{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Почему образовательная система — это пустая трата времени и денег Статьи редакции

Ключевые идеи не изданной на русском книги Брайана Каплана «Дело против образования» — о подводных камнях современного образования, всевозможных мифах о его пользе и о том, как оно постепенно становится фикцией.

Обзор подготовила команда сервиса ключевых идей из литературы по бизнесу и саморазвитию MakeRight.ru.

По мнению Брайана Каплана, современная система образования — не что иное, как пустая трата времени и денег. Однако автор отмечает и ее достоинства: в частности, в любой другой области его бы сочли клеветником и изгнали из своих рядов, ему же предоставляли все данные и лишь спорили по некоторым поводам.

Каплан отмечает, что сам он учился больше сорока лет, начиная с детского сада и заканчивая докторантурой в Принстонском университете. Только после этого периода он получил свою первую настоящую работу, став профессором экономики в Университете Джорджа Мейсона.

Преподавание ему нравилось, к тому же оставляло много свободного времени для собственных интересов, давало возможность исследовать интересующую его тему, а именно — образование. Лично он может быть только благодарен за это системе, и все же Каплан считает образование пустой тратой времени и денег, как бы ни пытались политики выставить его важнейшей статьей расходов государства.

Главным недостатком образовательной системы Каплан считает перегруженность информацией. Студенты тратят массу времени, изучая то, что никак не пригодится им в жизни и не повысит производительность.

Школы дают детям необходимые навыки, такие как арифметика и грамотность. Иногда в школьное обучение включают профессионально ориентированные факультативы. Ученики могут изучать программирование, столярное дело, вождение и тому подобное. То же самое происходит и в некоторых колледжах, где дополнительно можно изучать информатику, инженерное дело или веб-дизайн. Но количество этих курсов ограничено, да и они есть далеко не везде.

Зато уроки, которые вряд ли когда-нибудь понадобятся, начинаются еще с детского сада. В начальной школе учат истории, музыке, обществознанию, искусствоведению. В средней школе к ним прибавляются классическая литература, высшая математика и иностранные языки, нужные только единицам, мечтающим о карьере ученых, и бесполезные для большинства.

Это не навыки работы, а набор теоретических сведений. Каплан не представляет себе должность, на которой человек применяет знания римской истории, Шекспира или классической философии.

Сторонники этих дисциплин считают, что они нужны для общего развития и расширения кругозора. Но для расширения кругозора одного только набора сведений, которые считаются гуманистическими идеалами, недостаточно. Да, отдельные студенты проникаются любовью к Шекспиру, истории, искусству, но для большинства студентов все это — скука смертная.

Каплан пишет, что его коллеги-экономисты с ним не согласны. Если бы образование было действительно бесполезным, работодатели не стремились бы нанять на работу образованных выпускников. Но выпускники бывают разными.

Адвокатские конторы с радостью возьмут на летнюю стажировку студента-юриста с последующим предложением о постоянной работе, но студент-философ или поклонник Шекспира их не интересует.

Принято считать, что именно образование открывает карьерные двери. Ученая степень, например, существенно повышает зарплату, но это не значит, что именно оно сформировало вас, «сделало из вас человека». Возможно, вы уже были этим человеком, когда пошли учиться. Многое ли из того, что вы изучали в школе и университете, пригодилось на рабочем месте? Но если человек придет на работу прямиком со школьной скамьи, к нему вряд ли отнесутся всерьез. А если и примут на работу, то ни о какой высокой зарплате не может быть и речи.

Каплан не считает образование совершенно бесполезным. По его словам, он лишь пытается опровергнуть, что абсолютно все вузы обучают полезным навыкам и что эти навыки с лихвой окупятся на рынке труда.

Книга не ставит целью отбить охоту учиться или сократить образование — на рынке труда диплом по-прежнему высоко оценивается работодателем, который не вникает, полезные ли навыки получил выпускник или нет. Идея автора — сократить время получения образования с целью экономии времени и ресурсов.

Каплан считает, что образование должно стать менее доступным, менее субсидированным, чтобы не все могли себе позволить его получить. Тогда многие научатся обходиться без него и поймут, что это не так уж и страшно. Он вовсе не призывает налогоплательщиков отказываться от поддержки образования, но утверждает, что основной его смысл — в том, чтобы получить навык мышления.

Мало кому может пригодиться знание высшей математики на рабочем месте, но большинство первокурсников любых факультетов должны ее изучать. Люди привыкли к образованию в такой форме, но означает ли это, что эта форма полностью отвечает потребностям студентов и школьников, формирует высококлассный человеческий капитал?

На самом деле, по мнению автора, роль образовательно системы совсем в другом — она скрывает некую социальную тайну.

И у автора есть несколько важных идей, приоткрывающих эту тайну.

Идея 1: процесс образования напоминает волшебство, а преподаватели — магов

Каплан считает, что преподаватели и профессора обитают в академической башне из слоновой кости, вызывают у простых смертных почтение и страх, но мало кто понимает смысл их действий. Сами они игнорируют и чужое мнение, и окружающий мир, но к ним прислушиваются и с ними считаются. Каплан с удивлением отмечает, что ему платят за то, чтобы он читал лекции, читал и размышлял, и это типично для академической среды.

Работодатели, однако, полагаются на этих оторванных от мира волшебников, приглашая на собеседование кого-нибудь из их учеников. Они обращают внимание на их оценки: чем они выше, тем больше шансов на высокую зарплату.

Конечно, в мире немало бакалавров и докторов, которые водят такси или работают в кафе, но исключение скорее подтверждает правило. Люди, окончившие школу, получают больше, чем те, кто ее бросил, их обгоняют выпускники колледжей, а люди с научной степенью по зарплате опережают их всех и имеют лучшие финансовые перспективы. Работодатели заботятся о своих образованных подчиненных, но понимают ли они, что их знания не имеют к работе никакого отношения?

Каплан пишет, что если бы марсианский социолог изучал жизнь на Земле, у него бы сложилось впечатление, что образовательная программа готовит студентов ко взрослой жизни, загружая их чтением, письмом и математикой. Но если бы он глубже изучил эту систему, то сделал бы вывод, что она готовит множество переводчиков, поскольку сделан упор на иностранные языки, а значит, в них есть постоянная потребность.

Глубокое изучение классической литературы и поэзии говорит о процветающем рынке литературной критики. То, что студенты любых факультетов изучают алгебру и геометрию, говорит о том, что средний работник время от времени извлекает квадратные корни.

