных, полученных из космоса. В общей картине есть, конечно, и исключения. Например, глава американского стартапа Orion Span Фрэнк Бунгер на днях заявил, что компания собирается открыть люкс-отель Aurora Station на орбите: первые гости смогут заселиться туда уже в 2020 году. Однако в целом космические стартапы вполне вписываются в модель рынка, озвученную в «Сколково».

Мы хотим рассказать про пять стартапов, направления деятельности которых наглядно демонстрируют основные тренды современной частной космонавтики.

Космический туризм

Компания «КосмоКурс» собирается организовать туристические полеты в космос на суборбитальном космическом комплексе. Сам полет займет 15 минут, в невесомости участники поездки смогут находиться порядка 5ؘ–6 минут. Всего на корабле смогут путешествовать шесть человек. Цена билета составит около 200 тыс. долл.

Стартовая масса ракеты может достигать 80 тонн, а масса самого корабля вместе с пассажирами — семи тонн. При этом предполагается многоразовое использование и ракеты, и корабля. Чтобы это стало возможным, в «КосмоКурсе» активно работают над технологиями возвращения. Ракета должна совершать посадку на том же месте, где был произведен старт.

Аванпроект близок к завершению: резидент «Сколково» готовится сдать его на экспертизу в «Роскосмос» уже летом. В компании также рассчитывают, что разработку можно будет использовать не только для туризма, но и для тренировки космонавтов.

Космическое «железо»

Один из первопроходцев-частников в космической сфере в России, «Спутниковые инновационные космические системы» («СПУТНИКС»), решил делать космические аппараты своими силами. В 2014 году резидент «Сколково» запустил первый в России частный спутник дистанционного зондирования Земли «ТаблетСат — Аврора». Успехи «СПУТНИКСА» привлекли стратегических инвесторов. Сейчас он производит малые космические аппараты и обеспечивает возможность их вывода на орбиту.

Кроме того, компания разрабатывает служебные системы для малых спутников, станции управления и приема спутниковой информации, а также производит стенды для отработки и испытаний. «СПУТНИКС» также занимается подготовкой кадров для космической отрасли: аэрокосмическое образование компания обеспечивает с помощью собственного образовательного оборудования и учебных программ.

3D печать в космосе

«СПУТНИКС» вместе с еще одним резидентом фонда «Сколково» — компанией «Анизопринт» работали над очередным амбициозным проектом — 3D-принтером для печати в космосе. Изначально идея появилась у «СПУТНИКСА»: в компании подумали, а что будет, если упростить процесс и начать собирать космические аппараты сразу на орбите? 3D-печать будет отличным решением, поскольку позволит получать элементы разной геометрической сложности благодаря принтеру, установленному прямо на МКС. Сейчас в «Анизопринте» готовят бизнес-план для Европейского космического агентства. На первом этапе стартап надеется получить около 5 млн долл. иностранных инвестиций.

Спутниковая съемка

Среди компаний, чей продукт основан на данных, полученных из космоса, можно выделить проект выпускницы Сколтеха Екатерины Котенко Ленгольд ImageAiry («дочку» Astro Digital). Проект позиционируется как первый в мире маркетплейс услуг по космической и аэрофотосъемке. На одной платформе объединены космические съемки с разных спутников. Снимок может получить любой желающий.

С помощью этих данных ImageAiry разработчики смогут создавать новые сервисы в разных направлениях, начиная от мониторинга лесных пожаров, оценки ситуации на сельскохозяйственных участках и заканчивая организацией платной парковки или, скажем, контролем за строительством жилого дома. На данный момент компания поддерживает более 300 проектов в 22 различных отраслях. При этом в ImageAiry активно расширяют существующую инфраструктуру: к 2020 году здесь надеются задействовать уже 30 спутников.

Прогноз качества воздуха

Данные со спутников наряду с другой информацией используются еще одним стартапом — Aerostate. В компании разработали сервис, позволяющий проанализировать и спрогнозировать качество воздуха в любой точке планеты. Данные поступают в единую базу из разных источников: со спутников (например, информация о лесных пожарах или содержании озона и других веществ), открытых баз данных индустриальных эмиссий и данных о городском трафике. Эта информация обрабатывается и пропускается через физико-химические модели атмосферы (это модели с открытым кодом, разработанные учеными из NOAA, EUMetsat и др., были модифицированы научным отделом Aerostate). Затем следует корректировка по наземным станциям мониторинга. После этого пользователь может получить данные о состоянии воздуха и об эмиссии разных газов в нем через веб-API. Сервис дает информацию не только о конкретной локации, но и о ситуации в интересующем районе в целом. Показатели отображаются в виде тепловой карты. Например, зеленым цветом обозначены безопасные зоны, оранжевый, красный и пурпурный говорят о том, что в этих районах не стоит долго находиться даже здоровым людям, а с некоторыми заболеваниями и вовсе опасно.

{ "author_name": "Алексей Савкин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": -1, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "36194", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]