Запрет Instagram и Facebook: что это значит для рядовых пользователей и для бизнеса?

Анализ ситуации от SMM-отдела Webolution

21 марта Тверской суд Москвы по иску Генпрокуратуры признал интернет-компанию Meta экстремистской организацией и запретил принадлежащие ей соцсети Facebook и Instagram за экстремистскую деятельность.

При этом возможность оплаты и размещения рекламы в обеих соцсетях была фактически заблокирована для пользователей из России еще с 5 марта.

Обе новости стали шоком как для бизнеса, который выстраивал свою маркетинговую стратегию вокруг привлечения клиентов из Фейсбука и Инстаграма, так и для рядовых пользователей, многие из которых использовали эти соцсети как основные для общения и развития личного бренда.

В этом материале мы проанализировали последствия запрета и постарались ответить на вопросы, который волнует всех:

Что теперь будет и что делать бизнесу и пользователям?

Что будет: неминуемое снижение объема активной аудитории

Хотя пользователи пока еще могут пользоваться запрещенными соцсетями через VPN, за неделю с момента введения запрета активная аудитория Фейсбука и Инстаграма значительно снизилась.

Запрет Instagram и Facebook: что это значит для рядовых пользователей и для бизнеса?

В свою очередь пропорционально выросло количество авторов в Телеграме, ВКонтакте и Одноклассниках, что говорит об одном:

Активные авторы и пользователи уже переходят в разрешенные сети, и эта тенденция, вероятнее всего, продолжится.

Что делать?

Как для бизнеса, так и для пользователей мы рекомендуем переехать в разрешенные соцсети. Инструкция по переезду, которую мы подготовили, поможет сделать это максимально быстро и эффективно.

В условиях, когда не понятно, когда будет снят запрет и будет ли он снят в принципе, развивать страницы, группы и личные аккаунты не имеет практического смысла из-за снижения объема российской аудитории и невозможности использовать таргетированную рекламу для продвижения.

Что будет: невозможность запустить рекламу в Facebook и Instagram

Фактически рекламу в Фейсбуке и Инстаграме с таргетингом на пользователей в России невозможно запустить уже с 5 марта.

После отказа Visa и Mastercard обслуживать клиентов из России закрылась возможность оплаты (и как следствие, показа рекламы) и для российских компаний, которые таргетировали ее на зарубежных пользователей.

После полного запрета Facebook и Instagram оплата и размещение рекламы в этих соцсетях невозможно в принципе, так как любая оплата в пользу организации, признанной судом экстремистской, может быть трактована как финансирование экстремизма, что может привести к очень неприятным последствиям.

Что делать?

Так как основная задача таргетированной рекламы — продвижение компании, ее товаров и услуг, среди целевой аудитории, то единственное решение:

Переориентировать бюджеты на разрешенные соцсети, куда эта аудитория перетекла.

Хотя принципы настройки таргетированной рекламы в ВК и ОК сильно отличаются от того, к чему привыкли рекламодатели и таргетологи в Fb и Insta, это единственная возможность достучаться до нужной аудитории через соцсети.

При возникновении любых вопросов мы рекомендуем или напрямую писать в техподдержку, или обратиться к нашей SMM-команде — мы поможем все сделать эффективно и правильно.

Риски использования Facebook и Instagram в текущих условиях

Согласно мотивировочной части решения суда, которая была опубликована сегодня, использование Фейсбука и Инстаграма гражданами России не является правонарушением, несмотря на признание их владельца, компании Meta, экстремистской организацией.

Таким образом, наиболее значительный риск как для пользователей, так и для бизнеса — это взлом аккаунта и размещение на нем противозаконной информации.

На фоне ужесточения ответственности за размещение фейков, это может привести к очень неприятным последствиям, так как доказать, что запрещенную информацию разместили не вы, будет очень сложно.

При этом важно также учитывать, что использование VPN и анонимайзеров (особенно непроверенных) для доступа к запрещенным соцсетям многократно увеличивает риск утечки персональных данных и взлома аккаунтов. Соответственно, риски вырастают еще больше.

Что делать?

Обычным пользователям:

  • заморозить активность, отключить автопостинг и размещение запланированных публикаций,
  • максимально обезопасить свой аккаунт от взлома (сменить пароли, подключить двухфакторную аутентификацию),
  • отвязать карты, с которых может быть списана оплата за ранее размещенную рекламу во избежание автоматического списания.

Бизнесу:

  • заморозить активность, отключить автопостинг и размещение запланированных публикаций,
  • отвязать платежные карты от рекламных кабинетов,
  • перенести активности в разрешенные соцсети и постараться перетащить в них как можно большую часть своей аудитории,
  • максимально обезопасить как личные аккаунты администраторов и редакторов, так и аккаунты компании от взлома (сменить пароли, подключить двухфакторную аутентификацию).

Выводы

  • Чтобы быть на связи с целевой аудиторией и иметь возможность рекламировать свою компанию, продукты и услуги, единственный вариант — переехать в разрешенные соцсети.
  • Использование запрещенных соцсетей через VPN и анонимайзеры связано со значительными рисками для пользователей и для бизнеса. Соответственно, мы рекомендуем пока отказаться от этой возможности.
  • В том случае, если вы не знаете, как продвигать свой бизнес в новых условиях, вы можете рассмотреть варианты и каналы продвижения, которые мы описали в одной из прошлых статей.
1111
10 комментариев

Как всегда, будем рады ответить на любые вопросы по материалу.

2

Добрый день. Попадает ли под запрет иконка регистрации/авторизации через ФБ на сайте?

У многих привязан аккаунт и покупки именно к ФБ, не знаем что с этим делать.

1

Хорошая статья. Думаю, подключить 2-факторку и пользоваться vpn многих не испугает)

1

Из доступного, это самый безопасный вариант, верно.

Другой вопрос, что в ситуации, когда количество пользователей снижается, а на оставшихся невозможно настроить таргетинг, для бизнеса использование новых сетей в том формате, в котором SMM существовал до запрета, не имеет практически никакого смысла.

2

да, VPN в 2022 незаменимая вещь

1

Карты сами отвязались, вы точно разбираетесь ?)

1

Зарубежные не отвязались.

Технически российская компания может оплачивать рекламу через аффилированную компанию или посредника в Европе. С этим есть свои нюансы и тонкие моменты, но это возможно.

Другой вопрос в том, что это не отменяет того факта, что конечный бенефициар — запрещенная Meta. Сами понимаете, что это значит.