«Своя машина и жизнь в городе несовместимы»: евангелист Microsoft о каршеринге

Александр Ложечкин поделился мнением о каршеринге и личным рейтингом сервисов поминутной аренды автомобилей.

Александр Ложечкин
Александр Ложечкин

Есть IaaS, PaaS, SaaS, а есть Патрисия Каас. Анекдот для ИТ-шников.

Ровно год назад я впервые прокатился на каршеринге. Я думал, что был последним, кто приобщился к этому виду общественного транспорта, но оказалось, что это я ещё был в первых рядах.

За год я успел прокатиться практически на всех каршерингах Москвы, Европы и Штатов. Освоил байкшеринг и самокатшеринг. С тех пор каршеринг стал очень массовым, но я всё равно думаю, что настоящая массовость у него ещё впереди.

В последнее время о каршеринге написано столько несусветной чуши, что я не смог устоять и решил написать, как всё обстоит на самом деле.

О shared-economy я уже писал. Я рассказывал там о каршеринге, как примере shared-economy. Услышал много неприятного в свой адрес от любителей собственных автомобилей.

Почему своя машина и жизнь в городе несовместимы

Своей машины в Москве у меня нет. Впрочем, своей машины у меня нет не только в Москве, но и в большинстве городов мира, где я бываю. Своей машины у меня нет нигде, кроме Мюнхена, где я тоже планирую от неё отказаться. Как и от мотоцикла. Потому что содержать что-то, чем пользуешься максимум 10% своего времени, очень нерационально. Ну и не очень этично по отношению к обществу.

Большинство людей, владеющих машинами, пользуются ими от силы пару часов в сутки. То есть остальные 22 часа их машина просто стоит, занимая место и не принося пользы. И хорошо ещё, если она стоит на земле, принадлежащей владельцу машины (на своей земле делаю всё, что захочу), но чаще всего частные машины 80% времени занимают место в городе, причём место общественное.

Порассуждаем немножко про это. Исторически людям хочется жить рядом с другими людьми. За исключением редких примеров отшельников люди стремятся жить вместе, создавая деревни и города. Причём чем больше людей оказывается рядом, тем лучше им оказывается жить.

В больших городах, как правило, есть хорошие аэропорты, из которых можно без пересадок и недорого улететь по многим направлениям. В больших городах есть хорошие музеи и театры. В больших городах есть хорошие школы и университеты. В больших городах есть хорошие магазины. В больших городах есть хорошие места работы, потому что в больших городах есть много хороших сотрудников. То есть работает кумулятивный эффект: больше людей — лучше услуги — больше людей.

Но есть одна проблема. Чтобы большой город не рос безгранично в пространстве по мере роста населения, приходится тесниться. И даже если, как в Штатах, многие будут жить в одноэтажных домиках, центр города с музеями, университетами, музеями, театрами и ресторанами, оказывается всё равно довольно тесным.

А если весь пригород будет одноэтажным, то большинству ехать до этого самого центра придётся долго. И если ехать долго не хочется, то придётся жить поближе к центру. Где земля будет стоить дорого. И поэтому придётся жить потеснее. Опять же, круг замкнулся.

Таким образом большая плотность населения — неизбежное следствие желания людей жить удобно. Стоимость квадратного метра площади поверхности земли в большом городе взлетает до небес. Дома становятся всё выше, квартиры — всё меньше.

И логично задать вопрос — а можем ли мы себе позволить десять метров площади города отдать не домам, не дорогам, а парковке? Именно столько места занимает средний легковой автомобиль. Причём автомобиль, который 80% времени не приносит никакой пользы, никуда не едет, а просто стоит на обочине. Занимая такое дорогое место.

Даже если парковка платная и владелец машины платит свои 70 или даже 200 рублей в час за парковку — это несравнимо дешевле, чем могла бы приносить эта земля, если бы использовалась с толком. Например, для того же музея, университета, хорошего места работы или жилья.

Таким образом парковка — очень дорогое удовольствие. Готовы ли вы были отдать десять квадратных метров своей квартиры для парковки своей машины? Или двадцать — для двух? Вряд ли. А почему вы считаете, что город должен предоставить вам эту площадь? Да ещё и бесплатно? Поэтому парковка просто обязана быть дорогой. И поэтому же владение собственным автомобилем несовместимо с жизнью в городе.

