Почему и как «Медуза» закрыла проект «Атласы»

Нехватка ресурсов, рекламодателей и ошибка в концепции — в рассказе редакции проекта.

Вступление

Вероятно, не все знают, что такое «Атласы». Рассказываем. «Атласы» — это серия путеводителей, которую мы запустили в сентябре 2016 года вместе с бывшей командой путеводителей «Афиши». Зачем мы это сделали? Честный ответ такой: наших друзей лишили возможности заниматься путеводителями, которые все очень любили, — а мы решили, что это неправильно. Это дело надо продолжать, к тому же мы знаем, какими должны быть цифровые путеводители. Потому что зачем книжки, когда все ездят по миру с телефонами?

От идеи до запуска прошло примерно девять месяцев. При этом, как водится, придумывали мы дольше, чем делали. Окончательно представление об «Атласах» сформировалось в мае, в сентябре мы вышли.

Веб-версия путеводителя по Санкт-Петербургу
Веб-версия путеводителя по Санкт-Петербургу

Идея

Придумали мы вот что: мы делаем проект, который станет младшим братом «Медузы». У него есть свой логотип, но нет своего сайта. Нам нравилась мысль сделать что-то неполитическое, но совершенно не было свободных денег — поэтому мы решили, что у каждого путеводителя должен быть свой спонсор.

Мы пошли на рынок, и оказалось, что всем это нравится. Ну, не всем, но многим. В результате мы договорились, что за лето команде надо сделать 10 полноценных путеводителей (спасибо за это «Тинькофф банку», Volvo Cars, Доминиканской республике, «Ренессанс страхованию», «Фридом финанс» и Navi). Казалось, мы нащупали что-то важное.

Запуск

Самое удивительное, что мы успели в срок. Сделали платформу, которая позволяла выпускать много приложений. Развернули нашу редакционную систему и модернизировали ее под «Атласы».

Выпустили 20 приложений (десять для iOS и ещё десять для Android), основой для которых стало приложение самой «Медузы» — но с одним серьезным отличием: там была возможность скачать весь контент приложения в офлайне (включая карты). А еще мы придумали фирменный стиль, построенный на стикерах (и даже напечатали их).

Стикеры для Южной Швеции
Стикеры для Южной Швеции

И главное — авторы с редакторами успели подготовить за три месяца тексты о тысячах мест, придумать и описать десятки прогулочных маршрутов, растолковать важные местные сюжеты (например, про скандальные берлинские стройки или про каталонскую борьбу за независимость), а заодно собрать и перепроверить много полезной информации — от музейных расписаний и стоимости проездных билетов до телефонов бюро находок и местоположения потайных баров.

Что получилось

Получились компактные, но довольно толковые путеводители, которые не стыдно порекомендовать друзьям, отправляющимся в Париж, Рим или Барселону.

Да, «Атласы» не были столь исчерпывающими, дотошными и подробными, как привычные книжки, но в них хватало советов и сценариев, чтобы занять себя на несколько дней. Приглянувшееся кафе или палаццо можно было сохранить в собственный список, найти их потом все вместе на карте и проложить дорогу на местности без килобайта трафика в роуминге.

Более того, если обнаруживалась какая-то неточность или открывалось новое заведение, достойное внимания, авторы и редакторы могли оперативно исправить и дополнить путеводитель. Некоторые из них активно пользовались такой возможностью — так в первые месяцы после запуска в римском приложении не осталось ни единого текста без добавлений и правок, а берлинский «Атлас» увеличился в объеме вдвое.

После запуска

А потом начались проблемы. Главная их которых — деньги. Мы работали по принципу «Нет рекламодателя — нет путеводителя». Что это значит? Это значит, что проект живет и процветает, если мы продали несколько путеводителей за раз. И не развивается, если продаж нет. Это также означало, что мы не могли держать команду постоянно, чтобы в ежедневном режиме развивать уже выпущенные путеводители.

Второй проблемой оказались поддержка и техническое развитие. С помпой запущенный проект сразу начал конкурировать за ресурсы с основной «Медузой» — и каждый раз эту конкуренцию проигрывал. Мы ограничены в возможностях, бюджет не резиновый, команда тоже: каждый раз, когда мы решали, за что взяться теперь, мы выбирали большую «Медузу», а не маленькие путеводители.

