Как понять, что перед вами плохой дизайнер

Сразу скажу, что слово «плохой» не означает недобросовестность или какие-тот личные качества. Скорее, я бы говорила об опытных и неопытных специалистах. Причем, необязательно это зависит от стажа. Некоторые дизайнеры и с 10-летним опытом неспособны выполнить более-менее сложные проекты. Все критерии оценки, конечно, относительны, но по ним вы сможете с большей вероятностью отсеить тех, кто вам не подойдет.

Ниже я написала примерный список качеств, по которому можно определить неопытного специалиста. Конечно, это не четкие и определенные правила, но если они сочетаются в одном человеке – скорее всего, пока он не дорос до уровня Senior. Причем, не все эти правила касаются именно дизайнерских навыков. Что ж, без долгих предисловий – поехали.

Он не будет задавать вопросов

Неопытный специалист, скорее всего, возьмется за работу сразу, без техзадания и брифа. Возможно, он даже не спросит, чем занимается ваша компания. Для «начинающего» заказчика, возможно, это будет и хорошо – не нужно думать над формулировками брифа, искать конкурентов, трясти маркетолога на предмет целевой аудитории… И кажется – вот он и есть, идеальный дизайнер, который без лишних вопросов сделает красоту. Но, подписываясь на работу без брифа, вы рискуете получить вовсе не то, что ожидали. Причем, макет необязательно будет некачественным – просто, вполне возможно, он совершенно не будет соответствовать вашей концепции или ЦА.

Важно! Хороший дизайнер обязательно попросит заполнить бриф или проведет подробное интервью. Потому что задача дизайнера – не просто «сделать красиво», а выполнить задачу клиента и создать ресурс, решающий конкретные задачи конкретной аудитории.

Для клиента – сначала идеально, а потом возникают проблемы
Для клиента – сначала идеально, а потом возникают проблемы

Он будет сыпать дизайнерскими терминами

Часто неопытный дизайнер пытается замаскировать недостаток опыта обилием «умных» слов. Иногда это происходит неосознанно – например, когда он только-только закончил курсы и выучил слова «Фигма», «забрифовать клиента», «пользовательский опыт», «кликабельные прототипы». Опытный дизайнер понимает, что клиент часто вообще первый раз обращается за дизайном сайта и, наоборот, постарается наиболее доходчиво объяснить, как происходит процесс.

Важно! Если вы далеки от таких понятий, как юзабилити-тестирование, юзер флоу, CJM, вайрфреймы – не стесняйтесь спросить дизайнера, о чем он вообще говорит. И кстати – если дизайнер честно говорит, что не знает ответа на какой-то вопрос, не стоит списывать его со счетов. Очень часто именно неопытные специалисты боятся показать свою некомпетентность и делают вид, что знают все на свете.

Как понять, что перед вами плохой дизайнер

Он откажется работать по договору или по безопасной сделке

Договор – это такой же обязательный пункт сотрудничества, как бриф или техзадание. В договоре прописываются условия сотрудничества, стороны, заключившие этот договор, обязанности сторон, задачи и вся остальная информация, касающаяся заказа. Кстати, о договоре я подробно рассказываю здесь.

Если дизайнер предоставит вместо работы откровенную халтуру или вовсе исчезнет с вашей предоплатой, вы ничего не сможете ему предъявить – ведь документально ваше сотрудничество зафиксировано не было, а доказать свою правоту, используя переписку в Телеграме, мягко скажем, сложно и дорого.

Важно! Опытный дизайнер не только сам предложит работать по договору, но и предоставит вам документ, по которому обычно сотрудничает с заказчиками.

Как понять, что перед вами плохой дизайнер

Он не обозначит этапы и дедлайны

Если дизайнер перестает выходить на связь сразу же после получения задачи и не пишет вам до самого дедлайна – это плохой знак. Конечно, это не всегда означает, что дизайнер решил вас покинуть. Просто может случиться так, что он неточно понял ваше ТЗ, не читал его, или вовсе ТЗ не было. И к дедлайну у вас, конечно, появится готовый проект, но совершенно не подходящий вашим целям и концепции. А времени на переделку уже не будет.

