К названию товара можно добавить свойства товара, его происхождение, цену или назначение. Название с такими элементами тоже никто не сможет присвоить. Условно, если вы занимаетесь тонировкой машин в Курске, то назовитесь «Тонировка46», «Тонировка-Авто», «Курская тонировка», «Доступная тонировка» или «Твоя тонировка» и спокойно работайте без регистрации знака. С точки зрения московского маркетолога название так себе, но для регионального бизнеса вполне пойдет, и проблем точно не возникнет.
называть надо было «как заработать 5 миллионов на товарном знаке?»)))
Вот никак не пойму: если домен не является предметом интеллектуальной собственности, а является всего лишь «техническим средством адресации», то на каком основании тогда выносят приговор об отчуждении домена в пользу истца??? Право на владение предметом, равно как и любым техническим средством, возникает в момент его купли-продажи, либо регистрации у полномочного регистратора в случае с доменом.
Каково основание изъять законно приобретенное техническое средство, на которое не распространяется интеллектуальная собственность иного субъекта???
Искренне не понимаю! То, что у субъекта есть товарный знак (знак качества) графически фиксирующий тождество знака и набора букв в доменном имени, не может быть основанием для отчуждения законных прав владения техническим средством равно как и вообще любым иным товаром, полученным законным путем согласно ГК РФ.
Кроме того, далеко не все товарные знаки имеют «полную защиту», часто, одна часть знака получает исключительное право, а другая его часть - не получает, о чем прописано в самом свидетельстве на сайте Роспатента к конкретному ТЗ (что они там защитили, а что нет) - как быть с доменами в таком случае???
Например «двери выбор» получили ТЗ, но в этом ТЗ защищается только слово «выбор», выполненное в особой цветографии и с заменой буквы «О» на советский знак качества.
Могут ли «двери выбор» отсудить домен «dverivybor .ru» и на каком основании??? ( не учитывая первую мою часть текста, где я задумываюсь об абсурдности судебной практики по доменам и их отчуждению у законных собственников)
Про домены — да, такой подход судов иногда вызывает негодование, особенно у самих владельцев доменов. Логика судов примерно такая: если человек использует домен не в коммерческих целях, то он может выбирать себе какое угодно название домена и товарные знаки ему тут особо не мешают. Но если домен регистрирует предприниматель, то он должен учитывать вопрос с товарными знаками.
Когда предприниматель регистрирует домен, он не то, чтобы его «покупает», он скорее его «арендует». И смысл в том, что если название домена для него имеет самостоятельную коммерческую ценность, то он регистрирует его как товарный знак. А если не имеет, то и не регистрирует — может предпринимателю и правда все равно, на каком домене расположен его сайт, сегодня на одном, завтра на другом — без разницы. В таком случае, когда появится кто-то, кому это название «нужнее», то есть владелец товарного знака, то владельца домена попросят «съехать». Аналогия, конечно, очень грубая, но суть примерно такая.
И еще момент — у нас суды обычно не удовлетворяют требования «об отчуждении домена истцу». У истца нет прав выдвигать такие требования, и суд не может их удовлетворять. Там смысл такой: истец просит запретить использовать свой товарный знак в доменном имени, а дальше суд или запрещает использовать его полностью, или запрещает вести на домене деятельность по продаже определенных товаров и услуг. Если домен запретили использовать полностью, то тогда уже владелец товарного знака после решения суда обращается к доменному регистратору, и домен разделегируют, после чего зарегистрируют на правообладателя знака. Это общая канва, а так, конечно, деталей и нюансов в конкретном споре может быть очень много.
Вообще споры между владельцами доменов и товарных знаков — это достаточно давняя и обширная история. Такой подход к доменным спорам не только у нас в стране. Поэтому тут нельзя сказать, что в России какой-то особенный или неправильный подход — он в целом соотносится с мировой практикой решений таких споров. Хотя многие владельцы доменов от такого подхода не в восторге, конечно.
Вы абсолютно правильно заметили про то, что не все товарные знаки имеют «полную защиту». Это тонкий, но важный нюанс. Действительно, иногда бывает так, что при регистрации товарного знака его некоторые элементы не получают самостоятельную охрану — это называется «дискламация».
Например, если мы подадим на регистрацию логотип со словом «ресторан» на услуги ресторанов, то знак зарегистрируют, но охраняться будет именно логотип в целом, а слово «ресторан» будет дискламировано, то есть не будет охраняться само по себе — потому что прямо указывает на услуги, то есть не имеет различительной способности. Никто не может запретить ресторанам называться «ресторан», суть в этом. Соответственно, такой товарный знак не даст никаких преференций по отношению к домену «restoran.ru».
Как в вашем примере с «двери выбор», где компания зарегистрировала логотип с рисунком вместо буквы «О». Регистрация такого ребуса не дает исключительного права на скрытое в нем название.
