Оффтоп Andrey Frolov
4 223

Почему и как «Медуза» закрыла проект «Атласы»

Нехватка ресурсов, рекламодателей и ошибка в концепции — в рассказе редакции проекта.

В закладки

Вступление

Вероятно, не все знают, что такое «Атласы». Рассказываем. «Атласы» — это серия путеводителей, которую мы запустили в сентябре 2016 года вместе с бывшей командой путеводителей «Афиши». Зачем мы это сделали? Честный ответ такой: наших друзей лишили возможности заниматься путеводителями, которые все очень любили, — а мы решили, что это неправильно. Это дело надо продолжать, к тому же мы знаем, какими должны быть цифровые путеводители. Потому что зачем книжки, когда все ездят по миру с телефонами?

От идеи до запуска прошло примерно девять месяцев. При этом, как водится, придумывали мы дольше, чем делали. Окончательно представление об «Атласах» сформировалось в мае, в сентябре мы вышли.

Веб-версия путеводителя по Санкт-Петербургу

Идея

Придумали мы вот что: мы делаем проект, который станет младшим братом «Медузы». У него есть свой логотип, но нет своего сайта. Нам нравилась мысль сделать что-то неполитическое, но совершенно не было свободных денег — поэтому мы решили, что у каждого путеводителя должен быть свой спонсор.

Мы пошли на рынок, и оказалось, что всем это нравится. Ну, не всем, но многим. В результате мы договорились, что за лето команде надо сделать 10 полноценных путеводителей (спасибо за это «Тинькофф банку», Volvo Cars, Доминиканской республике, «Ренессанс страхованию», «Фридом финанс» и Navi). Казалось, мы нащупали что-то важное.

Запуск

Самое удивительное, что мы успели в срок. Сделали платформу, которая позволяла выпускать много приложений. Развернули нашу редакционную систему и модернизировали ее под «Атласы».

Выпустили 20 приложений (десять для iOS и ещё десять для Android), основой для которых стало приложение самой «Медузы» — но с одним серьезным отличием: там была возможность скачать весь контент приложения в офлайне (включая карты). А еще мы придумали фирменный стиль, построенный на стикерах (и даже напечатали их).

Стикеры для Южной Швеции

И главное — авторы с редакторами успели подготовить за три месяца тексты о тысячах мест, придумать и описать десятки прогулочных маршрутов, растолковать важные местные сюжеты (например, про скандальные берлинские стройки или про каталонскую борьбу за независимость), а заодно собрать и перепроверить много полезной информации — от музейных расписаний и стоимости проездных билетов до телефонов бюро находок и местоположения потайных баров.

Что получилось

Получились компактные, но довольно толковые путеводители, которые не стыдно порекомендовать друзьям, отправляющимся в Париж, Рим или Барселону.

Да, «Атласы» не были столь исчерпывающими, дотошными и подробными, как привычные книжки, но в них хватало советов и сценариев, чтобы занять себя на несколько дней. Приглянувшееся кафе или палаццо можно было сохранить в собственный список, найти их потом все вместе на карте и проложить дорогу на местности без килобайта трафика в роуминге.

Более того, если обнаруживалась какая-то неточность или открывалось новое заведение, достойное внимания, авторы и редакторы могли оперативно исправить и дополнить путеводитель. Некоторые из них активно пользовались такой возможностью — так в первые месяцы после запуска в римском приложении не осталось ни единого текста без добавлений и правок, а берлинский «Атлас» увеличился в объеме вдвое.

После запуска

А потом начались проблемы. Главная их которых — деньги. Мы работали по принципу «Нет рекламодателя — нет путеводителя». Что это значит? Это значит, что проект живет и процветает, если мы продали несколько путеводителей за раз. И не развивается, если продаж нет. Это также означало, что мы не могли держать команду постоянно, чтобы в ежедневном режиме развивать уже выпущенные путеводители.

