Жестокая правда о бизнес-процессах

В любой компании, вне зависимости от вида деятельности, есть бизнес-процессы, и они функционируют. Но как они работают, если их никто специально не создавал?

Представим поток задач, проходящий через компанию и каждого сотрудника. Это заявки клиентов, формирование договоров, отгрузка товаров, различные поручения, напоминания и много-много всего прочего. Процессы и задачи, как реки текущие по долине, выбирают оптимальный путь в текущем управленческом ландшафте. Ландшафт предприятия состоит из устоявшихся правил и привычек работы, механизмов и средств автоматизации, учета и управления, требований поставщиков, покупателей и государства, конкретных личностей.

В случае если задачи не ставят руководители компании сверху, но они все равно есть, откуда же они берутся?

Управленческий ландшафт сформировался под влиянием разных факторов:

  • Оперативные или тактические задачи компании – выполнять отгрузки, запускать рекламу, выставлять счета, платить зарплату и т.д.
  • Исторический опыт – бо́льшая часть сотрудников имеет какой-либо опыт: работы, управления и так далее, ранее, до этой компании. Ранний опыт играет роль в формировании бизнес-процессов и исполнении задач.
  • Воля исполнителей. Про «волю исполнителей» стоит сказать отдельно:
  1. В отсутствие четких регламентов и контроля их выполнения, каждый сотрудник сам обустраивает свое «рабочее окружение». То есть сам решает, что ему делать или не делать, а от кого принимать задания, а кого игнорировать, кому давать поручения и за что отвечать. Как же он организовывает свой рабочий процесс?
  2. Для среднестатистического сотрудника естественным является отлынивать от работы и избегать ответственности за результат её выполнения. Конечно, бывают исключения, но мы сейчас не об этом.
  3. Итак, каждый организовывает свое рабочее окружение следующим образом:
  4. Не делать того, что можно проигнорировать, либо свалить работу на своего коллегу;
  5. Не брать на себя ответственность, когда это возможно (в идеале - никогда не брать);
  6. Иметь достаточно денег («сидеть на финансовом потоке»), хороший компьютер и рабочее место, «престиж» и власть (если у него есть такие устремления), время (свое свободное, или занимать чужое), или наоборот, быть незаметным («моя хата с краю», спокойствие - это тоже ресурс);

Каковы последствия таких «самоорганизованных» бизнес-процессов?

Если есть шанс задачу не делать, она сделана не будет! Например, контроль качества является прекрасной деятельностью для корпоративного игнорирования.

А что же происходит с задачами, которые «нельзя не делать»?

Например, если не выставлять счета, и не отправлять их клиентам (и не следить за тем, что деньги приходят, хоть какие-то, хоть иногда), через некоторое время или владелец компании все же обеспокоится (опасность!), или «структура» просто развалится (и всем участникам самоорганизованных бизнес процессов придется искать новое месте работы). Если проигнорировать задачу нельзя, она, конечно, делается, а вот исполнитель будет выбран «коллективным бессознательным», исходя из:

  • Кто «старше» в компании – деды третируют духов не только в армии
  • Кто «авторитетнее» – и законы преступного мира тут тоже работают, свои авторитеты в компании тоже есть
  • Кто сейчас «в фаворе» – если компания живет с идеей «продажник всему голова, он деньги приносит», как вы догадываетесь, ответственность и работу будет смещаться на другие подразделения. А если компания недавно «попала» на проверку и штрафы, то всем «рулит» бухгалтерия, и задачи «переползают» обратно (в том числе и подразделениям по продажам).

ВЫВОД

Зачастую, интересы и цели компании противоречат интересам сотрудников (в долгосрочной перспективе).

Цели, которые никак не учитываются работниками - это рост организации, ее развитие, бизнес-цели собственников. Более того, зачастую то, что нужно компании и то, что интересно/легко делать сотрудникам, это прямо противоположные вещи. Именно поэтому – процессы в бизнесе всегда есть, но далеко не всегда об этом можно говорить с удовлетворением и гордостью. Проанализируйте, как на самом деле работает ваша компания – и удивитесь! А что же предпринять для улучшения ситуации?

Нужно изучить процессы и существующий сейчас в компании «рельеф». А затем этот рельеф поменять. Занятие это, как правило, сложное и болезненное, но необходимо для роста бизнеса. Про это - в другой раз.

33
14 комментариев

Нужно изучить процессы и существующий сейчас в компании «рельеф». А затем этот рельеф поменять. Занятие это, как правило, сложное и болезненное, но необходимо для роста бизнеса.

Если в упрощённой схеме - да, если посложнее, то не всё однозначно. Приходит очень умный управленец, который заинтересован в развитии компании. Он входит дело, изучает процессы и регламенты компании. Через пару месяцев выдаёт на гора свой первый - работаем с 9:30, а не с 10:00. Болезненно и сложно было тогда всем, но мы пошли в гору, когда избавились от этого директора. И работать снова стали с 10:00.

ЗЫ: моё мнение, основанное на нескольких компаниях, в которых мне довелось и доводится работать сейчас, заключается в том, что руководители не хотят или не могут работать на требуемом уровне, который бы позволил им понимать процессы, происходящие в компании и, соответственно, изменять их. Директивность без понимания - пусть к развалу ещё быстрее. Пока компания маленькая, то руководитель вовлечён во многие процессы, после определённого роста - он изолирован от этой суеты и уже почти не знает, что происходит.

1

Статья будто из 2006 года. Системы ведения процессов существуют и работают во многих компаниях вне зависимости от деятельности. То, что вы описываете - сильно устарело и если оно у вас до сих пор - ну плохо дело.

Я не про эту конкретно систему, но иногда морально устаревшие системы совершенно отлично работают в отлаженном окружении.

Тут вообще никакой системы ведения процессов не описано. Оно просто "ну так получилось"

Бизнес-процессы (БП) создаются для получения прибыли. Если получение прибыли не встраивается в каждый шаг, в алгоритм, то это просто процессы. Планировать БП могут позволить себе хорошо осведомленные, грамотные люди. Фактически, руководители спонсоров БП. Так что болезненным изменением БП занимается малый и средний бизнес, который идеалистически думает, что РОСТ бизнеса - это преобразования малого в средний, а среднего в большой.

Но фактически, бизнес строится сразу. Либо за 1-у единицу времени будет большой, либо средний, либо мелкий. И размер бизнеса зависит от целей, миссии, которая есть у спонсора. Т.е. уровень мышления, способность к наблюдению социально-экономического ландшафта и близость к власти предопределяет состоится ли тот или иной проект. А не то, могут ли описать БП. Это уже вторично.

В этом термине (БП) слово "бизнес" не имеет ничего общего с прибылью. Business - это дело, сама цель. Бывают БП контура контроля и управления, например аудит, безопасность - там нет цели заработать. А слово "бизнес" - там для того, что бы разделять БП с ТП.

Вы можете писать "В этом термине (БП) слово "бизнес" не имеет ничего общего с прибылью", опираясь на интуитивный опыт. Но если ознакомитесь с трудами по БП, например профессоров РАНХиГС. То окажется что прав я. А вы нет. Вам нужно привести источники? Учитесь глубже, и без идеализма.

Процедура "Поиск и оформление сотрудника" - это БП и ли нет? Сколько прибыли будет на выходе этого процесса?