Если образование повышает доход, считает Каплан, то и упор должен быть сделан не на оторванные от жизни дисциплины, а на те, что действительно нужны в экономике.

Расточительный и бездумный подход к образованию — непростительный грех, учебный план должен быть тесно связан с рынком труда. Как по волшебству, студенты, ничему не научившиеся от своих преподавателей, получают высокооплачиваемые места, а их работодатели знакомятся с их оценками, чтобы принять решение о найме.

В частности, и потому, что получение образования говорит о наличии интеллекта и высоких когнитивных способностей. Кроме этого, оно служит сигналом проявления добросовестности, дисциплинированности, приверженности качеству. А еще оно посылает сигнал о том, что выпускник понимает социальные ожидания и подчиняется им.

Эти три сигнала хорошего образования — интеллект, добросовестность и соответствия социальным ожиданиям — сразу располагают к себе работодателя. И неважно, что есть множество ярких исключений: талантливых работников, у которых просто не хватило денег на получение высшего образования, или они не могли себе позволить потратить много лет на учебу. Их шансы на достойную работу и оплату крайне малы.

Идея 2: бесполезное образование стало вездесущим

Автор считает, что большинство изучаемых в колледже предметов должно группироваться по степени полезности. Низкую полезность имеют такие специальности, как изобразительное искусство, философия, теология, психология. До сих пор считалось, что они учат знанию ради знания, но есть ли в этом смысл? Чем займутся выпускники на рынке труда?

Каплан не боится упреков в недооценке психологических специальностей или журналистики. Да, обучение коммуникациям готовит журналистов и психологов, а исторические программы готовят специалистов-историков. Все бы хорошо, если бы не отсутствие рабочих мест. В 2008—2009 годах университеты США подготовили 94 тысячи бакалавров психологии. Нужны ли были новые психологи, если только частнопрактикующих специалистов 174 тысячи?

В том же году стали бакалаврами 83 тысячи специалистов по массовым коммуникациям, но их ожидало только 54 тысячи рабочих мест. На 34 тысячи выпускников-историков приходится 3,5 тысячи рабочих мест, остальные вынуждены искать работу вне своей специальности.

Многим не нравится сама идея полезности/бесполезности предметов и специальностей. Они приводят аргументы, что никому не известно, пригодятся ли эти знания в будущем. Один знакомый Каплана, как иронически отмечает автор, применил свои знания французского в аэропорту Парижа, и это помогло ему не пропустить свой рейс. Годы образования сэкономили ему часы на дорогу.

Людей, которые отказываются признавать бесполезность некоторых знаний, автор сравнивает с безумными накопителями, которые не в силах выбросить ненужные старые вещи — а вдруг они когда-нибудь понадобятся?

В этом случае надо сравнивать преимущества жизни без мусора и возможное использование этого мусора в будущем, которого может и не случиться. Возможно, выпускнику понадобится латынь, но есть ли смысл тратить годы на ее изучение, если ситуация, когда она будет нужна, может никогда и не возникнуть? И если идея, что мусор когда-нибудь пригодится, кажется безумной, то идея знаний с крайне маловероятным использованием в будущем не менее безумна.

Между тем, исследования, проверяющие знания американцев в самых разных областях, показали впечатляющую неграмотность, что само по себе говорит о качестве образовательной системы.

Половина взрослых американцев не знают, что Земля вращается вокруг Солнца, две трети не знают, что атомы больше электронов, только 14% знают, что антибиотики не убивают вирусы. Ничтожно малое количество людей знакомо с теорией эволюции и теорией Большого взрыва.

Примерно так же обстоит дело в других областях. Выпускники, потратившие годы на изучение иностранных языков, очень быстро их забывают, несмотря на то, что в школе или колледже получали хорошие оценки. Люди, прошедшие внешкольное обучение, часто превосходят в знаниях выпускников школ, благополучно забывших почти все, чему их учили.

Сторонники существующей системы образования могут возразить, что человеческий разум не в силах удержать в себе огромный массив знаний, полученный в учебных заведениях, задача образования — научить методологии мышления, логике, которую можно применять в самых разных областях. Но многолетние исследования показали, что с методологией и логикой дело обстоит не лучше, чем с обычными знаниями.

Каплан иронизирует, что плохо не то, что студенты не умеют рассуждать об окружающем мире и повседневных событиях. Плохо то, что они не умеют этого делать, несмотря на годы учебы в высшем учебном заведении.

Образование, если и влияет на врожденный интеллект, то в очень слабой степени, считает автор.

Идея 3: изучение бесполезных предметов все равно вознаграждается

Образование, по мнению Каплана, не может превратить студентов в квалифицированных работников, но вполне способно сделать их работниками обеспеченными, несмотря на недостаток квалификации.

Билл Гейтс, как известно, бросил Гарвард, хотя вполне мог бы доучиться — способностей у него хватало. Смешно утверждать, что он бы мог больше зарабатывать, если бы доучился. Но для обычных студентов и школьников влияние образования на доходы остается в силе, даже если оно никак не связано с их способностями.

Автор отмечает, что работодатели, которые ценят сам факт образования, видят дипломы вчерашних студентов, но никогда не видят их мастерства. Если навыки выпускника не соответствуют его учетным данным (дипломам и прочему), рынок труда будет вознаграждать его учетные данные, а не навыки. Если же они ценят в первую очередь умение, а не диплом, то и вознаграждаться будет умение, а учетными данными пренебрегут. Однако такие работодатели до сих пор находятся в абсолютном меньшинстве.

Некоторые сторонники современной системы образования, соглашаясь с тем, что многие предметы в программе не имеют никакого значения для будущей профессии студента, сравнивают образование со смесью пшеницы и сорняков.

Пшеница — это полезная часть (грамотность, умение считать, логическое мышление, техническая подготовка). Сорняки — то, что в будущем никогда не окупится (история, латынь, физкультура, испанская поэзия и прочее). Однако, как показали исследования, бесполезные предметы тоже окупаются будущей зарплатой. «Пшеничная» часть дает больше бонусов, но и «сорняки» приносят доход.

Дополнительный год, потраченный на изучение иностранного языка, приносит больше прибыли, чем дополнительный год математики или изучения научных теорий.

Если смотреть на рост зарплаты выпускника, естественные науки прибыльны не больше, чем гуманитарные или социальные.