Важно! Опытный дизайнер всегда работает по этапам и сообщает о дедлайнах этих этапов. Например, если вы заказали дизайн сайта – то дизайнер сначала покажет ТЗ, потом - прототип, затем - концепцию первых трех экранов, если презентацию – то пару слайдов и т.д. Это необходимо, чтобы уже конкретно утвердить ТЗ и визуальную концепцию. Намного проще внести правки в самом начале работы, чем править конечный дизайн, когда сроки уже поджимают.

Как понять, что перед вами плохой дизайнер

Он предложит единственный вариант решения как аксиому

Если дизайнер убеждает вас делать сайт на Тильде или топит за определенную стилистику – это плохой знак. Это может означать, что подрядчик всегда работает по определенному шаблону, и добиться от него индивидуального проекта будет очень сложно. А любой шаг влево-вправо или необходимость доработки какого-либо пункта могут повергнуть его в панику.

Важно! Опытный дизайнер всегда будет исходить из ваших нужд, а не из своих умений и предпочтений – потому что он уже изучил все популярные (и не очень) дизайнерские инструменты, и может подобрать оптимальное решение задачи, даже самой сложной.

Как понять, что перед вами плохой дизайнер

Он не сможет рассказать о своих проектах

Простой способ проверить дизайнера – спросить его об одном из проектов. Пусть он расскажет об этапах работы, принятых решениях и своей роли в проекте. Не может? Плохие новости. Вполне вероятно, он выполнял совсем небольшую роль или и вовсе позаимствовал работу из чужого портфолио. К сожалению, такие действия – не редкость. А о том, что на самом деле умеет такой дизайнер, вы узнаете только после сдачи проекта.

Важно! Опытный дизайнер всегда с удовольствием расскажет о любом своем проекте, покажет этапы разработки, ответит на любые вопросы о нем, если проект не под NDA. У такого дизайнера нет секретов от любимых клиентов.

Как понять, что перед вами плохой дизайнер

У него не будет ИП или самозанятости

Если у дизайнера нет официального статуса, это с большой вероятностью означает одно – заказов у него не так много, и он просто не заморачивается с оформлением. То есть, услуги такого дизайнера не сильно востребованы, или у него пока слишком маленький опыт. Есть еще вариант – он не хочет работать честно и платить налоги, ну а зачем вам такой недобросовестный подрядчик?

Важно! Если дизайнер востребован и хорошо зарабатывает, он не захочет проблем с налоговой и оформит ИП или самозанятость. Да и вам самим будет проще с отчетностью, если вы будете оформлять отношения с подрядчиками официально.

Как понять, что перед вами плохой дизайнер

Он возьмет на себя и дизайн, и разработку, и продвижение

Да, универсальные специалисты существуют, но лишь единицы из них работают во всех направлениях безукоризненно. Сейчас технологии шагнули далеко вперед, и чтобы в совершенстве освоить и дизайн, и разработку, и SEO-оптимизацию, и копирайтинг, понадобится 25 часов в сутках. Да, если вы делаете простой сайт, начальных или средних компетенций может быть достаточно. Но для проектов сложнее сайта бабы Нюры, продающей семечки у соседнего подъезда, лучше выбрать узких специалистов.

Важно! Даже дизайнеры имеют свой профиль. Есть отдельные специалисты, работающие над веб-дизайном, графикой, логотипами, фирменным стилем. Например, наибольшую экспертизу я имею в UX и веб-дизайне. Да, конечно, я могу нарисовать вам баннер или презентацию, и это будет вполне прилично. Но если вы хотите чего-то по-настоящему уникального, я посоветую вам других специалистов. А за сложными интерфейсными решениями и современным веб-дизайном – пожалуйста, ко мне!

