Почему образовательная система — это пустая трата времени и денег

Ключевые идеи не изданной на русском книги Брайана Каплана «Дело против образования» — о подводных камнях современного образования, всевозможных мифах о его пользе и о том, как оно постепенно становится фикцией.

Почему образовательная система — это пустая трата времени и денег
4747

"Зато уроки, которые вряд ли когда-нибудь понадобятся, начинаются еще с детского сада. В начальной школе учат истории, музыке, обществознанию, искусствоведению. В средней школе к ним прибавляются классическая литература, высшая математика и иностранные языки, нужные только единицам, мечтающим о карьере ученых, и бесполезные для большинства."

Дальше не читал. Есть очень хорошая фраза - "Computer Science teaches you HOW to build. Philosophy, economics, and history teaches you WHAT to build". У человека должна быть цельная картина мира для того чтобы правильно расставлять приоритеты.
Я понимаю, современной экономике нужны эффективные люди, которые готовы делать любое даже самое скучное дерьмо лишь бы им за это платили, но если люди не будут получать фундаментальное, разностороннее образование, то самостоятельно выбирать и ставить задачи они попросту разучатся. А именно такие люди нужны в эти ваши Apple, Google и иже с ними.

82

Все люди разные и предметы для обучения в школе должны быть разные. 11 лет пичкать ребёнка математикой, которому интересно изобразительное искусство (рисовать) или обществознание неэффективно. Так губятся таланты в современной системе образования.

В идеале должна быть некая адаптивная система образования, в которой у каждого ребёнка свой набор предметов, который помогает ему развивать свои таланты и увеличивает шансы в дальнейшем стать счастливым человеком.

22

Так программисты нихуя не разносторонне развитые личности. Вы хабру читали? Там в комментариях 90% пользователей проявляют наивность 13 летних детей. У них критическое и логическое мышление дальше сферы их деятельности не выходит.

10

Фундаментальное образование - это школа. Дальше ты работаешь/делаешь бизнес и платишь за приобретение нужных навыков, вот и все.
Еще есть rocket science, но это отдельная тема для довольно узкого количества людей и вот для них да, университеты и нужны.

Зачем условному иванушке дурачку вышка? Он умнее всё равно не станет, учиться в смысле получать знания он не будет - приобретет лишь навыки ИБД и забивания болта.

Гос. субсидирование низкокачественного массового высшего "образования", ведет лишь к обесцениванию диплома, к тому что люди вроде как с высшим образованием - а два слова без ошибок связать не могут и 10% от 100 посчитать без калькулятора - тоже.

По факту, если сейчас взять выпускника 11-го класса нормальной средней школы (не лицея, самой обычной школы), и магистра, кандидата наук из Усть-Кутского Заборостроительного, то первый будет гораздо умнее, эрудированее, и более готов к жизни и работе.

8

Этот учёный испортился. Несите другого.

А вообще забавно, что чувак, который первым делом пишет, что учился в общей сложности 40 лет и только после этого начал "ходить на работу", причём тоже весьма академическую, и, скажем так, немного оторванную от индустрии, говорит что образование не нужно.

Несомненно, у современного образования, тем более в РФ есть огромный ворох сложностей, и многое из того что есть, наверняка должно бы по уму работать иначе. И историю в ВУЗе я тоже ненавидел. Но спустя какое-то время понял, что это только лишь потому, что её преподавали исключительно паршиво и для галочки.

25

Вот именно, человек перепутал две вещи: необходимость знаний и качество преподавания. Я не считаю, что есть хотя бы один лишний предмет. Но уметь учить - это дар и призвание. Большинство же преподавателей выполняют лишь роль "говорящих учебников".

3

На все жалобы о бесполезности предметов в образовании можно ответить так
- смотрите, есть фитнесс и пробежки по утрам. Мало кому в профессии нужно умение бегать, поднимать гантели и отжиматься по 50 раз на кулаках.