Любая научная степень, пусть даже в области бесполезных предметов, не поможет выпускнику лучше сделать работу — но с ее помощью он найдет лучшую работу, чем без нее, и лучшую зарплату.

Образование, даже «бесполезное», по мнению Каплана, мало влияет на профессиональные навыки, но напрямую ведет к финансовому благополучию. Однако от этого страдает человеческий капитал.

Идея 4: сигнальная модель образования примиряет психологию обучения с экономикой заработка

Первая четверть человеческой жизни отводится на получение образования — начальная и средняя школа, колледж, аспирантура и так далее. Родители и учителя внушают ученикам, что образование, даже формальное, — прекрасная подготовка ко взрослой жизни.

Пока человек учится, ему не раз придется задуматься о том, что он просто убивает время. Он не видит связи между изучаемыми предметами и будущей работой. Но закончив обучение, он видит, что действительно имеет большое преимущество на рынке труда по сравнению с теми, кому образования не хватает. Даже если это образование чисто сигнальное, формальное, говорящее лишь о том, что выпускник готов охотно встроиться в систему и играть по ее правилам. К тому же он видит, что не зря потратил первую четверть жизни.

Чтобы проиллюстрировать разницу между сигнальной моделью образования и моделью, ориентированной на человеческий капитал, автор приводит следующий пример. Допустим, некий студент последнего курса торопится на выпускной экзамен. Он едет туда на велосипеде, но по дороге его сбивает машина. Никаких серьезных травм у него нет, но экзамен он пропустил. Что делать: провести в колледже еще семестр, чтобы получить диплом, или махнуть рукой на диплом и жить дальше?

Если бы в ходу была модель чистого человеческого капитала, студент не переживал бы по поводу диплома. Он фактически закончил свое образование, и лишь нелепая случайность помешала получить свидетельство об этом. Все его навыки остались при нем.

Если работодатели будут ценить навыки, а не дипломы, они как можно быстрее наймут выпускника на работу, не настаивая на формальностях.

Сигнальная модель образования работает по-другому. Для нее крайне важно законченное высшее образование. Выпускник с дипломом посылает на рынок труда сигнал о том, что он принимает социальные нормы и трудовую этику. Человек, не получивший диплом (причины неважны), посылает другой сигнал: он пренебрегает социальными нормами, у него не хватает ума или усидчивости, чтобы довести столь важное дело до конца.

Вознаграждение человека с дипломом Каплан называет «эффектом овчины»: когда-то давно дипломы печатались на овечьей шкуре. Отсутствие диплома отбрасывает человека вниз, делает награду недостижимой, а без пяти минут выпускника без диплома — неудачником, провалившимся.

Модель образования, ориентированная на человеческий капитал, подразумевает, что знания должны соответствовать навыкам. Если человек с научной степенью по астрономии работает барменом, потому что не смог найти работу, это означает, что по каким-то причинам он не освоил навыки своей специальности, несмотря на степень и диплом. Сигнальная модель образования в этом случае сошлется на высокую конкуренцию выпускников, чьи дипломы еще лучше.

Даже в случае, если человек вынужден работать не по специальности, работодатель наймет барменом или уборщиком человека с дипломом. Хороший студент будет лучшим работником, чем человек без образования, чем бы он ни занимался. В сигнальной модели образования не так важны способности, как «эффект овчины».

Сигнальное образование помогает работникам в любом случае, даже если они работают не по специальности. Диплом превратился в знак общественного одобрения, о чем знают и работники, и работодатели.

Конечно, не все образование является сигнальным, многие получают и полезные навыки, но их соотношение равно 20/80. 20% получает образование, ориентированное на человеческий капитал, и 80% приходится на сигнальное образование.

Идея 5: эгоистический подход к образованию побуждает следовать за деньгами, а не за навыками

Образование, ориентированное на человеческий капитал, повышает общее благосостояние. Сигнальное образование повышает чей-то индивидуальный доход и никак не сказывается на общем благе. С эгоистической точки зрения выгодно именно сигнальное образование, которое должно окупиться сторицей.

Чем сильнее образование ориентировано на человеческий капитал, тем выше его польза для человечества.

Чем выше доля сигнального образования, тем ниже преимущества для общества. Если образование превратится в чисто сигнальное, оно станет топкой, в которой впустую будут сжигаться время, деньги и мозги общества.

Большинство студентов представляют себе образование как инвестиции в карьеру и благосостояние. Американский НИИ высшего образования с 1970-х годов ежегодно опрашивает первокурсников колледжа о целях получения образования. Абсолютное большинство из них — карьеристы и материалисты. В 2012 году главными целями были «получить лучшую работу», «быть очень обеспеченным», «зарабатывать больше денег». Меньше половины опрошенных считают образование способом лучше познать мир.

Однако для всех ли категорий студентов выгодно вкладываться в образование? Исследования показали, что для отличников из семей с высоким уровнем дохода инвестиции в высшее образование окупаются быстро.

Для отличников из семей со средним уровнем дохода высшее образование, на которое им придется брать кредиты и долгие годы отдавать их, — не очень хорошая сделка, но со временем все же окупаемая. Для бедных студентов-«хорошистов» это невыгодное вложение, и они могут лучше подготовить свое будущее, если пойдут работать и откладывать деньги на будущую учебу либо найдут государственное учебное заведение с бесплатным обучением.

Очень бедным студентам вообще не стоит идти в колледж, разве что у них есть особый талант или посчастливилось выиграть грант на обучение, считает автор. В противном случае они утонут в долгах, не смогут дотянуть до конца учебы или всю жизнь будут выплачивать кредиты.

Получение образования выгодно с точки зрения заключения удачных браков, где оба партнера равны по уровню дохода. Чем дольше человек получает образование, тем более удачного партнера он сможет найти — не только обеспеченного, но разделяющего вкусы и интересы, поскольку с высокой степенью вероятности он будет из той же академической среды.

Сегодня случайные браки редки: люди выбирают партнеров, похожих на себя: по уровню образования, дохода, расы, религии и интересов. Если вы выпускница колледжа, то, скорее всего, выйдете замуж тоже за выпускника колледжа. Брак — та же кастовая система, основанная на дипломах («эффекте овчины»), что и образование сигнального типа. К тому же у двух образованных супругов с высоким уровнем дохода есть возможность экономить на расходах.

Девушка, поступившая в Гарвард, возможно, не найдет после его окончания работу мечты, зато имеет высокие шансы встретить хорошего мужа. Каплан приводит ироническую пословицу: не гонитесь за деньгами, идите туда, где много богатых людей, и ищите там свою любовь.