Как понять, что перед вами плохой дизайнер

С ним будет сложно общаться

Речь идет о том, как дизайнер строит и выражает свои мысли, какая у него речь. Конечно, он не обязан иметь IQ 170, разбираться в теориях Канта и Ницше и сыпать цитатами древнегреческих поэтов. Но сильный дизайнер – думающий дизайнер, который постоянно развивается, читает профессиональную литературу, синхронизируется с современными трендами, общается с коллегами и с клиентами не только в формате «сделаю все что ты скажешь, дай денег». Для дизайнера важно не только, как обезьяне, переставлять элементы интерфейса и менять цвета. Он должен еще и предлагать гипотезы решения UX-задач, продумывать пользовательские пути, решать сложные задачи по структуре интерфейса, а также грамотно объяснять, почему он принял то или иное решение.

Пример из опыта: у меня несколько раз клиенты становились постоянными, потому что отмечали мою включенность в проект, готовность к диалогу и способность уже во время обсуждения предлагать свои идеи, а не просто выслушивать монолог заказчика. Я всегда говорю, что для дизайнера главное – это не способность работать мышкой и играть со шрифтами, а гибкое мышление, умение услышать заказчика и вместе с ним прийти к отличному результату.

Важно! Если вы занимаетесь крупным проектом, нелишним будет созвониться с дизайнером и просто послушать, как он излагает свои мысли. Если он не может связать и двух слов, постоянно использует слова-паразиты и перескакивает с одной темы на другую – это не очень хороший знак.

Как понять, что перед вами плохой дизайнер

Он полностью согласится с вашими правками

Если дизайнер безоговорочно соглашается со всеми вашими правками, не обсуждая их, это может быть плохим знаком. Или ему настолько наплевать на работу, что он не заморачивается, или он просто не очень опытный дизайнер без своего мнения. По себе знаю – ну не бывает такого, чтобы все клиентские правки не вызывали у меня вопросов. Хоть какой-то комментарий я дам.

Важно! Если вас настораживает, как легко ваш дизайнер принимает правки, попробуйте выгрузить их не в ультимативной форме, а в формате вопроса. Например: «Елена, как вы считаете, может, сделать подложку салатовой или черной?» Опытный дизайнер или согласится, что это неплохая идея, и можно ее попробовать, или аргументирует, почему так лучше не делать. В любом случае, он выскажет хоть какое-то мнение, по которому можно будет определить его профессионализм.

Как понять, что перед вами плохой дизайнер

Вместо вывода

Еще раз повторюсь – все пункты этого чек-листа не являются аксиомой, и не стоит однозначно называть человека слабым дизайнером, если он не умеет красиво разговаривать или хочет взять на себя и дизайн, и верстку. Моя статья основана на многолетнем опыте работы с подрядчиками, и, в целом, мое чутье меня обманывало редко.

Работать или не работать с каким-либо специалистом – решаете только вы. Необязательно всегда искать только супер-продвинутых подрядчиков, если вам нужно просто протестировать креатив для таргета.

А что думаете по этому поводу вы? Что могли бы добавить или убрать?

Я - Лена, UX/UI дизайнер, делаю осмысленный дизайн стартапов, сложных продуктов (ERP/CRM/BPM), работаю с банками, застройщиками, фармой. От 2000₽/час, от 100.000₽ за проект. Некоторые работы можно посмотреть тут, заказать тут.

Elena Nexman, UX/UI дизайнер
33
7 комментариев

Милый чек-лист. Больше всего доставила работа автора над лендосом Воронина, уважаемый человек)

1
Ответить

Рада, что Вы его тоже знаете и уважаете)

Ответить

"Для дизайнера важно не только, как обезьяне, переставлять элементы интерфейса и менять цвета." - обалдеть, как прогрессировали обезьяны. Они могут быть стажёрами.

Ответить

Где-то тут должна быть реклама курсов по дизайну...

Ответить