7 важных советов фрилансеру

Делюсь советами, которые помогли бы мне 4 года назад, когда я только начинал на фрилансе.

Как фотостоки видят фриланс
Как фотостоки видят фриланс

В 2013 году я ушел из веб-студии, которую сам основал, и стал фрилансером. Никаких сотрудников, только я, клиент и любимое дело. Постепенно я понял, что фриланс мало отличается от бизнеса: тут есть и маркетинг, и управление проектами, и обучение сотрудников (правда, в виде себя).

В 2017 году я устроился в крутую IT-компанию и до сих пор работаю в ней. Но за те 4 года я понял несколько важных вещей, которые был бы не прочь узнать и пораньше: как не перегорать, почему нельзя работать с дурными клиентами и так далее. Надеюсь, мои советы помогут другим сэкономить нервы и деньги.

1. Выбери эффективное рабочее место

Когда просишь людей описать преимущества фриланса над работой по найму, многие восхищаются тем, что можно работать на диване дома. Или в гамаке на даче, или на шезлонге, как на стоковых фотках. На самом деле, нет. Дома есть много смертельно опасных ловушек. На меня периодически охотились диван, кальян и бутылка Bacardi в холодильнике. Как бы я ни верил в дисциплину, она не спасала. Работа дома мне не подходила вообще.

Коворкинг, кстати, тоже не подошел. Я попробовал несколько вариантов для себя, но меня преследовал самый подлый персонаж — продажник, который весь день разговаривал по телефону. Причем один и тот же продажник. Он делал минимум пять звонков в час. Когда он не говорил с клиентами, он общался с другом про Украину, Донбасс и так далее. Никакой концентрации — только его болтовня. Он чуть не победил комаров в моем рейтинге врагов.

Все проблемы решились, когда мой друг Марат пригласил в свой офис. У него там была компания, которая не так давно закрылась. Сотрудники ушли, но Марат продолжал работать там. Чтобы было дешевле и не так скучно, мы стали снимать офис вдвоем. Тут я и вошел в ритм. Так было даже удобнее: утренняя дорога настраивала на рабочий лад, а домой я возвращался только отдыхать. Продуктивность выросла в разы.

Тот самый офис
Тот самый офис

Поэтому, не ориентируйся на стереотипы. В офисе нет ничего плохого, если в нем просыпается твой маленький внутренний кореец. Ищи то место и контекст, в котором хорошо работается.

2. Думай, как сделать свои услуги дороже

Когда я возвращался на фриланс, то выбрал копирайтинг. Пишу я неплохо, с текстом работал постоянно. Написал нескольким агентствам и студиям, получил заказы. Но их было маловато. Я получал сколько-то рублей за 1000 знаков. Даже без портфолио хотелось получать больше.

В те времена все переходили с сайтов на лендинги. Для сайта нужно было много текстов для разных страниц, а текст на одностраничник — очень короткий жанр. Если продолжать получать деньги за огрызки текста на листах А4, то зарабатывать больше не получится. Нужно было вписываться в изменившийся рыночек.

Тут я подумал про само создание сайта. Что, если давать не кусок текста, а впитывать в себя часть процесса? Что, если превратить свою работу во что-то, что приносит прибыль или сокращает расходы клиентов? Тогда я вспомнил про прототипы сайтов — «скелеты» без дизайна, но со структурой и текстом.

Я начал делать прототипы. Быстро освоил Axure 7, собрал себе гайдлайны — правила, по которым делал свои макеты. Клиентам говорил, что на прототипе понятнее, как сайт работает, а дизайнер возьмет меньше денег, если не будет придумывать структуру, формы, сценарии каких-то интерактивных блоков и так далее. Прототип был уникальным продуктом и я мог не ориентироваться на рыночные «тыщезнаки», а просить те деньги, которые захочу сам.

Пример прототипа. Выглядит лучше, чем унылый текст на А4
Пример прототипа. Выглядит лучше, чем унылый текст на А4

Если хочешь зарабатывать больше, думай, за что хотят платить больше денег. А деньги, как правило, хотят платить или за бо́льшие доходы, или за меньшие расходы.

3. Сделай свой сайт

Так уж вышло, что на биржах копирайтеру почти нечего ловить. У меня есть друг-дизайнер, который хорошо зарабатывает практически только с fl.ru. Но я сам никогда не находил там заказов. Зато выручала связка «сайт + социальные сети». В соцсетях нет такого инструмента, которым можно сочно показать свои работы. Поэтому я знакомился с будущими клиентами в соцсетях и отправлял их на сайт.

Сначала я сделал его на Вордпресс. На главной была статичная страница с услугами и ценами плюс переход в блог. В Вордпрессе все очень плохо с настройкой дизайна под себя, поэтому я выбрал readymag.com. Вот такой сайт получился у меня. Новую версию тоже сделал на Рэдимаге — теперь это просто визитка.