Идея 6: социальные выгоды образования менее очевидны, чем индивидуальные

Большинство людей стремится получить образование из эгоистических побуждений, подсчитывая свои вложения и будущие дивиденды. Что касается выгоды образования для общества в целом, то все не так просто, поскольку в этом случае нужно учесть интересы каждого.

Социальные и эгоистичные доходы не совпадают. Когда студенты находят вузы с низкой стоимостью обучения, разницу в цене оплачивают из карманов налогоплательщиков. Большая часть налогов идет на оплату обучения в государственных колледжах, меньшая — на частные колледжи в виде грантов.

Люди, получившие образование, тоже помогают государству: налоги с их высоких зарплат и премий в свою очередь пополняют казну. Специалисты с высшим образованием редко нуждаются в пособиях по безработице, что тоже экономит расходы государства. Все это считается социальными выгодами образования.

Социальные выгоды образования, однако, зависят и от других вещей. Сколько теряет общество, пока учащийся не закончит свое образование, и сколько приобретает после того, как он получил свой диплом?

С точки зрения человеческого капитала компенсация и производительность примерно равны. Работодатели не примут к себе выпускника, если его требования к зарплате слишком высоки, он не пойдет к ним работать, если ему предложат слишком мало. В сигнальной модели образования они равны только в среднем.

Если диплом и другие учетные данные образования соответствуют способностям выпускника, его производительность соответствует его зарплате, иначе они расходятся. Если ваш диплом недостаточно хорош или у вас вовсе его нет, ваши способности не окупаются — вы получаете меньше, чем производите.

С эгоистической точки зрения важнее всего оплата. С социальной точки зрения важна производительность. И с этим возникают проблемы, потому что работодатель по умолчанию оплачивает диплом, а не рабочие качества и способности.

Если рассмотреть социальные выгоды образования в плане сокращения безработицы, то они тоже стремятся к нулю. Среди образованных людей безработных меньше, но риск оказаться на пособии для тех, кто не смог получить образование, соответственно повышается.

Образованные люди получают больше удовольствия от работы, радуются обучению и счастливее в целом. Но можно ли сказать, что это как-то отражается на обществе в целом? Каплан уверен, что нельзя: образованные счастливее, потому что лучше оплачиваются, а для остальных членов общества это обстоятельство не имеет значения.

Не окупаются в социальном плане и государственные заведения с бесплатным обучением. В них вкладываются деньги налогоплательщиков, но они могут пойти на плохие педагогические эксперименты, на учащихся, которые впоследствии никак не воспользуются своим образованием. Когда дипломы вручают всем без исключения, они сильно обесцениваются.

Чтобы понять, какими должны быть социальные выгоды образования, нужно регулярно исследовать социальные последствия образования, чтобы оценить его выгоду или убыточность для общества, считает автор. Пока же, по его мнению, социальная выгода образования очень низка.

Идея 7: в современном американском обществе слишком много дорогих образовательных программ

В США популярна наклейка на бампер, гласящая, что в один прекрасный день школы получат все деньги, в которых нуждаются, а ВВС будут продавать выпечку, чтобы купить бомбардировщик. Каплан считает, что этот день давно настал, по крайней мере, в том, что касается школ. Расходы на образование уже давно и намного превышают военные расходы. Это произошло еще в 1972 году.

Казалось бы, этому можно только радоваться, ведь расходы на образование говорят о здоровом обществе и здоровой экономике.

Однако Каплана смущает ежегодная сумма, выделяемая на образовательные программы, — $1,1 трлн. Если хотя бы половина из них идет на сигнальную форму образования, то это означает бессмысленные траты бюджета в размере $500 млрд в год и впустую потраченные миллиарды часов в классе на обучение социально бесполезным вещам.

Расходы на оборону — полностью государственные, расходы на образование — частично частные. Если бы образование лишилось государственной поддержки, оно все равно сохранилось бы, но приняло совсем другие формы.

Господдержка помогает образовательным системам тратить деньги впустую, как богатый дядюшка, балующий родственников. Когда у учебных заведений кончаются собственные деньги, они всегда могут попросить о помощи, выделяемой в виде денег налогоплательщиков. К государственным расходам добавляются частные пожертвования на образование.

Каплан, понимая, что его точка зрения может показаться странной, все же считает, что для улучшения образования нужно сократить траты на него, урезая бюджетные расходы и частные субсидии. Когда он произносит это вслух на лекциях и во время интервью, это вызывает протесты — даже если большая часть образования является сигнальной, надо не сократить траты, а перераспределить их.

Но обнаружение расточительных трат не означает, что им сразу же найдутся альтернативы. И потому действовать нужно в два этапа. Первый — перестать тратить ресурсы. Второй — придержать эти ресурсы, пока не найден разумный способ их потратить — а найти этот способ не так-то просто. До той поры ресурсы можно направить в другое место, туда, где в них действительно нуждаются.

То, что сейчас впустую тратится на сигнальное образование, может быть перенаправлено на строительство дорог, медицину, сокращение налогов, субсидирование молодых семей, погашение государственного долга или повышение уровня жизни налогоплательщиков.

Для начала можно сократить или полностью отменить часы, отведенные на непрактичный материал, который изучают за счет налогоплательщиков, — на историю, музыку, обществознание, искусство. Они никак не пригодятся большинству выпускников: большинство взрослых американцев не помнят ничего о гражданской войне в США, не рисуют, не говорят на языках, которые изучали в колледже, и не играют на музыкальных инструментах.

Каплан выступает за полное разделение школы и государства. Он считает, что начальные, средние и высшие школы должны финансироваться частной благотворительностью.

Образование сегодня — сплошь и рядом сигнальное, и так происходит не из-за его низкого качества, а из-за чрезмерного количества образованных людей. Если после сокращения финансирования образования соискатель не предоставит диплома колледжа и работодатель спросит его о причине, можно со спокойной совестью ответить, что колледж ему не по карману. Это будет встречено с полным пониманием, а не поставит на соискателе невидимое клеймо, как сейчас.

Идея 8: образование должно стать более ориентированным на приобретение профессиональных навыков

Альтернативой сигнальному образованию должно стать образование профессиональное (профессионально-техническое) образование. Оно может принимать разные формы — обучение в школе необходимым для будущей работы навыкам, профориентация, прямой опыт работы. Оно будет учить конкретным вещам на практике, а не абстрактным и в теории.

