Даже за случайное нарушение чужого товарного знака с предпринимателя могут взыскать пять миллионов рублей, а то и посадить в тюрьму — так говорят одни юристы. Другие предлагают зарегистрировать свой знак и самим влёгкую собирать по пять миллионов с каждого нарушителя.
Вот никак не пойму: если домен не является предметом интеллектуальной собственности, а является всего лишь «техническим средством адресации», то на каком основании тогда выносят приговор об отчуждении домена в пользу истца??? Право на владение предметом, равно как и любым техническим средством, возникает в момент его купли-продажи, либо регистрации у полномочного регистратора в случае с доменом.
Каково основание изъять законно приобретенное техническое средство, на которое не распространяется интеллектуальная собственность иного субъекта???
Искренне не понимаю! То, что у субъекта есть товарный знак (знак качества) графически фиксирующий тождество знака и набора букв в доменном имени, не может быть основанием для отчуждения законных прав владения техническим средством равно как и вообще любым иным товаром, полученным законным путем согласно ГК РФ.
Кроме того, далеко не все товарные знаки имеют «полную защиту», часто, одна часть знака получает исключительное право, а другая его часть - не получает, о чем прописано в самом свидетельстве на сайте Роспатента к конкретному ТЗ (что они там защитили, а что нет) - как быть с доменами в таком случае???
Например «двери выбор» получили ТЗ, но в этом ТЗ защищается только слово «выбор», выполненное в особой цветографии и с заменой буквы «О» на советский знак качества.
Могут ли «двери выбор» отсудить домен «dverivybor .ru» и на каком основании??? ( не учитывая первую мою часть текста, где я задумываюсь об абсурдности судебной практики по доменам и их отчуждению у законных собственников)
Про домены — да, такой подход судов иногда вызывает негодование, особенно у самих владельцев доменов. Логика судов примерно такая: если человек использует домен не в коммерческих целях, то он может выбирать себе какое угодно название домена и товарные знаки ему тут особо не мешают. Но если домен регистрирует предприниматель, то он должен учитывать вопрос с товарными знаками.
Когда предприниматель регистрирует домен, он не то, чтобы его «покупает», он скорее его «арендует». И смысл в том, что если название домена для него имеет самостоятельную коммерческую ценность, то он регистрирует его как товарный знак. А если не имеет, то и не регистрирует — может предпринимателю и правда все равно, на каком домене расположен его сайт, сегодня на одном, завтра на другом — без разницы. В таком случае, когда появится кто-то, кому это название «нужнее», то есть владелец товарного знака, то владельца домена попросят «съехать». Аналогия, конечно, очень грубая, но суть примерно такая.
И еще момент — у нас суды обычно не удовлетворяют требования «об отчуждении домена истцу». У истца нет прав выдвигать такие требования, и суд не может их удовлетворять. Там смысл такой: истец просит запретить использовать свой товарный знак в доменном имени, а дальше суд или запрещает использовать его полностью, или запрещает вести на домене деятельность по продаже определенных товаров и услуг. Если домен запретили использовать полностью, то тогда уже владелец товарного знака после решения суда обращается к доменному регистратору, и домен разделегируют, после чего зарегистрируют на правообладателя знака. Это общая канва, а так, конечно, деталей и нюансов в конкретном споре может быть очень много.
Вообще споры между владельцами доменов и товарных знаков — это достаточно давняя и обширная история. Такой подход к доменным спорам не только у нас в стране. Поэтому тут нельзя сказать, что в России какой-то особенный или неправильный подход — он в целом соотносится с мировой практикой решений таких споров. Хотя многие владельцы доменов от такого подхода не в восторге, конечно.
Вы абсолютно правильно заметили про то, что не все товарные знаки имеют «полную защиту». Это тонкий, но важный нюанс. Действительно, иногда бывает так, что при регистрации товарного знака его некоторые элементы не получают самостоятельную охрану — это называется «дискламация».
Например, если мы подадим на регистрацию логотип со словом «ресторан» на услуги ресторанов, то знак зарегистрируют, но охраняться будет именно логотип в целом, а слово «ресторан» будет дискламировано, то есть не будет охраняться само по себе — потому что прямо указывает на услуги, то есть не имеет различительной способности. Никто не может запретить ресторанам называться «ресторан», суть в этом. Соответственно, такой товарный знак не даст никаких преференций по отношению к домену «restoran.ru».
Как в вашем примере с «двери выбор», где компания зарегистрировала логотип с рисунком вместо буквы «О». Регистрация такого ребуса не дает исключительного права на скрытое в нем название.
Иногда бывает такая история: предприниматель хочет зарегистрировать какое-то уже занятое или в принципе непригодное для регистрации название, например, «Каштан» когда такой знак уже есть или «Дешевые двери» на двери. Предпринимателю попадается специфический юрист и дальше они вместе решают «перехитрить» Роспатент, мол, берем логотип, меняем пару букв на картинки — «О» на мячик, «А» на фиговый листочек — и подаем. В итоге на регистрацию подают доработанный на коленке логотип с парой кракозябр вместо букв.
Спустя полгода из Роспатента приезжает свидетельство, его вручают предпринимателю и жмут руки. Кажется, что ловкачи все здорово провернули, но на самом деле нет — они перехитрили не Роспатент, а сами себя.
Регистрация ребуса не дает права на зашифрованное в нем название. Ну не сможет предприниматель везде использовать этот логотип с картинками вместо букв. Очевидно, что в названии домена, в соцсетях, в названии компании, да и вообще везде, где можно поставить текст и нельзя поставить картинку, он будет использовать свое старое обычное название из букв. А использовать название ему нельзя — ведь все эти кракозябры и рисовали именно потому, что само название уже занято кем-то другим. А если там название, которое было изначально непригодно для регистрации, то запретить кому-то его использовать он не сможет — его же логотип никто не брал. Еще в таком случае есть подводные камни, связанные с риском аннулирования такого ребуса по неиспользованию.
В итоге получается, что единственное право, которое получил предприниматель, — право использовать нарисованный с юристом ребус, не более того.
К сожалению, такие случаи встречаются достаточно часто. Если интересно, я более подробно писал про один из таких случаев в прошлом году, можно глянуть — https://www.bashukchichkanov.com/press/pochemu-v-tovarnykh-znakakh-ne-stoit-zamenyat-bukvy-kartinkami-ispravlyaem-oshibki-v-rabote-izvestno/ . Там как раз такая история, суть та же самая, только подробнее и пример настоящий.