От 0 заказов до сети в 160 городов России. Как мы открывали интернет-магазин доставки цветов

Цветочный бизнес подвержен воздействию многих факторов: благосостояние населения, своевременные поставки, кризисы и сезонность. Однако ниша остается привлекательной и порождает конкуренцию. Меня зовут Игорь Подъяблонский. Я – основатель и гендиректор интернет-магазина доставки цветов Flor2u. В этом посте я расскажу, как мы с командой продвигали свой цветочный бизнес.

Зарождение идеи

В 20 лет я решил попробовать себя в роли предпринимателя и начал продавать кожаные чехлы ручной работы для ноутбуков. В течении полгода тестировал различные каналы реализации, но спрос был небольшой, и направление не приносило прибыль. В 2010 году моя мама, которая была директором школы флористики и ландшафтного дизайна, посоветовала обратить внимание на новое направление — интернет-магазин по доставке цветов. Я загорелся идеей и стал ее развивать. Ежемесячный бюджет на запуск и организацию бизнеса составлял 80 тыс. руб. Деньги получал с аренды квартир, которые достались от родителей, и дополнительное инвестирование не привлекал. Первый год работал один без команды, а консультации по цветочному бизнесу и созданию букетов получал от мамы. Самостоятельно собирал цветочные композиции либо ездил за ними на Рижский рынок, обрабатывал заявки и доставлял клиентам.

Решения, которые помогли в развитии бизнеса

В течение шести месяцев я не получил ни одного заказа, пока не решил рискнуть и опустить цены. Конкуренция на рынке была довольно высокой, и с помощью демпинга удалось привлечь первых клиентов. Как оказалось, услуги рекламного агентства тоже приносили низкую конверсию и мало лидов, поэтому пришлось разбираться самостоятельно. Изначально я использовал контекстную рекламу Яндекс Директ и Google Adwords. Срочная доставка цветов в течение 3-4 часов и конкурентоспособные цены помогли в развитии бизнеса. Постоянный поток заказов наладил в среднем через полтора года, после того как открыл цветочный магазин. Одним из триггеров в тот момент выступала открытка в подарок каждому покупателю, но два года назад мы заменили ее на гарантию на цветы. Сейчас Flor2u гарантирует возврат букета в течение пяти дней. Это помогает укрепить доверие к компании и повысить прибыль.

Проблемы на старте

В самом начале, конечно, я принимал много неверных решений. Отсутствовал опыт, как строить и управлять командой, делегировать задачи, не было четкого понимания финансовой аналитики. Например, многих контрагентов я выбирал с невыгодными условиями поставок. Однако довольно серьезных последствий для компании эти ошибки не принесли. Наоборот, мне нравится находить какие-либо недочеты, ведь после их устранения компания только выигрывает и увеличивает выручку, снижает расходы, улучшает атмосферу в команде.

Масштабирование бизнеса

Только через год после открытия я начал собирать команду. В это время стабильно приходило 3-5 заказов в день, и пришло время нанять флориста и курьера. В 2013 году мы уже начали активно развиваться в регионах, настраивать сеть поставщиков. Сложностей с построением региональной сети не было, и компания охватила 160 городов за полгода. Единственная трудность возникла в моменте переговоров с партнерами, так как у нас достаточно нестандартные условия, работаем не с наценкой, а фиксируем маржу. Необходимо было доступно объяснить, почему это выгодно обеим сторонам, и решить вопрос с доверием. Сейчас у нас широкая сеть долгосрочных партнеров. Flor2u гарантирует заработок партнерам и заслужила лояльность в регионах. Контроль регионов происходит через отслеживание NPS с помощью опросов клиентов. При получении низкой оценки качества работы мы связываемся с партнерами и выясняем причину.

От 0 заказов до сети в 160 городов России. Как мы открывали интернет-магазин доставки цветов

Планы на будущее

В планах на 2022 год – активно развивать регионы с высоким спросом по новой бизнес-модели, которая позволяет получать большое количество заказов и создавать рентабельные офисы. Кроме того, мы стремимся улучшить клиентский сервис, повысить качество, внедрить больше контроля, исследовать бизнес-метрики, развивать новые каналы трафика. Сейчас к нам приходит около 50% всех заказов с мобильного приложения, будем продолжать развивать его, плюс подключим продвижение в соцсетях. Естественно, в условиях неопределенности и турбулентности рынка придется адаптироваться к изменениям и вносить корректировки в нашу стратегию.

1313
11 комментариев

А это я у вас через суперапп Тинькофф заказывал цветы, а их так и не привезли)) и потом Тинькофф с вами долго долго связаться не мог и только потом через дней 5 позвонила женщина, спросила привезли цветы или нет и не было даже извините, просто ответила в течении пары дней вернем вам деньги, ну спасибо, мне нужен был букет, а вы меня 5 дней мурыжили))

3
Ответить

фиксируют маржу))

4
Ответить

"работаем не с наценкой, а фиксируем маржу. Необходимо было доступно объяснить, почему это выгодно обеим сторонам, и решить вопрос с доверием." - хотелось бы по-подробнее об этом почитать. А так, восхищаюсь вашим предприимчивым рвением !

3
Ответить

Спасибо! Если найду время, напишу!

1
Ответить

Возможно, бизнес то интересный и грамотно построен, но, как говорится, "тема сисек не раскрыта" (с). Так, органический трафик собрать...

2
Ответить

Это Москва.
Дизайн - ад.
За такое еще платят деньги.

***
Сюда подходит:
1) История про девушку и провинцию. Все точно знают.
.
2) Или про секретаршу, которой предлагают оценить логотип в контракте за 10 млн.₽, а потом берут ее мнение за основу «надо бы переделать».
.
3) на пикабу и яплакал было видео про плотника, который двери испахабил все в квартире.
.
Я удивляюсь, если у вас еще нет сервиса, как это работает хоть как-то? Я не удивлен, что вы полгода сидели. Здесь прям классика экономия должна быть экономной.
.
Это все ведь кто-то сделал, кто-то предложил селфи всех выложить, чтобы помогло авторитету (по его сугубо личному мнению); едко салатовый и зеленый веб цвет выбрать, чтоб прям глаза разъедало; поиск не работает, а зачем?; все написано сухо, не вкусно, прям пить хочется, когда читаешь унылые тексты; шрифты, заголовки, структура; не говорю про цены, когда в мск 40 тюльпанов можно взять по цене 20ти обзорного магазина.
.
Выведите устоявшееся мнение у москвичей, что цветы-онлайн - наё…ка, только еще и ленивая.
.
Дайте норм сайт, дайте норм букеты, не имейте 500-1000% процентов, но дайте людям хороший продукт за норм цену.
.
Пока все это пахнет обычным предпринимателем, который имеет свои 100500, души нет короч, не передано настроение, бренд, качество, про которое порой по 5-10 раз на странице, только жена там чья-то на новый 13профон букеты фоткает с размытием.

1
Ответить

И отзывы в эппсторе: пара заказных сверху, дальше частокол👍

Ответить