Хочешь владеть своей машиной — покупай загородный дом. Хочешь жить в городе поближе к музеям, ресторанам и театрам — езжай на трамвайчике.

Частный общественный транспорт

До недавнего времени альтернатива была либо собственный автомобиль, либо тесный и неудобный общественный транспорт, либо такси. Каршеринг, на мой взгляд, как раз стал тем отличным компромиссом, который при большинстве преимуществ личного автомобиля лишён его недостатков. И, являясь общественным транспортом, лишён его минусов.

В чём преимущества каршеринга:

  • Вы едете на собственной машине за рулём куда хотите и как хотите.
  • При этом вы не думаете о ремонте, страховке, смене резины на зиму, мойке и заправке.
  • В отличие от такси вам не приходится соседствовать с непонятным персонажем за рулём. Для меня, как для неистового мизантропа и интроверта, — решающее преимущество.
  • Вы не думаете о том, что если в одну сторону поехали на машине, то на машине придётся возвращаться и назад (как пришлось бы сделать со своим автомобилем).

Остановлюсь на последнем аргументе подробнее. Любой большой город с точки зрения передвижения в пространстве анизотропен. Для гуманитариев поясню: из точки А в точку Б может быть добраться очень быстро. А вот из точки Б в точку А — наоборот, очень долго. Поэтому может быть очень удобно с окраины в центр утром ехать на метро, а вот потом ехать на окраину может быть удобнее на машине. И при этом ещё и в магазин заехать за покупками.

Ещё для любителей выпить может быть личная анизотропия. Когда на работу лучше ехать на машине, а вот обратно — на такси. Сценариев, когда «туда» и «назад» ехать может быть удобнее по-разному — миллион. Со своей машиной приходится думать о том, что если туда поехал на автомобиле, то на нём же придётся возвращаться обратно. А с каршерингом таких проблем нет.

Ещё об одном преимуществе каршеринга я, к сожалению, узнал на собственном опыте. Я очень мало попадал в аварии в своей водительской практике. Но знаю, что какой бы хорошей ни была страховка на машину, авария — в любом случае большая проблема. Нужно думать о сервисе, о том, как эвакуировать машину, о том, как потом продавать её и так далее.

В общем, с аварией проблемы только начинаются. А с каршерингом оказалось всё очень просто: вызвал ГАИ, получил справку, оставил разбитую машину на обочине, прошёл двести метров до другого каршеринга и поехал дальше, забыв про аварию, как страшный сон. В общем, Car as a Service (CaaS), смотрите эпиграф.

Я далёк от идеализации каршеринга. И у него есть, конечно, куча минусов в сравнении со своей машиной: маленький выбор марок и моделей, необходимость всякий раз настраивать машину для себя, отсутствие детских кресел (частично решается с помощью сервиса mifold) и так далее. Но, на мой взгляд, эти недостатки нивелируются преимуществами.

Я очень рад, что в Москве правительство поддерживает каршеринг (где тут раздают печеньки за поддержку Собянина?) и надеюсь, что на этом они не остановятся. Конечно, вместе с остальным общественным транспортом, каршеринг вряд ли пустят на выделенки (и, наверное, правильно, так как скоро каршеринга будет столько, что это бы обнулило все преимущества выделенных полос).

Но вот сделать выделенные парковки в центре для каршеринга было бы очень правильно. Ну или хотя бы повысить цены на паркинг до 300–500 рублей в час и отменить бесплатную парковку по выходным было бы ещё лучше. И сделать парковку платной во всём городе, включая дворы — только так можно было бы победить пробки.

А ещё лучше сделать, как в Японии — где купить машину можно только предоставив документы на принадлежащее вам парковочное место. Я очень надеюсь, что со временем так произойдёт и в Москве (хоть и вряд ли до выборов).

Самим компаниям-операторам каршеринга тоже есть куда развиваться. Машин должно быть сильно больше (что и так происходит), приложения должны быть сильно проще и удобнее.

Нужно не воевать друг с другом, а наоборот, объединяться с помощью агрегаторов. Что-то делать с суточными тарифами (которые сейчас просто заоблачные), да и с тарифами вообще — хотя это и так сейчас происходит вместе с растущей конкуренцией.

Напоследок расскажу о своём опыте использования разных компаний каршеринга. Начну с российских.