К сожалению, кажется, логика рекламодателей оказалась такой же, как наша. Зачем выбирать маленький проект, если рядом есть большой? Нет, мы, конечно, выпустили еще два путеводителя, но нам, чтобы «Атласы» выжили, нужно было больше. Гораздо больше.

И мы поняли, что просчитались с концепцией «Один путеводитель — одно приложение» (которая выросла из концепции «Один путеводитель — один рекламодатель»). Очень приятно выпустить десяток приложений с прекрасными иконками. Очень удобно пользоваться такими приложениями. Проблема в том, что приложение по Берлину может понадобиться раз в год. Или раз в жизни. О нем надо как-то узнать.

Приложения «Медузы» в App Store

Мы не дали читателям возможность скачать единое приложение «Атлас» — чтобы вспоминать о нем перед поездкой. Мы просто не дали читателям возможность узнать о нас. И вспомнить при удобном случае.

Перед закрытием

Любой проект легко запускать, но сложно закрывать. Жалко потраченных усилий, не хочется об этом рассказывать, жалко, в конце концов, сам проект. В большинстве случаев это приводит к тому, что проекты не закрывают. Либо просто делают вид, что ничего не произошло, либо по десять раз перезапускают, превращая во что-то совсем уж странное. Мы считаем, что это неправильно.

Мы любим «Атласы» и считаем, что они достойны красивых похорон. У этого есть и практическая сторона: если не закрыть проект, он начнет ломаться, портиться. И либо придется его постоянно поддерживать, либо — грустно наблюдать, как он разлагается. Нет, так мы решили не делать.

Закрытие

Это, конечно, удивительно. Оказалось, что закрыть проект — это тоже целый проект. Кроссплатформенный. В котором участвуют десять человек. Разработка, редакторы, дизайнеры.

Мы решили перенести слепок последней версии «Атласов» на отдельный поддомен atlas.meduza.io. Вместе с переносом изменился дизайн страниц: из меню в шапке пропали ссылки на другие рубрики «Медузы», а из оформления материалов — плашки спонсоров и ссылки на магазины приложений. Зато на каждой странице появилось красное уведомление «Этот проект больше не обновляется» (старые путеводители — это опасно, легко угодить в какое-то замечательное заведение, которое как раз два года назад закрылось). А еще понадобилось отрисовать новый фавикон!

Макет обновленной шапки сайта
Макет обновленной шапки сайта

Чтобы не затягивать закрытие проекта на долгие месяцы, нужно было заранее прописать все детали: следует ли отключить RSS и счетчики лайков у материалов? Нужно. Что делать с системой отслеживания ошибок? Убирать — никто больше не собирается ничего чинить. Как поступить с почтой для жалоб? Настроить автоответ о том, что проект закрыт.

И еще: нужно ли менять материал «Как пользоваться Атласами»? Какие системы аналитики оставить подключенными? Как уведомить читателей? Какие тексты нужно написать? Их десятки, в том числе и этот.

Отдельный фронт работ был у мобильных разработчиков: им пришлось не только выпилить из приложения «Медузы» ссылку на «Атласы», но и заняться последним апдейтом самих «Атласов» — убрать из них режим «Офлайн» и ссылки на путеводители по другим городам, убедиться, что все запросы идут на новый поддомен, и даже добавить поддержку iPhone X. После финального апдейта «Атласы» останутся в App Store и Google Play, но в них будет честное предупреждение о том, что проект устарел.

В продуктовом плане опять появился проект «Запуск атласов». Теперь он значит ровно обратное.

2020
16 комментариев

А чем плохо будет выпустить единое приложение? Это объединит аудиторию и в целом станет большой площадкой для рекламодателей.

7

Идея не плохая, но о ней не подумали на берегу. Про "отключить RSS" подумали, а это оставили на самотёк, раз сразу появились спонсоры.

Я в печали, это были лучшие путеводители с мире! :(

6

Комментарий удалён модератором

Разве желание заработать деньги на востребованном продукте, который никому не вредит в явном виде - может быть плохим делом?

11

Возвращайтесь в обновленном виде, такой продукт нужен людям

1