Стартапы дня год спустя: платные зарядки для смартфонов Xiaodian, благотворительные аукционы Meet for Charity и другие

Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный о судьбе проектов из рубрики «Стартап дня».

SEA — большой холдинг в Юго-Восточной Азии, в прошлом году я ему два поста посвятил. Давным-давно он стартовал вокруг приложения для имитации локальной сети через интернет.

Два игрока находят друг друга в чат-комнате, посвященной Warcraft 3, договариваются о партии, нажимают пару кнопок в Garena+, и вуаля — VPN между ними поднят, можно играть.

Поиск партнера для игры через чат дал базу для своеобразного мессенджера — волей-неволей людям пришлось общаться, а дальше они втянулись. Впрочем, сейчас Garena хоть и жив, компания его существование не пиарит.

Аудитория мессенджера помогла запустить бизнес по оперированию чужих игр в своем регионе: Таиланде, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах, Индонезии и Вьетнаме. Из известных хитов через их руки проходят, например, League of Legends и FIFA Online 3.

Этот бизнес – до сих пор главный в SEA, $146 миллионов выручки и $55 миллионов EBITDA за квартал, 43% годовой рост. Недавно холдинг впервые выпустил игру собственного производства — Free Fire. Компания хвастается огромной аудиторией новинки, 14 миллионов DAU – это грубо половина почты Mail.Ru, о финансовых показателях скромно умалчивает.

Второй важный кусок Garena — Shopee, товарный маркетплейс, запущеный летом 2015 года. Продавцы выкладывают товары, покупатели их покупают, а площадка принимает деньги и через партнеров помогает с логистикой.

В начале большинство транзакций были c2c, в стиле «Юлы», но потом на запах клиентов пришли большие магазины, сейчас они дают основное количество предложений.

Shopee в прошлом году уже называл себя лидером ecommerce в регионе, но ещё не зарабатывал. За год он вырос в три раза по оборотам и включил собственную монетизацию, выручка Q1 2018 – $34 миллиона. Впрочем, на фоне расходов эта сумма пока незаметна, убыток Shopee за квартал — $180 миллионов.

В октябре компания вышла на IPO, цена акции с тех пор почти не изменилась, текущая капитализация компании $5,5 миллиардов.

Китайский Xiaodian спасает хипстеров от разрядки смартфона. По магазинам и барам он расставляет зарядки с оплатой через QR-код. Пользователь платит юань за электричество, а потом ещё сто оставляет в заведении, борясь с ничегонеделанием. После прошлогодних инвестиций стартап, как и обещал, вышел в другие города, кроме Пекина, рапортовал о 3000 точек вместо 1000, но, кажется, что-то пошло не так, и сейчас у бизнеса проблемы.

Американский Clover Health — страховая компания, которая с помощью Big Data предугадывает болезни клиентов, старается их предотвратить и сэкономить на выплатах.

Когда Умные Алгоритмы вычисляют, чего стоит опасаться данному пациенту, к нему домой отправляется медсестра, которая рассказывает про опасность нездоровой еды, или необходимость фитнеса, или о чем-то ещё, что компьютер обеспокоило.

Предполагается, что человек добровольно последует выданным рекомендациям и в результате дольше проживет и сэкономит стартапу деньги.

За прошедший год результаты скорее позитивные. В родном Нью-Джерси выручка почти в полтора раза выросла до $270 миллионов в год, а убытки в полтора раза сократились — теперь $22 миллиона.

Кроме того, Clover вышел в три новых штата. Неприятные новости — ругань сооснователей и понижение государственного рейтинга качества страховой. То и другое менее важно, чем выручка, но может на неё повлиять в будущем. Продуктовое новшество — теперь стартап делает анализ генома клиентов. Пока экспериментально и добровольно.

Draft — вариация Daily Fantasy Sport с упором на мобильность, маленькие турниры и другими правилами набора игроков в команду. Пока лидеры индустрии DraftKings и Fanduel то взлетают, то падают, Draft уже в прошлом году успел продаться за приятные $48 миллионов. Новостей с тех пор нет, но основателям новости больше не нужны, у них и так уже всё хорошо.

Meet for Charity проводит благотворительные аукционы за право встретиться с интересной личностью. Сервис договаривается с известными людьми из самых разных областей, прямо сейчас разыгрывается в том числе общение с Ксенией Собчак и основателем Hoff Михаилом Кучментом.

Пользователи делают ставки — кто какую сумму готов заплатить за возможность разговора с этим человеком. После окончания торгов победитель перечисляет свою ставку благотворительному фонду, а тот делится с Meet For Charity 15% комиссии.

За год стартап привлек $250 тысяч долларов, запустил собственный сайт и приложение под iOS (раньше это была просто группа в Facebook), организовал множество спецпроектов.

Средняя финальная цена аукциона выросла с 90 до 105 тысяч рублей, новый рекорд 2.2 миллиона за встречу с Анной Чиповской. Всего за время жизни проекта фонды получили 47 миллионов рублей.

Важное новшество — Eat For Charity, благотворительные блюда в ресторанах Москвы, выручка от их продажи идет на благотворительность Планировавшийся выход в другие страны пока не случился, сейчас основатели ищут под него второй раунд.

Американский Podium выпрашивет отзывы для клиентов офлайн-бизнеса. После визита в автосалон или к стоматологу клиент получает SMS в стиле: «Привет, Джон, спасибо, что нам удалось тебе помочь, будет очень приятно, если ты оставишь о нас отзыв, вот ссылка». Клик — и Джон оказывается на странице с вопросом «Ты хочешь оставить отзыв на Google-картах?».

Если ответ отрицательный, то предложение меняется на Facebook, ещё раз нет, и вылезает уже какой-нибудь специфический для этого бизнеса агрегатор. Фантастически простой сервис приносит мелкому бизнесу очевидную пользу, стартап летит.

Месяц назад был очередной раунд, Podium привлек $60 миллионов. Чуть раньше назывались числа 30 миллионов годовой выручки и 20 тысяч клиентов — двукратный рост за год.

1111
7 комментариев

Раньше спрос рождал предложение. А сегодня зачастую никому нахер не упавшее предложение навязывается до тех пор, пока либо не кончатся деньги на продвижение, либо не появится спрос.
Вся суть современных стартапов.

8
Ответить

Спрос рождает предложение - это формулировка давно устарела.
Люди некопенгаген в основном и сами не знают чего хотят.
У людей спрос раньше был на быстрые лошади, а машины им были не нужны.

1
Ответить