Nadya Rumak
210
Блоги

Как заработать на конных турах в Калмыкии

Церен Басангов, предприниматель из Калмыкии, увлёкся конным туризмом 8 лет назад случайно - отправился верхом в паломнический поход из Элисты до горы Богдо, которая является святой для калмыков.

Поделиться

В избранное

В избранном

После похода Церен организовал конные прогулки по городу, занимался другим бизнесом, а потом взял и уехал работать в Москву. Но опять же по воле случая год назад Церен вернулся в Элисту и занялся конными турами по степи уже всерьёз. В месяц в конные туры ходят около 300-400 клиентов, оборот – 250 тысяч рублей в месяц. Церен Басангов рассказал vc.ru, как он нашёл любимое дело и как на нём зарабатывает.

Церен Басангов

Что вас так зацепило в паломническом походе? Почему вы решили зарабатывать на конных турах?

В 2010 году с группой энтузиастов мы решили отправиться в конный поход по калмыцким сёлам, пересечь Волгу и Ахтубу и подняться на гору Богдо в Астраханской области. Мне было 28 лет, я не умел ездить верхом и даже боялся лошадей. За 20 дней и 850 км похода я влюбился в степь, которая раньше казалась мне скучной! Степь многие считают скучной. И мне захотелось развеять это заблуждение для всех остальных. Казалось бы, сидя в седле, ты всего лишь на полтора метра выше, а горизонт увеличивается на многие километры. Чувствуешь себя великаном, глядя на пешеходов. Каждый новый рассвет не похож на предыдущий, и никакое фото не передаст его красоты. В этом походе у меня возникла идея организовать конные прогулки по Элисте. Договорился с одним фермером, привез трёх его коней в Элисту, и мы начали работать. У нас было три коня и карета. Но занятость в другом бизнесе отдалила меня от лошадей на несколько лет.

Это было успешным?

Прогулки по городу - это совсем не то, что по степи. Вообще, бизнесом я занимался с 2009 по 2014 год – у мены были арбалетно-лучные тиры, прокаты детских электромобилей, арендовал и раскручивал рестораны и сауны. Каждый проект имел успех в определенный период, но у меня было мало опыта, много желания брать ответственность, я делал ошибки в делегировании. Когда у меня был выбор - потерять бизнес или замарать имя, я выбрал первое. В 2014 году продал всё, что можно, оставил небольшую долю в ресторане и уехал в Москву с несколькими миллионами рублей долгов. Работал менеджером холодных продаж, таксовал, работал логистом в интернет-магазинах. Пытался заниматься бизнесом, но без стартового капитала успеха не увидел.

Что изменилось в прошлом году?

В мае 2017 года в Москве познакомился с руководителем детского туристско-краеведческого клуба – она увидела мои фото с конями в VK. Она рассказала, что члены их клуба ежегодно участвуют в конных турах в разных уголках России и давно мечтают попасть в Калмыкию, так как наслышаны о том, что кони у калмыков особо почитаемые животные. На вопрос о том, есть ли у нас в Калмыкии конный туризм, мне оставалось ответить утвердительно. Приехав в Калмыкию, я стал искать людей, которые бы хотели заняться конными турами. Но к кому бы ни обращался, энтузиазма никто не проявил: надо было найти 15 хорошо обученных, смирных и выносливых коней.

Найти коней – это проблема?

Это непросто. Я начал искать коней сам. Обращался к друзьям и знакомым, предлагал небольшую плату за аренду коня. Но сталкивался с тем, что меня отговаривали от этой затеи. Но, видя, что я упираюсь, начали мне помогать. За месяц поиска лошадей я научился управлять бортовой ГАЗелью и отправился по фермерским стоянкам. Каких-то коней нашёл через друзей, каких-то самостоятельно. Нашёл двух проводников. В итоге первый конный тур для детского клуба прошел успешно, и даже завоевал второе место в категории "Маршрут" в кубке Москвы, организованном Федерацией спортивного туризма России. Так и зародился проект "Конный туризм в Калмыкии".

Вы решили остаться в Калмыкии и бросили работу в Москве?

Да. С августа я продолжил заниматься конными прогулками и турами. Мы проработали всю осень и зиму, и теперь у меня большая уверенность в успешном развитии дела. Ведь если люди едут кататься на конях при минусовой температуре, в снегопад, дождь или ветер, то летом уж точно отбоя от желающих прокатиться верхом не будет. Моя уверенность подкреплена и запланированными конными турами группами из других регионов России. В месяц у нас сейчас от 300 до 400 клиентов. Конный тур длится несколько дней. В день преодолевается 25-50 км. Стоимость для участников - 2500 рублей в сутки. В стоимость входит аренда коня с амуницией и сопровождение инструктора.

Ваши главные сложности с конными турами?

Больших сложностей я не вижу. Самая основная в том, что нет собственной конной базы, собственной техники. Приходится договариваться с другими предпринимателями, собственниками этнокомплексов и фермерских стоянок. Коней мы арендуем и в будущем планируем упор делать на аренду, а не на покупку. Маршрут в Калмыкии придумать легко. Берете две точки на карте и прокладываете маршрут. Пройти на лошадях можно практически везде. Сейчас я хочу собрать более 50 голов обученных коней. А максимум в течение 5 лет более 1000! Эти цифры не из головы. Я люблю статистику, это вполне реальный прогноз. Потенциал для туристического бизнеса в Калмыкии огромный.

Cколько вы зарабатываете?

Наш ежемесячный оборот – примерно 250 тысяч рублей. Но в бизнес я пошел не для того, чтобы заработать определенную сумму. А для того, чтобы чувствовать себя свободным и управлять своим внешним миром. Если хочешь только денег, то выбирать надо самые высокомаржинальные сферы. А такие сферы почти всегда связаны с огромным риском или криминалом. Простая схема "купи-продай" для меня скучна. Поэтому я создавал арбалетно-лучные тиры, поэтому развиваю конный туризм.

Что будет дальше?

Договариваюсь с районными администрациями, чтобы открывать школы верховой езды в каждом районном центре Калмыкии. Есть устная договорённость с тремя районами, а всего их 14. Школы будут работать под нашим брендом. Увеличится общее поголовье лошадей и соответствующего персонала. Это будет большой рынок лошадей для прогулок и работы на фермерских стоянках.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#навсюголову

{ "author_name": "Nadya Rumak", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 6, "likes": 5, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "37983", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]