Иногда бывает такая история: предприниматель хочет зарегистрировать какое-то уже занятое или в принципе непригодное для регистрации название, например, «Каштан» когда такой знак уже есть или «Дешевые двери» на двери. Предпринимателю попадается специфический юрист и дальше они вместе решают «перехитрить» Роспатент, мол, берем логотип, меняем пару букв на картинки — «О» на мячик, «А» на фиговый листочек — и подаем. В итоге на регистрацию подают доработанный на коленке логотип с парой кракозябр вместо букв.
Спустя полгода из Роспатента приезжает свидетельство, его вручают предпринимателю и жмут руки. Кажется, что ловкачи все здорово провернули, но на самом деле нет — они перехитрили не Роспатент, а сами себя.
Регистрация ребуса не дает права на зашифрованное в нем название. Ну не сможет предприниматель везде использовать этот логотип с картинками вместо букв. Очевидно, что в названии домена, в соцсетях, в названии компании, да и вообще везде, где можно поставить текст и нельзя поставить картинку, он будет использовать свое старое обычное название из букв. А использовать название ему нельзя — ведь все эти кракозябры и рисовали именно потому, что само название уже занято кем-то другим. А если там название, которое было изначально непригодно для регистрации, то запретить кому-то его использовать он не сможет — его же логотип никто не брал. Еще в таком случае есть подводные камни, связанные с риском аннулирования такого ребуса по неиспользованию.
В итоге получается, что единственное право, которое получил предприниматель, — право использовать нарисованный с юристом ребус, не более того.
К сожалению, такие случаи встречаются достаточно часто. Если интересно, я более подробно писал про один из таких случаев в прошлом году, можно глянуть — https://www.bashukchichkanov.com/press/pochemu-v-tovarnykh-znakakh-ne-stoit-zamenyat-bukvy-kartinkami-ispravlyaem-oshibki-v-rabote-izvestno/ . Там как раз такая история, суть та же самая, только подробнее и пример настоящий.
Спасибо! Тема актуальна для меня, статья ответила на все вопросы, не хватило только, что там по стоимости и срокам получения патента.
Но зато понял, что стоимость можно будет отбить у конкурентов)
Пожалуйста, рад, что статья пригодилась :)
По стоимости регистрации товарного знака — тут есть нюансы, о которых эта стоимость зависит, сейчас расскажу.
Смотрите, в целом стоимость регистрации товарного знака складывается из двух составляющих: госпошлин и услуг патентного поверенного (юриста).
С госпошлинами все более менее одинаково: они складываются из пошлин за подачу заявки, экспертизу, регистрацию знака в реестре и выдачу свидетельства на него. Если сложить все четыре пошлины при регистрации знака на один вид деятельности (класс МКТУ), в сумме у вас получится 33 000 рублей.
Если подавать заявку в электронном виде в Роспатент, то можно применить льготу в 30% и эти 33 тысячи уменьшатся до 23 100 рублей.
В электронном виде заявки обычно подают патентные поверенные, у которых настроена система Роспатента «АРМ Регистратор» для электронного делопроизводства. Некоторые юристы умудряются в рекламе называть это «личной скидкой от Роспатента», но на самом деле эта скидка никакая не личная, и получить ее может любой, кто подаст заявку в Роспатент в электронном виде. Просто с настройкой системы «АРМ Регистратор» обычно заморачиваются только поверенные. В общем, если вашей регистрацией занимается профильный специалист, то он скорее всего применит вам все эти льготы и вы заплатите пошлину в уменьшенном размере.
Кардинально меньше, чем та сумма пошлин, которую я указал, пошлина быть не может принципиально. Если вам кто-то скажет, что пошлина за всю регистрацию, например, 12 000 рублей — значит вам недоговаривают. Технически вы можете сэкономить 1400 рублей на том, что не будете получать красивое бумажное свидетельство с печатью, но на этом обычно не экономят. Вы можете пересчитать все сами сами в официальном «Калькуляторе пошлин» на сайте ФИПС (это подведомственное учреждение Роспатента): https://new.fips.ru/podacha-zayavki/kalkulyator-poshlin/index.php .
Итого по пошлинам: от 23 100 рублей, а если классов МКТУ больше одного, то будут добавляться еще несколько тысяч рублей за каждый класс. Обычно предприниматели регистрируют знаки на 2-3 класса и пошлина получается в диапазоне 25-30 тысяч.
Теперь про услуги юристов, тут чуть сложнее.
Штука в том, что разные юристы вкладывают разный смысл в фразу "регистрация товарного знака". Сама по себе регистрация складывается из следующих этапов:
— проверка знака,
— подготовка и подача заявки,
— ответы на все запросы экспертизы (в том числе на предварительный отказ, который бывает в 80% делопроизводств)
— получение самого свидетельства на товарный знак.
В моем понимании, когда юрист называет цену за регистрацию, нужно называть полную цену, сколько предприниматель заплатит за то, чтобы получить свидетельство. То есть человек заплатил и закрыл для себя этот вопрос, без каких-то доплат. Если считать «регистрацией товарного знака» всю процедуру от начала и до конца, то в среднем она стоит в диапазоне от 30 до 70 тысяч рублей. Точная сумма зависит, как и на рынке любых других услуг, от сложности задачи, репутации компании, опыта, гарантий, подробного состава услуг в деталях и так далее.