Второй проблемой оказались поддержка и техническое развитие. С помпой запущенный проект сразу начал конкурировать за ресурсы с основной «Медузой» — и каждый раз эту конкуренцию проигрывал. Мы ограничены в возможностях, бюджет не резиновый, команда тоже: каждый раз, когда мы решали, за что взяться теперь, мы выбирали большую «Медузу», а не маленькие путеводители.

К сожалению, кажется, логика рекламодателей оказалась такой же, как наша. Зачем выбирать маленький проект, если рядом есть большой? Нет, мы, конечно, выпустили еще два путеводителя, но нам, чтобы «Атласы» выжили, нужно было больше. Гораздо больше.

И мы поняли, что просчитались с концепцией «Один путеводитель — одно приложение» (которая выросла из концепции «Один путеводитель — один рекламодатель»). Очень приятно выпустить десяток приложений с прекрасными иконками. Очень удобно пользоваться такими приложениями. Проблема в том, что приложение по Берлину может понадобиться раз в год. Или раз в жизни. О нем надо как-то узнать.

Приложения «Медузы» в App Store

Мы не дали читателям возможность скачать единое приложение «Атлас» — чтобы вспоминать о нем перед поездкой. Мы просто не дали читателям возможность узнать о нас. И вспомнить при удобном случае.

Перед закрытием

Любой проект легко запускать, но сложно закрывать. Жалко потраченных усилий, не хочется об этом рассказывать, жалко, в конце концов, сам проект. В большинстве случаев это приводит к тому, что проекты не закрывают. Либо просто делают вид, что ничего не произошло, либо по десять раз перезапускают, превращая во что-то совсем уж странное. Мы считаем, что это неправильно.

Мы любим «Атласы» и считаем, что они достойны красивых похорон. У этого есть и практическая сторона: если не закрыть проект, он начнет ломаться, портиться. И либо придется его постоянно поддерживать, либо — грустно наблюдать, как он разлагается. Нет, так мы решили не делать.

Закрытие

Это, конечно, удивительно. Оказалось, что закрыть проект — это тоже целый проект. Кроссплатформенный. В котором участвуют десять человек. Разработка, редакторы, дизайнеры.

Мы решили перенести слепок последней версии «Атласов» на отдельный поддомен atlas.meduza.io. Вместе с переносом изменился дизайн страниц: из меню в шапке пропали ссылки на другие рубрики «Медузы», а из оформления материалов — плашки спонсоров и ссылки на магазины приложений. Зато на каждой странице появилось красное уведомление «Этот проект больше не обновляется» (старые путеводители — это опасно, легко угодить в какое-то замечательное заведение, которое как раз два года назад закрылось). А еще понадобилось отрисовать новый фавикон!

Макет обновленной шапки сайта

Чтобы не затягивать закрытие проекта на долгие месяцы, нужно было заранее прописать все детали: следует ли отключить RSS и счетчики лайков у материалов? Нужно. Что делать с системой отслеживания ошибок? Убирать — никто больше не собирается ничего чинить. Как поступить с почтой для жалоб? Настроить автоответ о том, что проект закрыт.

И еще: нужно ли менять материал «Как пользоваться Атласами»? Какие системы аналитики оставить подключенными? Как уведомить читателей? Какие тексты нужно написать? Их десятки, в том числе и этот.

Отдельный фронт работ был у мобильных разработчиков: им пришлось не только выпилить из приложения «Медузы» ссылку на «Атласы», но и заняться последним апдейтом самих «Атласов» — убрать из них режим «Офлайн» и ссылки на путеводители по другим городам, убедиться, что все запросы идут на новый поддомен, и даже добавить поддержку iPhone X. После финального апдейта «Атласы» останутся в App Store и Google Play, но в них будет честное предупреждение о том, что проект устарел.

В продуктовом плане опять появился проект «Запуск атласов». Теперь он значит ровно обратное.

{ "author_name": "Andrey Frolov", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 19, "likes": 29, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 38216, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 38216, "author_id": 14066, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/38216\/get","add":"\/comments\/38216\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/38216"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

19 комментариев 19 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

А чем плохо будет выпустить единое приложение? Это объединит аудиторию и в целом станет большой площадкой для рекламодателей.