Но если вы не будете этого делать - у вас будут проблемы с сердцем, дыханием, весом, пищеварением и тд

17

Причем проблемы будут не сейчас, а лет через 50

Простите, но Вы сами себе противоречите, утверждая, фитнес бесполезен, тем не менее, приводя в пример, что он на прямую влияет на возможность занятия профессией через здоровье. Когда нет здоровья - гораздо труднее достигнуть высот в профессии. Зато полное отсутствие знаний по химии, никак не влияет на карьеру программиста или дизайнера, а аналитику не так важна классическая литература или история.

1

Комментарий удалён модератором

На VC следующая статья будет о книге про пользу заряда банок от телевизора и профессиональному уклонению от торсионных полей.
Сейчас бы в 21 веке пытаться в описание систем без понимания физики и матана.
Красавцы, держите уровень, как всегда статья - говно и кликбейт для бесполезного срача в комментариях

18

Не написано про важный пункт - это связи и социализация среди себе подобных. Дети элиты могут позволить себе не работать сразу, а общаться и приятно проводить время за изучением философии в Оксфорде. Потом все будет нормально, не всем надо 24*7 получать полезные навыки, чтобы потом 24*7 делать карьеру юриста или программиста.

9

Все крики о том, что в школе есть бесполезные предметы не учитывают одного. Кроме того, чтобы напихать в голову ученика тонну ПОЛЕЗНЫХ знаний и навыков, его ещё желательно научить думать. Т.е. из той информации, которая у него уже есть, производить новую, не загруженную в виде алгоритма в его голову.

Та же математика, которую я очень люблю за невероятную красоту, это не арифметика и не алгоритмы жонглирования математическими знаками. Это наука об аналогиях — одном из важнейших когнитивных инструментов. И мне сложно представить себе хорошего технического специалиста без развитого аппарата абстрактного мышления.

А та же история? Как можно вырастить человека, способного осмыслить современные общественные отношения, который не знает своей и мировой истории, не понимает какие общественные системы уже существовали в прошлом и почему они не сработали?

И так можно практически про любой предмет в школе.

Другой вопрос, что в системе образования и вправду назрела необходимость изменений под современный мир. Но вводить эти изменения нужно постепенно и очень аккуратно, отслеживая их успешность и не стремясь всё сломать и сделать заново.

5

К полезности знания я бы добавил их связность - предметы должны пересекаться, дополнять друг друга, тогда учиться будет и интереснее, и легче.

3

Именно! Святые слова!

В статье, кмк, вообще в одну кучу смешана куча концепций - не дифференцируется ум, эрудиция со знаниями, не учитывается объективно разные возможности у людей воспринимать или манипулировать знаниями. проблемы системы образования смешиваются с проблемами индустрии, где спрос на специалистов достаточно непрогнозируемый (кто бы сказал, что развитие нейросетей даст рост спроса на специалистов со знаниями в специфических отраслях математики) и тп.

Кмк, статья вообще слабо структурирована

2

Этот аргумент разбирается в книге. Перенос образа мышления из одной дисциплины в соседнюю не подтверждается экспериментально: рассказывая людям пример решения задачи, после чего сразу же давая задачу решающуюся по аналогии в другой области получается процент успеха в 30%(без рассказа истории 10). Дополнительная пауза еще сильнее роняет процент успеха.

2

Комментарий недоступен

5

Обучать надо, в том числе, основным принципам функционирования мозга и его воздействие на формирование поведения человека. Почему кто-то может себя контролировать, а кто то нет. К каким последствиям может привести формирование определённых убеждений и прочее, что реально влияет на жизнь человека.

6

так ведь нет пока четких работающих концепций в этой областия, бро
есть только четкое понимание и действующие практики, как нарушить самоконтроль (лоботомия, алкоголь, наркотики)

есть только системы на уровне йоги - может быть, если ты будешь заниматься этим десять лет, то научишься не потеть в Дели. При это большинство школ говорят, что еще и летать научишься - да только никто не видел летающих гуру, наверное, слишком быстро летают )

2

Комментарий удалён модератором

Прочёл 15 см статьи, перешёл к комментариям.