Сайт несколько раз помог мне найти хороших клиентов, которые принесли мне много денег. И в ответ на вопросы «а можно посмотреть примеры работ?» или «сколько стоят ваши услуги?» я просто кидался ссылкой на сайт. Рекомендую тебе тоже его сделать.

4. Публикуйся у себя и у других

Кроме сайта, меня серьезно выручали публикации. Я писал статьи для себя, просто для интереса. И периодически получал какую-то реакцию от них: вопросы, ответы, заказы. Чем больше я писал, тем больше было таких реакций. Куда может писать фрилансер:

1. Свой блог. Заведи себе блог на Medium или Wordpress и пиши о своей работе. Я писал про офферы, правильное описание преимуществ и организацию работы. Часто я получал от клиентов отзывы в духе «Я к тебе обратился, потому что согласен с таким-то постом». Блог, кстати, пришлось пристрелить. Кто-то его взломал и разместил 500 ссылок на препараты типа ксанакса. Я испугался и удалил его к чертям. Сейчас у меня в планах запускать другой контентный проект, поэтому я сильно об этом не жалею.

2. Соцсети. Следи за тем, что постишь в социальных сетях. Дай понять, что ты именно копирайтер/дизайнер/разработчик или кто-то еще. Пости ссылки на все, что пишешь и публикуешь. Ну и просто создавай хороший имидж. Если мне нужен дизайнер, я не обращусь к сапожнику без сапог, на его странице должны быть красота и искусство. Или хотя бы аватарка с глитчами.

3. Экспертные комменты. Нескольких клиентов я привлек с комментариев в группах типа «оцените мой лендинг». Я писал комментарии по ним и периодически получал ответы, которые доводил до заказов. А работу и деньги я люблю. Можешь тоже позаниматься этим. Главный совет: не отвечай на вопросы коллег. Если бы я срался с копирайтерами, то заказы бы не получил. Пиши клиентам, сообщай им что-то полезное.

4. Ресурсы типа vc.ru. Очень круто, что на VC сейчас есть блоги. Даже такой невладелец заводов, газет и пароходов, как я, может публиковаться на крутом ресурсе. И заказчик скорее обратится к тому, у кого много публикаций вовне. Называйте это как хотите: контент-маркетинг или понты, но это работает.

Если хочешь сделать себе имя как специалист, пиши немедля.

5. Не работай с дурным клиентом

Тут, конечно, возникнет вопрос, каких клиентов считать дурными и не зажрался ли я. Про таких товарищей я писал на своем канале в Телеграме «Чопирайтинг» (@mr13lak). Если замечаешь такое поведение за заказчиком, вали от него немедля.

Дело в том, что эти заказчики пытаются объяснить, что переплатили за тебя. Это их спорт или способ самовыражения. Они получают результат и начинают спектакль. Все это больно бьет по самооценке и лишает и сил, и воли. Ты начинаешь просто и послушно отрабатывать правки по комментам заказчиков, не думая никуда рыпаться. А вечерами, оставаясь со своими мыслями наедине, мусолить темы «я говно» и «пора уходить из профессии».

Сначала я хотел просто повыть в канал, а потом понял, что это сильно напоминает классическую структуру драмы по Аристотелю. Вот смотрите, отрывок из методички для таких заказчиков.

1. Хорошее представление должно начинаться с экспозиции. Объясните, как на него надеялись, какие надежды возлагали и каких трудов стоило сохранить эти 3000 ₽ на предоплату, не потратив их на лекарства больной матушке.

2. Дальше следует завязка. Время накалять отношения. Объясните, что сами бы вы никогда не написали так, как пишет глупая бестолочь вроде фрилансера. Можно давать экспрессивные комментарии, не подкрепленные ничем объективным. Главное, чтобы любое опровержение его слов смотрелось оправданием.

Вот пример от моего друга, Сереги. Он дизайнер и напоролся на короля мерзавцев 70 лвл, который легко его вынес: «Мы пообещали клиенту что во вторник мы скинем концепцию дизайна. То что ты скинул нам - видно что было сделано за пару часов, футер скопирован, структура тоже».

3. Главное действие. Пришло время выводить драму на новый уровень и вызывать чувство вины у фрилансера. В этом помогают две вещи. Стоит начать со статуса. Мол, мы — ТОП-1 экскаваторный парк, если бы рейтинги строили по количеству сотрудников. К нам приезжают даже из Юдино (пригород в 5 км от Казани). Вторая вещь, которая поможет — экспрессия. В прошлом пункте она тоже была, но тут ее надо кристаллизовать: оставить только эмоции. Говорите о том, что «стыдно показывать клиенту» или «нет смысла продолжать работу над этой версией».