Образование, формирующее профессиональные навыки, приносит намного больше социальной выгоды, чем сигнальное, направленное на то, чтобы впечатлить работодателей дипломом. Нет ничего плохого в том, что ученики, которым кажутся скучными академические дисциплины, начнут прямо со школьной скамьи осваивать рабочие специальности.

Это выгодно и с эгоистической точки зрения — тем, кто не хочет или не может продолжать учебу, по крайней мере не грозит безработица, у них уже есть специальность. Они не будут считать себя ущербными из-за отсутствия диплома о высшем образовании, сильно понижающего их шансы на рынке труда. Нужно узаконить подростковый труд (с разрешения родителей), чтобы подростки могли при желании работать полный рабочий день по выбранной специальности и получать за это честно заработанные деньги.

Сторонники современной модели образования будут активно сопротивляться таким нововведениям, считает автор. Еще бы, ведь им придется переучиваться, а не преподавать так, как в свое время преподавали им самим. Нужно будет следить за тенденциями рынка труда, проходить переподготовку, а все это хлопотно и не очень приятно. Но все это намного полезнее, чем тратить время на предметы, которые не пригодятся их ученикам.

Из-за недостатка профессионального среднего образования в США наблюдается дефицит рабочих специальностей — электриков, сантехников, животноводов, плотников и многих других. Безработица в стране достаточно высока, но эти специалисты исчезают, потому что современный взгляд на образование очень узок. Лучше учить молодежь разным профессиям, повышая таким образом их возможности, чем не учить ничему, заставляя попусту тратить время в школе.

Пора сделать перезагрузку профессионального образования, считает Каплан. Общие навыки, такие как письмо, счет, чтение, должны преподаваться обязательно. Но это не исключает профессиональной ориентации. Даже если дети не захотят продолжать учебу, у них уже будет навык, а значит, они смогут прокормить себя. Это будет продуктивное и независимое поколение, что куда лучше современной инфантильной молодежи, ходящей в вечных студентах.

Идея 9: образование может быть полезно для души, но это не относится к его современной модели

Студенты с давних времен называли свое учебное заведение «альма матер», подразумевая, что для них это не только место учебы, но и некое подобие дома, «кормящей матери». Там они учатся, познают мир, получают знания, развиваются духовно. Так было когда-то, но сейчас картина другая, считает автор.

Чтобы образование действительно развивало студента духовно, у него должно быть три важные составные части. Во-первых, у него должно быть достойное содержание — например, включение в программу изучения великих идей и культур, а не просто набор сведений о разных культурах. Во-вторых, для такого образования нужна педагогика высокого уровня. Учитель должен любить свой предмет, искренне увлекаться им и вдохновлять им учеников. Посредственное преподавание допускается в профессионально ориентированном преподавании, но для духовного развития нужны совсем другие учителя. В-третьих, сами студенты должны быть людьми неравнодушными, способными увлечься и полюбить то, чему их учат.

В настоящее время картина прямо противоположная, считает автор. Отдельные удачные находки тонут в безвкусной рутине. Педагоги, как правило, скучные. Даже если они не такие, студентам все равно скучно на лекциях.

Образование должно прививать вкус к чтению книг, ведь без них невозможен духовный рост. В программу колледжа, как и в школьную программу, включены произведения классической и современной литературы, но, как показывает график продаж книжных магазинов, читают люди в основном фантастику и детективы. В музыкальных предпочтениях поп-культура так же преобладает над классикой.

Автор считает, что учащимся нужно предлагать разные формы и варианты музыки и литературы, чтобы заинтересовать их. Если они по программе должны читать какую-нибудь американскую поэму, пусть параллельно знакомятся с японским графическим романом. Если они ставят классическую пьесу в школьном или студенческом театре, можно одновременно показывать им лучшие фильмы 80-х или 90-х. Да, кому-то комиксы и фильмы кажутся бесполезными, но в чем тогда польза пьес и поэм?

Пусть студенты заранее ознакомятся с ситуацией на рынке труда. Преподавателям надо рассказывать о наиболее востребованных профессиях, причем рассказывать интересно, учить их заранее думать о будущей профессии.

Идея 10: образование сильно переоценено не только в США, но и во всем мире

Конечно, нельзя отрицать ценность образования, без него обойтись невозможно, иначе каждому следующему поколению пришлось бы заново изобретать велосипед. Но все же ему придают большее значение, чем оно заслуживает.

Для некоторых оно действительно является надежным путем к повышению доходов, для других это непосильное бремя из-за студенческих кредитов и низких доходов семьи. Социальная ценность образования тоже изрядно переоценена, при сохраняющейся образовательной системе общественная выгода крайне мала. Лучшие шансы на успех при сигнальной модели образования имеют не самые талантливые или трудолюбивые, а любимчики и «ботаники».

Переоценено и влияние образования на духовный и культурный уровень студентов. Мало кому из учителей удается привить своим ученикам пожизненную любовь к культуре или литературе, музыке или искусству. Крайне мало оно влияет на социальные и политические установки: выпускники колледжей вовсе не являются убежденными демократами, благодаря диплому, открывающему путь к высоким доходам, они ценят капитализм больше абстрактных общечеловеческих ценностей.

Начиная со школьной скамьи, учащиеся прибегают ко всевозможным уловкам. К ним относятся списывание, зубрежка, шпаргалки и так далее. Цель школьников — не получить знания, а получить хорошие оценки максимально удобным способом. Это устраивает и учеников, и учителей. Если кто-то из школьников недоволен существующей системой, это не нравится ни родителям, ни учителям.

Нужно прекратить субсидировать образование до тех пор, пока не будут найдены новые его формы, считает Каплан. Оно настолько неотделимо от современной жизни, что мы воспринимаем его как должное, не замечая, что оно стало почти фикцией. Академический успех, подкрепленный дипломом, давно превратился в способ получить хорошую работу, но это не значит, что его обладатели научились хорошо работать. Правительству нужно найти в себе силы признать это и начать строить новую модель образования.

Несмотря на то что идеи книги Брайана Каплана многим покажутся спорными, автор затрагивает важную тему, которая касается не только США, но и многих других стран, где образованию придается огромное значение. Как отмечает автор, если все до одного получили высшее образование, это привело бы не к всеобщему процветанию, а к огромной инфляции и катастрофе на рынке труда. Если все трудоспособное население какой-либо страны забьется в академическую башню из слоновой кости, в ней некому будет работать по-настоящему.

