Анна Павлова
1 072
Блоги

Как нельзя заниматься рассылками. История закрывшегося интернет-магазина

Я избегу популистских тем вроде «5 опасных ошибок при работе с рассылочной базой» или «Как правильно зарабатывать на почтовой рассылке». Просто расскажу историю нашего магазина. А вы, надеюсь, учтете ошибки и постараетесь их избегать, если действительно собираетесь зарабатывать на онлайн-продажах.

Поделиться

В избранное

В избранном

Неправильно собирали базу

Мы запустили интернет-магазин в 2013 году и незамедлительно начали собирать контакты.

Онлайн-покупатели оставляли личные данные при оформлении заказа, грех было не воспользоваться этим самым очевидным источником. (А вот данные клиентов, которые оформляли заказы по телефону, из-за нашей лени, недальновидности, неопытности успешно проходили мимо базы.)

Мы где-то подглядели и сделали на сайте «всплывашку». Она предлагала скидки подписавшимся на рассылку, и с каждых 100 посетителей в день мы получали 2-3 подписки. Сейчас полно готовых умных «всплывашек», которые учитывают поведение посетителей, а тогда пришлось делать все самим.

На сайте даже появился онлайн-консультант. Выбрали Jivosite, потому что на тот момент у них был бесплатный вариант для небольших магазинов. Консультант тоже пополнял клиентскую базу.

В итоге к первой рассылке набралось несколько сотен контактов.

У этой замечательной базы был один большой недостаток: мы не удосужились получать у подписчиков разрешение на рассылку. Нужно было отправлять каждому то самое сервисное письмо с типовым текстом: «Если это ваш почтовый ящик, нажмите на ссылку» и бла-бла-бла. Но мы этого не делали.

Пример согласия на рассылку от butik.ru

Слать письма на адрес, с которого не прислали подтверждение подписки, — незаконно. Не говоря уже о том, что людей просто раздражает корреспонденция, на которую они не давали согласия.

Если проблемы с законом нас, по счастью, миновали, то жалобы на спам приходили регулярно.

С этого, полагаю, и началось наше фиаско в сфере имейл-маркетинга.

Рассылали без плана и стратегии

Ни с самого начала, ни потом у нас не было четкого плана по монетизации клиентской базы.

Мы знали, что собирать контакты полезно, но что с этими контактами делать? Очевидно, предлагать товар. «Предложим», — подумали мы и сверстали письмо с акционными предложениями. Отправляли его поначалу раз в неделю, меняя акции.

Нашла пример нашего письма в архивах, но без картинок, увы. Впрочем, тогда картинки не особенно помогли

К слову, админка у тогдашней версии интернет-магазина была самописной, удобным инструментом для верстки мы не располагали. Письма верстались моими гуманитарными руками на чистом html — долго, не очень симпатично и совсем неэффективно.

Мы тогда и не представляли, что даже с собранного на коленке сайта можно делать качественную рассылку. В помощь грамотные сервисы: MailChimp, GetResponse и аналогичные.

А еще я рассылала одно письмо по всей базе. Купившему товар клиенту могло прийти предложение купить этот же товар со скидкой, например, процентов в 20. Каково, а?

Вишенкой на этом славном тортике безответственности стало полное игнорирование результатов рассылок. У нас не было никакой статистики по доставке писем, их открытию, переходам по ссылкам.

Легкомысленно отнеслись к контенту

Была еще одна крупная недоработка: мы не проверяли данные, которые оставляли посетители. Сторонники теории тотального заговора и просто ненавистники спама указывали заведомо ложную информацию. Но бывали и случайные опечатки в имейлах и именах. Эти ошибки могла на раз исправить dadata.ru, но мы закрывали на них глаза.

Неактуальные адреса — полбеды, на них письма просто не приходили. А вот клиенты, получившие рассылку с ошибкой в имени, попортили нам немало крови. Они отправляли письма в спам или требовали отписать от рассылки, не всегда вежливо.

В общем, мы легкомысленно отнеслись к контенту почтовых рассылок, чего я не пожелаю ни одному интернет-магазину.

В итоге вместо повышения продаж рассылка принесла только жалобы.

Понятное дело, при таком результате интерес к имейл-маркетингу угас. С еженедельных рассылок мы постепенно перешли на ежемесячные. А затем и вовсе завершили эту историю, не получив ни финансового, ни морального удовлетворения.

Как бы сделали сейчас

В итоге мы закрыли магазин. Дело, конечно, не только в рассылках. И все же, не повторяйте ошибок из этой статьи.

Недочеты проявлялись постепенно. Начни мы с ними работать, пока железо еще горячо, эта повесть не оставляла бы такое печальное послевкусие.

Как бы мы организовали рассылку сейчас.

Проверяли бы контакты той же «Дадатой». Она платная, но дешевле ручной проверки или гнева клиентов.

У каждого зарегистрировавшегося пользователя просили бы разрешение на отправку писем. Разумеется, в автоматическом режиме: оставили почту — вот вам первое письмо с подтверждением адреса и согласием на рассылку.

Для верстки и рассылки писем взяли бы MailChimp. В том числе потому, что у него есть бесплатная версия для небольшой базы. Сервис полностью на английском, но кого это сейчас останавливает.

Разработали бы цепочку писем для людей, которые оставили адрес, но не купили. Например, такую:

  1. Знакомство. Стоит потратить целое письмо, чтобы представиться. Попытаться не продать сразу, а повысить лояльность клиента.
  2. Рассказ о товаре, заинтересовавшем пользователя.
  3. Бонус при покупке или скидка на брошенную корзину.

Подготовили бы план полезных информационных и продающих публикаций. Здесь речь о рассылке для лояльных клиентов. Возможно, им не так интересно получать информацию о наших акциях, зато новостная или обзорная статья поддержала бы отношения.

Внимательно следили бы статистикой. Крупные почтовые сервисы предоставляют инструменты для анализа результатов рассылок:

С ними можно тестировать эффективность всего — от темы письма до времени отправки. Можно вовремя разобраться с ошибками, которые загоняют добрую часть писем в спам. Нужно только подключить свой домен.

«Почтовый офис» показывает статистику рассылок, отправленных пользователям «Яндекс.Почты»

Подробный обзор постмастеров вы найдете в блоге emailmatrix.ru.

А инструменты вроде MailChimp дают подробную статистику рассылок вне зависимости от того, в какой почтовый сервис ушло письмо.

Наблюдая за результатами рассылки, мы бы редактировали письма в зависимости от поведения пользователей

В общем, мы бы по полной использовали сервисы для автоматизации или, по крайней мере, повышения эффективности каждого шага работы с рассылкой. Какие-то из них бесплатны, некоторые стоят денег. Но, повторюсь, если рассчитываете зарабатывать, не экономьте на главном — на инструментах для ведения своего дела.

{ "author_name": "Анна Павлова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 26, "likes": 23, "favorites": 26, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "39096", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]