4. Когда на вину подавили достаточно, наступает кульминация. Для чего ушлепки вроде нас затевают игру? Для того чтобы получить скидку или потешить самолюбие. Поэтому в кульминации будет или требование скидки, чтобы фрилансера простили, или утверждение, что за него переплатили и подумают, работать ли с ним дальше.

5. Наконец, развязка. Чтобы жертва далеко не ушла с крючка, надо ее успокоить и немного приголубить. Кстати, последние 2 пункта напоминают тактику абьюзеров. «Ты все-таки отличный специалист и я надеюсь, что ты сделаешь правильный выбор».

Прости за такой большой кусок мало связанного с темой текста. Я им горжусь, как сыном, и не хочу описывать этот совет иначе. Единственный правильный выбор при работе с такими персонажами — вернуть предоплату и никогда с ними не работать. Да, ты вложил силы, но если не выйдешь из игры, потеряешь больше. Я много раз сам был заказчиком и всегда выключал эмоции на этапе правок. Давал референсы, обсуждал голосом, доносил позицию или просто заваливал замечаниями.

6. Строй систему знаний

Под системой знаний я имею в виду регламенты, процессы и способы трансляции. Приведу пример на себе.

У меня есть документ, который сейчас модно называть редполитикой. Там написано, что должно быть в прототипе сайта и как сделать его эффективным и понятным. Если все сделать по этой инструкции, то в будущем заказчик получит лендинг с конверсией не меньше 5%, а дизайнер и верстальщик поймут, как на макет «надеть» дизайн и код.

Такой документик спасет, когда наступит кризис или выгорание. Делай по чек-листу и создавай продукт ожидаемого качества без мотивации, вдохновения и прочей чуши. Также, это спасет самооценку от заказчиков из прошлого совета. Ты знаешь, что ты крутой, потому что делаешь продукт по своей эффективной системе и добиваешься ожидаемого результата. А кастомер-драма-кинги идут в лес.

7. Учись отдыхать

Когда-то давно на Земле жили умные люди. И они придумали, что нужно 8 часов работать, 8 часов отдыхать и 8 часов спать. А еще они завещали не подходить к работе хотя бы 2 дня в неделю. Потом население планеты потихоньку деградировало и появились фрилансеры. И многие из них решили, что работать все 7 дней — классная мысль. Или 16 часов залипания с кофе и недосыпами заставят их любить свое дело.

На самом деле, нет. Все мои знакомые фрилансеры выгорали после сложных проектов, из-за которых не отдыхали. Я и сам периодически садился за проекты из-под палки, потому что смотреть не мог на все эти тексты, прототипы и прочую ерунду. Зато, стоило научиться нормально отдыхать, как в работу вернулся драйв и удовольствие. Снова появились мысли в духе «А давай-ка я напишу все в новом стиле» или «А не вставить ли сюда интерактив для эксперимента». Короче, я перестал ненавидеть работу и начал нормально жить. Плюс с качественным отдыхом связаны все мои периоды роста.

Первое время начинает грызть совесть, но и она потом признает, что 2 часа с книгой или в прокачке героя в Дьябле — совсем неплохо. Не обманывай себя, начинай отдыхать так же хорошо и дисциплинировано, как и работаешь. Иначе станешь мало кому нужным середнячком, а то и вовсе провалишься в ад бирж на уровень «1 рубль за 1000 знаков».

* * *

Вот и все, что я хотел донести. Это выглядит как нечто очевидное, но, чтобы дойти до этих простых истин, мне понадобилось 4 года слез, боли и прожженых от негодования стульев. Давайте соберем всю нашу доброту и дадим молодым фрилансерам еще больше стоящих советов, чтобы они росли большими и сильными.

1212
6 комментариев

Хочется не согласиться с высказыванием "на биржах копирайтеру почти нечего ловить."

Если смотреть по публичным источникам, то за май месяц на fl.ru, freelance.ru, freelancehunt, weblancer и frilansim в категориях "тексты и переводы" было опубликовано более 28.000 проектов на сумму чуть более 100.000.000 рублей.

А есть еще узкие копирайтерские биржи (тект, адвего, етхт и пр.), которые тоже генерят неплохой поток заказов.

Хотя... :)

Удачи!

Ответить

Максимальная цена, которую я встречала на биржах - 50 рублей за килознак. С креативнейшими задачами типа 5 раз вписать "купить кирпич оптом новокузнецк недорого" в текст объемом 1500 знаков.
Может быть, за 4 года что-то и изменилось, но проверять не тянет.

4
Ответить

Возможно, я такой кривой, но на фриланс-биржах ничего годного не находил. А на адвегах много тяжелых шлаковых заказов, за которые не хотелось браться. Вот с агентствами сотрудничать приятнее, поэтому помогал сайт.

Спасибо, взаимно!

Ответить

1. Не работайте фрилансером.
2. Путешествуйте
3. Занимайтесь сексом

1
Ответить

Добавить нечего)

Ответить