YouDrive

К YouDrive у меня особое отношение, ведь именно с них начался мой опыт использования каршерингом.

Очень удобное приложение, очень классные машинки (тогда были только «Смарты», сейчас ещё и BMW, Mercedes, Mini, и т.д.), очень классная (на тот момент) поддержка в Telegram, интересная программа лояльности, маленькая зона завершения аренды, создававшая хорошую плотность машин в центре города и в местах скопления клиентов, возможность «передать» машину за пределами зоны завершения (услуга вообще уникальная, и у нас и в мире), с всегда заправленными и с омывайкой машинами. В общем, всё здорово.

Но, к сожалению, за год YouDrive сильно испортился. Сначала постепенно лишили почти всех преимуществ обладателей высоких статусов в программе лояльности (а я ведь когда-то был готов на такси или другом каршеринге доехать до машины YouDrive, чтобы повысить свой статус), отменили бесплатную ночную парковку, потом расширили зону завершения аренды, из-за чего машин стало резко меньше. А, например, парковку в аэропортах и нормальные суточные тарифы так и не сделали.

Из очень лояльного пользователя YouDrive я превратился в того, кто при прочих равных выберет не его, а того, кто будет ближе. Но всё равно отдам им первое место в своём рейтинге за прошлые заслуги и в надежде, что они исправятся и повернутся к лояльным пользователям лицом. А иначе очень скоро рискуют опуститься в рейтинге ниже даже «Делимобиля».

«Яндекс.Драйв»

Появления «Яндекс.Драйва» боялись все игроки рынка каршеринга. И боялись не зря. Они сразу вышли с очень большим парком машин и продолжают его активно расширять, с удобным приложением, агрессивными ценами (иногда — так как ценообразование там динамическое), хорошей (хоть и не сразу) поддержкой, парковкой в аэропортах (может и не всех, но для меня в Москве кроме Шереметьево нет аэропортов).

Очень интересная функция — интегрированные в машины планшеты с сервисами «Яндекса», в том числе и навигацией с пробками. Но есть и огромный (для меня) минус — в «Яндексе» не то, что нет суточных тарифов (у YouDrive их тоже нет), но в принципе нельзя брать машину больше, чем на сутки. Почему? Это же абсолютная глупость — любому каршерингу выгодно, чтобы машина была в аренде, а не стояла бесплатно на улице. Загадка.

Но в «Яндекс» я верю, они быстро развиваются, поэтому я надеюсь, что с расширением парка и улучшением сервиса они выйдут на первое место.

BelkaCar

BelkaCar я с самого начала невзлюбил. Их действия на рынке часто вызывали ассоциации с идиомой «белка-истеричка» (я сейчас про их демонстративный выход из независимых агрегаторов каршерингов — хотя при этом они противоречиво остались в «Яндекс.Транспорте»).

Но со временем, посмотрев интервью одной из создательниц сервиса, рассказавшей, что сервис они создали «на собственные деньги и деньги бывших мужей», я как-то проникся. Начал пользоваться и постепенно втянулся. Я знаю, что у BelkaCar больше всего преданных пользователей, может быть, со временем и я сам стану таким.

По крайней мере Belka Black с Mercedes-Benz — хороший заход на это. А ещё неплохое приложение, множество машин, более-менее разумные суточные тарифы, парковка в аэропортах — всё это сильные козыри. Третье место.

Anytimecar

Anytimecar — самый старый каршеринг в России и в Москве. Он был для меня вторым, который я попробовал после YouDrive и был, конечно, неприятно поражён.

После хипстерского YouDrive, где всё было сделано для людей и как удобнее, Anytimecar со своим убогим приложением, топливными картами, требованием звонить в поддержку, чтобы заправить машину (и машинами с вечно пустыми баками и без омывайки, как следствие) — всё это создавало ощущение, что после магазина App Store попал в сельпо, где продавец в каждом покупателе видит вора.

А ещё требование фотографировать машины после каждой аренды — до такого не догадался ни один каршеринг! Но в плюсах уникальные вещи: возможность подать машину по нужному адресу, нормальные суточные тарифы и интересный выбор самих машин (они были первыми, кто предложил машины более-менее нормального уровня).

В общем, Anytimecar я всё равно любил, как пионеров, но совсем не удивлён, что их в итоге купил «Делимобиль». Жаль, что это был «Делимобиль».

«Делимобиль»

Самый большой в России и периодически самый большой в Москве каршеринг. И самый убогий. Hyundai Solaris, особенно предыдущего поколения, — это не машина, а недоразумение. Renault Kaptur — ещё хуже. Такое ощущение, что все инженеры Renault собрались вместе на мозговой штурм с целью сделать максимально убогую машину. Очевидно, что партнёрство с ВАЗом не прошло даром, поэтому им это удалось.

А когда «Делимобиль» ещё и заклеил все машины рекламой ЛДПР, они навсегда в моём рейтинге опустились на последнее место. Поэтому убогое приложение и неухоженные машины я даже не буду упоминать. Но, к сожалению, чаще всего ближайшей машиной будет именно «Делимобиль», поэтому избежать пользования этим сервисом невозможно. Приходится терпеть.

В Москве есть ещё куча каршерингов: всякие Rentmee, Car4You, TimCar, EasyRide, Car5, MatreshCar и так далее, но, к сожалению, у них настолько мало машин, что шансы оказаться им рядом с вами — крайне малы. Поэтому в них можно даже не регистрироваться, а вместо этого воспользоваться агрегатором — YouDrive, в котором большинство из них уже представлено (агрегировать убогие сервисы — это был отличный ход YouDrive!)

В мире я ещё попробовал Car2Go, ZipCar, DriveNow и ещё несколько совсем локальных сервисов, вроде каршеринга электромобилей в Копенгагене. Тут помогло наличие немецких прав — не уверен, что с российскими правами будет просто там зарегистрироваться. И сравнивая наши сервисы с международными могу сказать, что наши сильно лучше.

Всё-таки конкуренция — великая вещь. У наших и тарифы ниже, и приложения значительно удобнее. Но вот что помогает нашим западным коллегам — так это то, что они основаны с большим участием или самими автопроизводителями — поэтому прямо в бортовой навигационной системе видно, находитесь ли вы в зоне завершения аренды или нет, машина сама прокладывает путь к заправке, если топлива остаётся немного.

А ещё мне очень понравилось в смартах Car2Go, что там нельзя регулировать наклон спинки и высоту сиденья — только расстояние до руля. Благодаря этому не нужно долго настраивать сиденье под себя после любителей поездить лёжа, например.

Но в целом, конечно, концепция каршеринга находится в самом начале пути. Я признаюсь честно, что являюсь ретроградом и не верю, что уже через пять лет, как утверждают некоторые, self-driving cars вытеснят традиционные автомобили.

Я думаю, что удовольствия поездить за рулём самому ещё хватит на наш век. А вот владение собственным автомобилем в городе, думаю, скоро станет таким же нонсенсом, как владение лошадью. Машина должна ездить, а не стоять 22 часа из 24-х часов на парковке.

В общем, всем рекомендую регистрироваться в каршеринге и начать его использовать. У большинства пользователей каршерингов есть своя машина, так что не бойтесь попробовать. А со временем понравится и вам, надеюсь, захочется от своей машины отказаться, тем самым внеся лепту в уменьшение пробок в городе.

А после вам (как и мне) захочется попробовать и велошеринг и самокатшеринг. И даже прокатиться на автобусе. И окажется, что современный общественный транспорт не так уж и плох. И что жить в городе можно и удобно и комфортно, не создавая проблем другим.

3636
397 комментариев

Почему своя жена и жизнь в городе несовместимы
Своей жены в Москве у меня нет. Впрочем, своей жены у меня нет не только в Москве, но и в большинстве городов мира, где я бываю. Своей жены у меня нет нигде, кроме Мюнхена, где я тоже планирую от неё отказаться. Как и от детей. Потому что содержать что-то, чем пользуешься максимум 10% своего времени, очень нерационально. Ну и не очень этично по отношению к обществу.

Большинство людей, имеющих жен, пользуются ими от силы пару часов в сутки. То есть остальные 22 часа их жена просто ходит, занимая место и не принося пользы. И хорошо ещё, если она ходит по земле, принадлежащей мужу (на своей земле делаю всё, что захочу), но чаще всего жены 80% времени занимают место в городе, причём место общественное.

232

Я конечно ожидал что сейчас в комментах набегут дачники на универсалах, но что они ещё и женщинам дадут в глаз не ожидал ;)

19

Отжог, от души))

6

Комментарий недоступен

7

Комментарий недоступен

13