Образование должно быть подкреплено настоящими навыками, а не социальным договором о лояльности, считает Каплан. Сигнальное образование не дает ни навыков, ни общей культуры, ни духовного развития, а потому настало время в корне пересмотреть его, каким бы непробиваемым оно ни казалось.

0
174 комментария
Написать комментарий...
Artem Fedoskin

"Зато уроки, которые вряд ли когда-нибудь понадобятся, начинаются еще с детского сада. В начальной школе учат истории, музыке, обществознанию, искусствоведению. В средней школе к ним прибавляются классическая литература, высшая математика и иностранные языки, нужные только единицам, мечтающим о карьере ученых, и бесполезные для большинства."

Дальше не читал. Есть очень хорошая фраза - "Computer Science teaches you HOW to build. Philosophy, economics, and history teaches you WHAT to build". У человека должна быть цельная картина мира для того чтобы правильно расставлять приоритеты.
Я понимаю, современной экономике нужны эффективные люди, которые готовы делать любое даже самое скучное дерьмо лишь бы им за это платили, но если люди не будут получать фундаментальное, разностороннее образование, то самостоятельно выбирать и ставить задачи они попросту разучатся. А именно такие люди нужны в эти ваши Apple, Google и иже с ними.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Манжос

Все люди разные и предметы для обучения в школе должны быть разные. 11 лет пичкать ребёнка математикой, которому интересно изобразительное искусство (рисовать) или обществознание неэффективно. Так губятся таланты в современной системе образования.

В идеале должна быть некая адаптивная система образования, в которой у каждого ребёнка свой набор предметов, который помогает ему развивать свои таланты и увеличивает шансы в дальнейшем стать счастливым человеком.

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
Ioanne

Так программисты нихуя не разносторонне развитые личности. Вы хабру читали? Там в комментариях 90% пользователей проявляют наивность 13 летних детей. У них критическое и логическое мышление дальше сферы их деятельности не выходит.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Mikhail Malyshev

Фундаментальное образование - это школа. Дальше ты работаешь/делаешь бизнес и платишь за приобретение нужных навыков, вот и все.
Еще есть rocket science, но это отдельная тема для довольно узкого количества людей и вот для них да, университеты и нужны.

Зачем условному иванушке дурачку вышка? Он умнее всё равно не станет, учиться в смысле получать знания он не будет - приобретет лишь навыки ИБД и забивания болта.

Гос. субсидирование низкокачественного массового высшего "образования", ведет лишь к обесцениванию диплома, к тому что люди вроде как с высшим образованием - а два слова без ошибок связать не могут и 10% от 100 посчитать без калькулятора - тоже.

По факту, если сейчас взять выпускника 11-го класса нормальной средней школы (не лицея, самой обычной школы), и магистра, кандидата наук из Усть-Кутского Заборостроительного, то первый будет гораздо умнее, эрудированее, и более готов к жизни и работе.

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Alex V. Povar

Этот учёный испортился. Несите другого.

А вообще забавно, что чувак, который первым делом пишет, что учился в общей сложности 40 лет и только после этого начал "ходить на работу", причём тоже весьма академическую, и, скажем так, немного оторванную от индустрии, говорит что образование не нужно.

Несомненно, у современного образования, тем более в РФ есть огромный ворох сложностей, и многое из того что есть, наверняка должно бы по уму работать иначе. И историю в ВУЗе я тоже ненавидел. Но спустя какое-то время понял, что это только лишь потому, что её преподавали исключительно паршиво и для галочки.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bolshov

Вот именно, человек перепутал две вещи: необходимость знаний и качество преподавания. Я не считаю, что есть хотя бы один лишний предмет. Но уметь учить - это дар и призвание. Большинство же преподавателей выполняют лишь роль "говорящих учебников".

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

На все жалобы о бесполезности предметов в образовании можно ответить так
- смотрите, есть фитнесс и пробежки по утрам. Мало кому в профессии нужно умение бегать, поднимать гантели и отжиматься по 50 раз на кулаках.

Но если вы не будете этого делать - у вас будут проблемы с сердцем, дыханием, весом, пищеварением и тд

Ответить
Развернуть ветку
Roman

Причем проблемы будут не сейчас, а лет через 50

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vladimir Khamenkov

Простите, но Вы сами себе противоречите, утверждая, фитнес бесполезен, тем не менее, приводя в пример, что он на прямую влияет на возможность занятия профессией через здоровье. Когда нет здоровья - гораздо труднее достигнуть высот в профессии. Зато полное отсутствие знаний по химии, никак не влияет на карьеру программиста или дизайнера, а аналитику не так важна классическая литература или история.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Олег Акимов
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Georgy Bukov

На VC следующая статья будет о книге про пользу заряда банок от телевизора и профессиональному уклонению от торсионных полей.
Сейчас бы в 21 веке пытаться в описание систем без понимания физики и матана.
Красавцы, держите уровень, как всегда статья - говно и кликбейт для бесполезного срача в комментариях

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Не написано про важный пункт - это связи и социализация среди себе подобных. Дети элиты могут позволить себе не работать сразу, а общаться и приятно проводить время за изучением философии в Оксфорде. Потом все будет нормально, не всем надо 24*7 получать полезные навыки, чтобы потом 24*7 делать карьеру юриста или программиста.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Все крики о том, что в школе есть бесполезные предметы не учитывают одного. Кроме того, чтобы напихать в голову ученика тонну ПОЛЕЗНЫХ знаний и навыков, его ещё желательно научить думать. Т.е. из той информации, которая у него уже есть, производить новую, не загруженную в виде алгоритма в его голову.

Та же математика, которую я очень люблю за невероятную красоту, это не арифметика и не алгоритмы жонглирования математическими знаками. Это наука об аналогиях — одном из важнейших когнитивных инструментов. И мне сложно представить себе хорошего технического специалиста без развитого аппарата абстрактного мышления.

А та же история? Как можно вырастить человека, способного осмыслить современные общественные отношения, который не знает своей и мировой истории, не понимает какие общественные системы уже существовали в прошлом и почему они не сработали?

И так можно практически про любой предмет в школе.