Ответить
0

Приложение надо развивать и поддерживать сам сервис. А это огого какие расходы. А платить за это рекламодатели не захотели. Так как расходов много, а толку с такой рекламы мизер так как аудитория де-факто маленькая и редкая.

Вовремя наступить на горло - это талант, о чем тут хорошо сказано.

Ответить
0

Идея не плохая, но о ней не подумали на берегу. Про "отключить RSS" подумали, а это оставили на самотёк, раз сразу появились спонсоры.

Ответить
6

Я в печали, это были лучшие путеводители с мире! :(

Ответить
–4

Как же мило журналисты могут написать фразу «мы хотели заработать денег так как появилась команда с оригинальной идеей» другими словами:

«Зачем мы это сделали? Честный ответ такой: наших друзей лишили возможности заниматься путеводителями, которые все очень любили, — а мы решили, что это неправильно.»

Ответить
11

Разве желание заработать деньги на востребованном продукте, который никому не вредит в явном виде - может быть плохим делом?

Ответить
4

Кто сказал что плохим?
Я просто перевела их честность.

В статье же четко указано: есть рекламодатель - есть и продукт, нет рекламодателях - нет продукта. Вот так ребята и хотели помочь искусству, если честно конечно.

Ответить
2

Офигенная логика. Не хотите бесплатно поработать над проектом? Ну, за идею же. Какие деньги? Что значит, есть любите? Зачем вам еда, вы же ради друзей стараетесь.

Ответить
2

Вы не перевели их в честность, вы просто сместили акценты на то, что кажется более важным именно вам.

Ответить
1

Возвращайтесь в обновленном виде, такой продукт нужен людям

Ответить
3

Если б был нужен, пользовались бы. Путеводителей тысячи, и мало кому удается конкурировать с Трип адвисор. Идея про отдельные приложения конечно бомба - собрался в евротрип раз в жизни и качай 10 приложений, захламляй телефон, потом удаляй)

Ответить
0

Можно было не расписывать, а просто написать - потому что у него было 5 человек аудитории.

Ответить
1

да не так уж и мало, 300 000 скачиваний приложений. но такой проект не может быть гигантским по аудитории. точно не может быть как медуза

Ответить
0

Медуза, медуза медуза мы друзья

Ответить
0

А почему не запустили в отдельном приложении-то все атласы вместе?

Ответить

Комментарий удален

–1

Во-первых, у поляков это называют "писать себе в суп". Медуза, эксперт в области "как все плохо в рашке" такой проект не тянет по причине когнитивного диссонанса.
Во-вторых, от дизайна, движка и функционала сайта атласов пахнет нафталином глянцевых альбомов, каталогов, открыток времен перестройки. Во времена Горбачева было бы просто супер.
В-третьих, как бы это помягче сказать? "Не адекватная модель монетизации".
Все вместе: подобные проекты хорошо заходят на партнерстве, интеграции, в данном случае, сервисов для туристов.. Это не про "Медузу" совсем.

Ответить
0

Чтобы подобный проект зашел на партнерстве и интеграции с сервисами для туристов, там должна быть аудитория миллионов 50 людей в месяц. Дело не в "Медузе", а вообще в востребованности контентных продуктов в онлайне.

Ответить
0

Во-первых, ни кто не заставлял упираться в контент с минимумом сервиса. В теме туризма сервиса могло быть сколько угодно.
Во-вторых, здесь, на VC есть несколько сатрапов с отличной партенеркой и интеграцией, тот же ПланФакт. И там не 50 миллионов в месяц.
В целом - повторю, что команда "Медузы" в принципе не могла такой проект поднять. Отличные ребята, профи в чем-то, но из другого теста и из другой оперы.

Ответить
0

Медуза работает в привычной для себе парадигме – продажа рекламы. 50 миллионов в месяц нужно для того, чтобы не 50 копеек зарабатывать. «Сколько угодно сервиса» работает до той поры, пока не начнете считать деньги. А нагенерить не смешное количество лидов в партнерках возможно на действительно большой аудитории. Десятки миллионов людей в месяц самое то.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления