Не рано ли мы похоронили desktop?

*Desktop = ПК и ноутбуки. Mobile = телефоны, смартфоны, планшеты и др. Планшеты иногда выделяют в отдельную категорию.

Не рано ли мы похоронили desktop?

О том, что мобайл уже превзошел ПК по практически всем показателям, не писал только ленивый. Но так ли это на самом деле? В чём mobile уже однозначно и бесповоротно победил, а по каким параметрам никогда не сможет этого сделать? Разбираемся с Академией Admitad.

Простота vs. функциональность

В чём мобайл безоговорочно выигрывает — так это в простоте интерфейса. Это эволюционная необходимость: если приложение не будет простым и логичным, пользователь предпочтет более функциональную десктопную версию.

ПК по-прежнему выигрывает по функционалу: если вам понадобится, скажем, мощный графический редактор, смартфон едва ли сможет его предоставить. Это же касается и профессионального ПО в других сферах.

Компактность vs. большой экран

Последние 10 лет мобильные устройства становились только больше. «Лопаты», которыми мы пользуемся сейчас — прямое следствие попыток преодолеть ограничение маленького размера, найти золотую середину между смартфоном и планшетом.

Современные мобильные устройства стали всем тем, о чем мечтали создатели первых КПК: интерфейсы просты и дружелюбны, а по вычислительным мощностям легко обойдут старые компьютеры.

Но desktop по-прежнему выигрывает, если пользователю требуется открыть несколько вкладок в браузере, провести исследование, изучить продукт, сравнить различные товары и поставщиков услуг. В этих случаях большой монитор практически незаменим.

Не рано ли мы похоронили desktop?

Если посмотреть на разбивку трафика по отраслям, окажется, что рынок практически целиком преодолел отметку в 50%. Но если порталы научной тематики уже достигли этой отметки, то категории «Финансы» и «Искусство и развлечения» только подошли к ней вплотную.

Таким образом, мы видим, что выбор в пользу ПК и ноутбуков может быть обусловлен не только сложностью, но и размером и качеством изображения.

Очевидно, что в отраслях, где возникает сиюминутный спрос - скажем, доставка еды, вызов такси или покупка билетов в кино - мобильные устройства уже обосновались очень прочно, и доля покупок с телефонов значительно выше, чем доля покупок с десктопа. Но в том что касается долгосрочного планирования и сложных покупок, люди пока предпочитают десктоп. Вряд ли вы будете покупать компьютер или планировать отпуск, сидя в сети только со смартфона.

Наталия Харитонова, руководитель Академии Admitad

Конверсия

Конверсия со смартфонов на начало 2017 года оставалась самой низкой. Существенно лучше она c планшетов, однако desktop по-прежнему остаётся лидером.

Не рано ли мы похоронили desktop?

Всё больше времени в сети

Количество смартфонов и новых пользователей год от года прирастает всё меньшими темпами — рынок замедляется. Сложно создать новый взрыв роста, когда почти половина жителей Земли подключена к сети.

А вот счастливые обладатели смартфонов пользуются интернетом всё в больших объемах: по данным eMarketer, в 2017 году взрослый пользователь США проводил в различных устройствах 5,9 часов в сутки, из которых более половины (3,3 часа) приходилось на мобильные устройства. Наверняка предел прироста есть и у этого показателя, однако desktop по физическим причинам не может обеспечить постоянное присутствие пользователя в сети. А мобайл может.

Не рано ли мы похоронили desktop?

Возможности роста рекламного рынка

Из отчета «королевы интернета» Мэри Микер следует, что текущие расходы на мобильную рекламу в США несколько расходятся с количеством времени, которое пользователь проводит в смартфоне. Так что мобайл-рекламе еще однозначно есть, куда расти: и в количестве, и в стоимости.

А вот расходы на другие виды рекламы сдают позиции: даже телевидение, традиционно составляющее большую часть затрат. Удерживает свое положение только десктоп (хотя люди и проводят в нем всё меньше времени).

Не рано ли мы похоронили desktop?

Adblock

На сегодняшний день почти у трети ПК-пользователей стоят утилиты, блокирующие часть рекламных объявлений. На мобильных устройствах это более редкая практика. Таким образом, пользователи смартфонов просто смотрят больше рекламы.

Но привычки людей меняются, и в будущем этот зазор будет сокращаться.

Средний чек

На десктопе средний чек на конец 2017 года по миру был все еще выше, чем с мобильных устройств. По данным Monetate, планшеты идут на втором месте, а смартфоны на третьем.

Не рано ли мы похоронили desktop?

Платежи

Попытайтесь вспомнить, когда вы в последний раз заходили в личный кабинет интернет-банка с компьютера. Если вы не индивидуальный предприниматель, вполне возможно, что вам этого не удастся — ощутимая доля платежей сейчас производится с мобильных устройств.

Особых успехов в области мобильных платежей достиг Китай: их оборот в 2017 году составил $16 трлн. Для сравнения, в 2018 году денежная масса наличных средств на территории страны составляла всего $900 млн. Бешеной популярностью пользуются платежи по QR-коду через системы Alipay и Wechat.

Зачем носить с собой наличные и пластиковые карты, если у вас есть смартфон, а все торговые точки принимают с него оплату?

Desktop мёртв! Да здравствует desktop!

Несмотря на постепенное переползание пользователей на мобильные платежи и мобильный интернет, смартфоны в силу своего размера не смогут полностью заменить десктоп хотя бы в трёх пунктах:

  • исследования (требующие открытия большого количества вкладок в браузере);
  • поддержка профессионального многофункционального ПО;
  • развлечения (пользователь всегда предпочтет кино/сериал/игру на большом экране).

На первый взгляд может показаться, что не так много людей исследует рынок прежде чем совершить покупку. И это справедливо, когда речь идёт о недорогих товарах. Но чем выше стоимость, тем больше вероятность, что покупателю захочется сравнить цены, найти лучшего поставщика или наиболее удобный пункт вывоза. Это вопрос рационального выбора и минимизации затрат. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что самую высокую конверсию демонстрируют именно компьютеры и планшеты — устройства с большим экраном, а средний чек при покупках с них выше.

В связи с этим можно смело утверждать, что desktop ждет не полное забвение, но существенное сокращение числа функций. А mobile, безусловно, будет расти и дальше. Но физические пределы его роста уже намечены и скорее всего будут достигнуты в ближайшее десятилетие.

Не стоит делить мир на черное и белое и фокусировать своё внимание на чём-то одном. Десктоп и мобайл — взаимодополняющие, а не взаимоисключающие устройства, и современным продажникам необходимо быть мультиплатформенными, чтобы обеспечить гибкий customer experience.

В процессе покупки многие пользователи проходят через несколько девайсов, и это стоит учитывать как в построении UX модели взаимодействия пользователя с онлайн-магазинами и сервисами, так и в отслеживании действий, раз уж мы говорим о партнёрских сетях. Ещё пару лет назад это считалось одной из основных проблем affiliate-маркетинга, но уже сегодня на рынке появились технологии cross-browser и cross-device трекинга, которые справляются с поставленной задачей. Увеличение точности работы этого инструмента — всего лишь вопрос времени.

Камила Мурсалимова, редактор Академии Admitad
2828
31 комментарий

Хм.
Дектоп хоронят три типа людей, по-моему:
1. Те, кому он действительно не нужен.
2. Восторженные дебилы.
3. Эффективные менеджеры™ (использующие в своих интересах существ из пункта 2).

14
Ответить

мне кажется, первая категория очень малочисленна - в городской среде в каждом доме есть компьютер. и даже если человек редко им пользуется, он все равно не торопится всерьез его хоронить. а вот вторая категория, скорее всего, и сформировала у меня впечатление, что где-то люди немного перегибают)

Ответить

Ну и цифры продаж.

Ответить

Попытайтесь вспомнить, когда вы в последний раз заходили в личный кабинет интернет-банка с компьютера. Если вы не индивидуальный предприниматель, вам это вряд ли удастся. Сегодня заходил в Сбербанк онлайн с компьютера. И вчера тоже. И нет, я не индивидуальный предприниматель.

Всё потому, что почти все платежи сейчас производятся с мобильных устройств. Чтобы статья стала популярной, автору обязательно нужно сделать безапелляционное заявление, которое он считает единственно правильным.

7
Ответить

безапелляционные заявления - не мой профиль.
это попытка обнаружить тренды, суммировав наблюдения (не только свои)
если вы не попали в озвученную категорию, что ж - возможно, я не так уж и прав.
скажите, по какой категории дел вы там бываете?

Ответить

Среди трёх пунктов, где десктоп незаменим, не нашёл самого очевидного: работа. Любое создание чего угодно (второй пункт не могу посчитать за это, т.к., например, та же 1С Бухгалтерия — явно не многофункциональное ПО, а программа с определённой узкой функциональностью) в соответствии с определением «десктоп для создания, мобайл для потребления».

4
Ответить

хорошее определение! запомню.

для меня, обывателя, бухгалтерия - сложное профессиональное ПО. разве в 1С не очень широкий набор функций? там же не только оплату, но и хранение можно менеджерить вроде, и много чего еще. или это разные утилиты?

1
Ответить