Другой вопрос, что в системе образования и вправду назрела необходимость изменений под современный мир. Но вводить эти изменения нужно постепенно и очень аккуратно, отслеживая их успешность и не стремясь всё сломать и сделать заново.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bolshov

К полезности знания я бы добавил их связность - предметы должны пересекаться, дополнять друг друга, тогда учиться будет и интереснее, и легче.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Denis Kiselev

Именно! Святые слова!

В статье, кмк, вообще в одну кучу смешана куча концепций - не дифференцируется ум, эрудиция со знаниями, не учитывается объективно разные возможности у людей воспринимать или манипулировать знаниями. проблемы системы образования смешиваются с проблемами индустрии, где спрос на специалистов достаточно непрогнозируемый (кто бы сказал, что развитие нейросетей даст рост спроса на специалистов со знаниями в специфических отраслях математики) и тп.

Кмк, статья вообще слабо структурирована

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Клейменов

Этот аргумент разбирается в книге. Перенос образа мышления из одной дисциплины в соседнюю не подтверждается экспериментально: рассказывая людям пример решения задачи, после чего сразу же давая задачу решающуюся по аналогии в другой области получается процент успеха в 30%(без рассказа истории 10). Дополнительная пауза еще сильнее роняет процент успеха.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Anatoly Tuleninov

Обучать надо, в том числе, основным принципам функционирования мозга и его воздействие на формирование поведения человека. Почему кто-то может себя контролировать, а кто то нет. К каким последствиям может привести формирование определённых убеждений и прочее, что реально влияет на жизнь человека.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

так ведь нет пока четких работающих концепций в этой областия, бро
есть только четкое понимание и действующие практики, как нарушить самоконтроль (лоботомия, алкоголь, наркотики)

есть только системы на уровне йоги - может быть, если ты будешь заниматься этим десять лет, то научишься не потеть в Дели. При это большинство школ говорят, что еще и летать научишься - да только никто не видел летающих гуру, наверное, слишком быстро летают )

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Yuriy B.

Прочёл 15 см статьи, перешёл к комментариям.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Khamenkov

Имхо, главная цель образования спровоцировать интерес к разным наукам (чтобы ребенок смог сам определиться, что ему ближе), дать методику поиска и систематизации знаний, развить логику + дать базу в виде (математики, языка, истории, естествознания - с этим можно вполне уложиться за 3-4 года).
Мне никогда не понадобилась: химия, физика, высшая математика, биология, литература (в том виде как она была), не говоря уже про сопромат). Реально жалко несколько лет, потраченных на ненужные предметы.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Fedoskin

Согласен с первой частью вашего высказывания, но вторая часть ей же противоречит.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
никита смирнов

Ботаники трепещат в комментах)))

Ответить
Развернуть ветку
Alex V. Povar

Да я только ради этого момента 10 лет учился, блджад!! :))))

Ответить
Развернуть ветку
Anton Bulavin

Мда... Как говорится, хочешь чтобы твоя жизнь была полна чудес и волшебства, просто не учи физику.
В целом, статья/книга реакционная, призывающая к откату цивилизации лет этак на сто-сто пятьдесят. Несомненно, с точки зрения управляющей надстройки, социумом без целостной картины мира и знания прошлого управлять на порядок проще.
Но это очень недальновидная политика. Базис и надстройка неразрывно связаны и деградация одного незамедлительно приведет к упадку второго.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bolshov
социумом без целостной картины мира и знания прошлого управлять на порядок проще

А где вы видели социум с "целостной картиной мира"?

Ответить
Развернуть ветку
Gregory Kolosov

Я так понял, у Каплана на прикроватной тумбочке лежит "О дивный новый мир" с затертыми буквами "анти".

P.S. Прочтите пролог Элленбега к "Как не ошибаться. Сила математического мышления", кому интересен ответ на вопрос: "Зачем мне учить этот предмет в школе?".

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ковалёв

да там и гадать не надо, там же все откровенно написано - "Каплан считает, что образование должно стать менее доступным, менее субсидированным, чтобы не все могли себе позволить его получить"

Ответить
Развернуть ветку
Аглалия Фурс

Прямо с языка снято. Вместо того, чтобы давать возможность проявлять лучшие способности, все уравнены. В итоге, один хорошо пишет сочинения, а другой двоечник, зато мог бы краснодеревщиком быть или физиком. Но нет шансов. В итоге, начинается поиск призвания лет в 30-40. А это ведь можно раньше выяснить. Склонности.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Кувшинов

Вся система упирается иногда не в поиск знаний , а в наитупейшую зубрежку. Если бы система образования была построена правильно, то человек давно бы научился лечить все болезни , бороздил космос, современные технологии достигли бы небывалых высот и т.д. А пока мы пишем приложения для айфона и шьём костюмы для собачек

Ответить
Развернуть ветку
Igor Erokhin
А пока мы пишем приложения для айфона и шьём костюмы для собачек

ЗАПРЕТИТЬ КОСТЮМЫ ДЛЯ СОБАЧЕК
РРРРРРЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ

Ответить
Развернуть ветку
Stan Podolski

а кто станет платить за борождение космоса? и лечение всех болезней?

а вот за костюмы для собачек я знаю, кто платит (по крайней мере я лично недавно заплатил за тапочки для собачки). За борождение космоса не стану и не просите

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Настя Каргаполова

Это же Гарольд, у которого всё прошло!

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов

Все бы ничего, если бы до этого не прочитал статья про папа Джонс. Получается, что твои достижения, практические навыки и высшее образование за которое готовы тебе платить пойдут лесом если ты скажешь слово на букву Н.....

Ответить
Развернуть ветку
Максим Федоров
достижения, практические навыки и высшее образование за которое готовы тебе платить пойдут лесом

нормальный лес такой с пакетом акций и миллионами долларов

ну и как бы связи то нет между образованием и миллионами

а так все верно -- миллионы клиентов приносят деньги, а не образование, высказывание касается этих клиентов? касается!

ну и приводить в пример миллиардеров (ограниченное число) при населении в миллиарды людей на шаре -- так себе занятие

Ответить
Развернуть ветку
Alex V. Povar

Вообще забавно как в век информационных технологий становится всё менее актуальной фраза "кто владеет информацией - тот владеет миром", и всё чаще топят за "написал приложеньку для айфона после двухнедельных курсов - захватил мир".

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария
Дмитрий Малахов

В реале же доля независимых неигровых приложений близка к нулю.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Никита

Есть правда, но когда серьёзные люди говорят не ПозвонИт, а пОзвонит, и при этом имеют кэш и вес в обществе, кричат что образование это лажа, я понимаю, что образование это важно.
Шекспир (с)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Erokhin
Есть правда, но когда серьёзные люди говорят не ПозвонИт, а пОзвонит, и при этом имеют кэш и вес в обществе

Я сейчас страшную вещь скажу: всем похуй.
Если кто-то решил, что правильно и канонично произносить слово с ударением на одном месте, а все вокруг говорят иначе, значит так и останется.

Язык - рабочий инструмент общения людей, а не закрытая база данных лингвиста-фетишиста.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Model-X

Сложилось впечатление, что статью написала жертва современного образования.
Всё на самом деле проще, сейчас кто хочет учится, кто не хочет того ни кто заставлять не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Ultratesting
Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Вот мне интересно - насколько велика польза изучения языков для англоговорящих.
У меня есть сомнения, что дополнительный год испанского или французского даст большой плюс к доходу.

Глобально,по опыту - 90% работающих высшая математика не нужна.
Сам учился на теорпотоке - в работе не встречался с математикой, сложнее пропорций.
С другой стороны обучившийся ей - осваивает новые специальности гораздо лучше.
Не спроста многие компании, которые способны привлекать лучшие кадры выбирают соискателей с хорошей фундаментальной подготовкой.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bolshov

Потому что успешное прохождение фундаментальной подготовки свидетельствует о наличии способностей: такой человек способен обучаться. К слову, в наш мозг не записаны программы поведения, мы всему учимся сами, тренируем свои нейронные сети и т.п.

Насчет языка: не знаю насчет дохода, но овладение языком может доставлять удовольствие.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Решетников

Статья написана в расчете на кого?
На филистеров-менеджеров, дальше проплаченных сессий и стажировки в местном отделении евросети не доходивших в своем образовании? Или расчет на бизнесменов-даунов, даже свою шарагу не окончивших, вдохновляющихся вебинарами БМ и постами с фотками мазератти в вк? Или ЦА - ограниченные хикки-програмисты, жиреющие от додо-пиццы и просмотров хентая, считающие, что все гуманитарии тупые, а единственная нормальная абстрактная наука - математика?
Я просто не верю, что чел прямиком из докторантуры Принстона может писать такую книгу, занимаясь не философской педагогикой (по-сути), а лишь приводящий тупые примеры о бесполезности философии и филологии

Ответить
Развернуть ветку
Stan Podolski

--- Каплан не представляет себе должность, на которой человек применяет знания римской истории, Шекспира или классической философии.

Зато я отлично представляю идиотов, которые не знают ничего из перечисленного. Что интересно, арифметики они обычно тоже не знают

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Тиклов

Вот же глупая природа - зачем-то создала человека вместо готового станка по производству металлоконструкций!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мардс

ХЗ. я например давно решил, что всю систему надо нафиг уничтожить и воздвигнуть новую! особенно в странах СНГ.
Тезисно мои предложения:
- Начальная школа должны быть наполнена в основном гуманитарными дисциплинами типа языков (английский и язык жестов обязательно), социального взаимодействия, этики и тд. Математика на уровне только посчитать яблоки и заплатить за шоколадку в магазине.
- средняя школа...обучение предметам важных для существования, то есть социология, основы экономики, основы права! Преподование математики обязательно должно быть взаимосвязано с изучением экономики.
Точные науки типа физики, химии, биологии и тд, должны быть на минимальном уровне, чтобы дети знали что сувать пальцы в розетку или кислоту нельзя.
- ОБЯЗАТЕЛЬНО введение предмета, которое будет учить детей межличностным взаимотношениям, учить как уживаться с друг другом, как решать конфликты...как создавать семью, как воспитывать детей. Также обязательно в этой курсе должно быть обучение сексуальным отношениям, чтобы любой 18 летний гражданин знал откуда беруться дети, и где у девушки клитор и тд.
- все точные науки должны быть выведены в факультативы, профильные классы, либо же ВУЗы.
Высшее образование должно быть практикоориентированным! Абсолютно любое знание, которое даёт препод на лекциях или семинарах, должно быть практически отработано.
Соотношением профильных предметов к непрофильным должно быть не меньше 70/30. Выбор предметов должен быть на кредитной основе и быть полностью добровольным!
- Все дипломы должны быть подтверждены реальной работой в течении 5 лет после выпуска, либо аннулируются.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владимир Зуев

явный кризис мировой образовательной системы с весьма непредсказуемыми последствиями хотя в статье много воды автор проблему по засилью неучей в общество освещает правильно хотя и неактуально и до него были слышны крики вопиющих в пустыне

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Роман Романов

Современная образовательная система - это женское обрезание. Беспощадное и бессмысленное, калечащее всё человечество.

Ответить
Развернуть ветку
Cody Dismal

Боже, тебя как будто заставлял кто-то

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Олег

Бредовая идея. Разносторонне образование учит думать в первую очередь. А иначе вырастут балбесы, знающие только арифметику и письмо. Ими управлять намного проще.

Ответить
Развернуть ветку
Artyom Gorokhov

Боже, ну и бред.

Ответить
Развернуть ветку
Cody Dismal
> Большинство людей стремится получить образование из эгоистических побуждений, подсчитывая свои вложения и будущие дивиденды.

Chto blyad'? Хоть кто-то вообще хоть раз вжизни просчитывал будущие дивиденды на основе вложений в вышку? Откуда автор это выкопал?

Вообще, чтобы эта статья не выглядела столь ущербной, предлагаю сменить заголовок как на скриншоте.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Nice

Те же проблемы с образованием, что и у нас. Насчет предметов он прав: нехрен включать в список предметов обществоведение, закон божий, обеспечение безопасности жизнедеятельности. Все это можно изучить самостоятельно при желании. И не отвлекать учеников от изучения базовых предметов, чтобы не галопом по европам.

Ответить
Развернуть ветку
Anonimno Pojaluysta

"В том же году стали бакалаврами 83 тысячи специалистов по массовым коммуникациям, но их ожидало только 54 тысячи рабочих мест. На 34 тысячи выпускников-историков приходится 3,5 тысячи рабочих мест, остальные вынуждены искать работу вне своей специальности." - Ну как всегда, самые интересные отрасли невостребованы и не развиты и приходится учиться, а точнее "жрать что дают" - а схера ли рабочих мест так мало и оно не развито? В итоге человек работает не по специальности и живет несчастно.

Ответить
Развернуть ветку
171 комментарий
Раскрывать всегда