Но бывают и другие юристы, которые считают, что им платят за процесс, а не за результат. Они могут называть "регистрацией товарного знака" не всю регистрацию от начала и до конца, а только подачу. Проверка знака, без которой на самом деле нет смысла подаваться на регистрацию, у них оплачивается отдельно. Ответ на предварительный отказ, который бывает очень и очень часто, тоже отдельно. У некоторых даже само получение свидетельства оплачивается отдельно. В итоге то, что они называют "регистрацией" у них стоит вроде как дешевле, но на самом деле вся история со знаком обходится дороже. Просто о доплатах рассказывают потом — возвращаются через три месяца после подачи и говорят: «здравствуйте, а нам тут из Роспатента вот документ пришел, подготовка ответа будет стоить 25 тысяч. Будем делать?».
Я не буду давать оценку такой ценовой политике, хорошо это или плохо — не мне решать. Но сам я не так не работаю. Более подробно о таких подводных камнях я писал в предыдущей статье, возможно вам будет интересно:
https://vc.ru/legal/62642-chto-nedogovarivayut-yuristy-pri-registracii-tovarnyh-znakov
По срокам регистрации — от 2 до 12 месяцев, в среднем лично по моей практике получается 5-6 месяцев примерно. Тут все зависит от трех факторов:
1) насколько перспективное для регистрации обозначение у предпринимателя
2) насколько правильно и быстро юрист готовит документы
3) повезло или не повезло с экспертизой
Если обозначение перспективное и похожих знаков нет — само по себе такое или поверенный помог доработать обозначение на старте, то скорее всего особых споров с экспертизой Роспатента не возникнет. Значит не придется тратить месяц-два на подготовку ответа и сбор писем-согласий, да и Роспатент не будет потом тратить время на рассмотрение этих документов. В таком случае регистрация идет 4-5 месяцев примерно. Если завяжется спор — то может 7-12 месяцев, по ситуации. Самое долгое — это когда приходится собирать письма-согласия у правообладателей противопоставленных знаков. Например, какой-нибудь большой автомобильный концерн может согласиться подписать согласие, но согласовывать и подписывать они его могут несколько месяцев. Я как-то договаривался о согласии с британским футбольным клубом «Арсенал» — нам в итоге все подписали, но от момента первого контакта до получения оригинала письма на руки прошло полгода.
Если документы сделаны правильно, то скорость регистрации зависит дальше от экспертизы Роспатента. Если в документах есть ошибки, то Роспатент присылает запросы, юрист исправляет ошибки и отправляет исправленные документы назад. Каждый такой обмен документами — это плюс месяц-два к регистрации.
Еще иногда бывает банально вопрос везения. У экспертов Роспатента как и у всех нас есть свои планы, больничные, отпуски и так далее. У меня как-то раз была такая история: заявка попала к эксперту, который не успевал обрабатывать заявки по плану, и когда его коллеги уже разбирали, условно, июньские заявки, он только-только подбирался к своим мартовским. А потом этот эксперт ушел на больничный, а потом уволился из Роспатента. Его заявки распределили по другим экспертам. И получается, у них есть свои заявки по плану, а есть те, которые им переложили от коллеги. В общем, знак был хороший, а регистрация из-за всего этого дела растянулась на 8, кажется, месяцев. И это притом, что мы писали в Роспатент обращения, звонили экспертизе, и все такое.
С другой стороны, регламентный срок экспертизы на рассмотрение заявок — 12 месяцев, поэтому то, что эксперты укладываются в среднем в 5-6 — это на самом деле большая-пребольшая заслуга экспертов и всего Роспатента. В этом плане наш Роспатент впереди большинства ведомств других стран. Для сравнения, когда я регистрировал товарные знаки в Канаде по их национальной процедуре, там регистрация заняла почти два года. В США — те же примерно 6 месяцев.
Иногда бывает так, что все звезды сходятся — и заявку сделали правильно, и обозначение с перечнем подработали так, чтобы не получить предварительный отказ, и заявка попала эксперту, который быстро разбирает свои заявки. Тогда регистрация получается за 3-4 месяца, самое быстрое на моей памяти было два с половиной.
Еще есть возможность официальной ускоренной регистрации — это когда за дополнительные деньги проводится ускоренная экспертиза. Так знак можно зарегистрировать за два месяца. Но я обычно не советую пользоваться этой процедурой, потому что она может не принести пользы, соразмерной стоимости — ускоренная регистрация это плюс 100-200 тысяч к пошлинам за регистрацию (да, сразу на порядок дороже), а польза только в том, что регистрация состоится на несколько месяцев раньше. Да и не факт, что состоится: ускоренная экспертиза — это не гарантия регистрации, она вполне может обернуться ускоренным отказом. Но иногда, конечно, бывают ситуации, когда такая процедура на самом деле нужна. В общем, тут нужно смотреть по ситуации.