10

Имхо, главная цель образования спровоцировать интерес к разным наукам (чтобы ребенок смог сам определиться, что ему ближе), дать методику поиска и систематизации знаний, развить логику + дать базу в виде (математики, языка, истории, естествознания - с этим можно вполне уложиться за 3-4 года).
Мне никогда не понадобилась: химия, физика, высшая математика, биология, литература (в том виде как она была), не говоря уже про сопромат). Реально жалко несколько лет, потраченных на ненужные предметы.

4

Согласен с первой частью вашего высказывания, но вторая часть ей же противоречит.

2

Ботаники трепещат в комментах)))

4

Да я только ради этого момента 10 лет учился, блджад!! :))))

Мда... Как говорится, хочешь чтобы твоя жизнь была полна чудес и волшебства, просто не учи физику.
В целом, статья/книга реакционная, призывающая к откату цивилизации лет этак на сто-сто пятьдесят. Несомненно, с точки зрения управляющей надстройки, социумом без целостной картины мира и знания прошлого управлять на порядок проще.
Но это очень недальновидная политика. Базис и надстройка неразрывно связаны и деградация одного незамедлительно приведет к упадку второго.

4

социумом без целостной картины мира и знания прошлого управлять на порядок проще

А где вы видели социум с "целостной картиной мира"?

1

Я так понял, у Каплана на прикроватной тумбочке лежит "О дивный новый мир" с затертыми буквами "анти".

P.S. Прочтите пролог Элленбега к "Как не ошибаться. Сила математического мышления", кому интересен ответ на вопрос: "Зачем мне учить этот предмет в школе?".

3

да там и гадать не надо, там же все откровенно написано - "Каплан считает, что образование должно стать менее доступным, менее субсидированным, чтобы не все могли себе позволить его получить"

Прямо с языка снято. Вместо того, чтобы давать возможность проявлять лучшие способности, все уравнены. В итоге, один хорошо пишет сочинения, а другой двоечник, зато мог бы краснодеревщиком быть или физиком. Но нет шансов. В итоге, начинается поиск призвания лет в 30-40. А это ведь можно раньше выяснить. Склонности.

3

Вся система упирается иногда не в поиск знаний , а в наитупейшую зубрежку. Если бы система образования была построена правильно, то человек давно бы научился лечить все болезни , бороздил космос, современные технологии достигли бы небывалых высот и т.д. А пока мы пишем приложения для айфона и шьём костюмы для собачек

2

А пока мы пишем приложения для айфона и шьём костюмы для собачек

ЗАПРЕТИТЬ КОСТЮМЫ ДЛЯ СОБАЧЕК
РРРРРРЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ

а кто станет платить за борождение космоса? и лечение всех болезней?

а вот за костюмы для собачек я знаю, кто платит (по крайней мере я лично недавно заплатил за тапочки для собачки). За борождение космоса не стану и не просите

Комментарий удалён модератором

Это же Гарольд, у которого всё прошло!

3

Все бы ничего, если бы до этого не прочитал статья про папа Джонс. Получается, что твои достижения, практические навыки и высшее образование за которое готовы тебе платить пойдут лесом если ты скажешь слово на букву Н.....

1

достижения, практические навыки и высшее образование за которое готовы тебе платить пойдут лесом нормальный лес такой с пакетом акций и миллионами долларов

ну и как бы связи то нет между образованием и миллионами

а так все верно -- миллионы клиентов приносят деньги, а не образование, высказывание касается этих клиентов? касается!

ну и приводить в пример миллиардеров (ограниченное число) при населении в миллиарды людей на шаре -- так себе занятие

1

Вообще забавно как в век информационных технологий становится всё менее актуальной фраза "кто владеет информацией - тот владеет миром", и всё чаще топят за "написал приложеньку для айфона после двухнедельных курсов - захватил мир".

1

Комментарий удалён модератором

В реале же доля независимых неигровых приложений близка к нулю.

Есть правда, но когда серьёзные люди говорят не ПозвонИт, а пОзвонит, и при этом имеют кэш и вес в обществе, кричат что образование это лажа, я понимаю, что образование это важно.
Шекспир (с)

Есть правда, но когда серьёзные люди говорят не ПозвонИт, а пОзвонит, и при этом имеют кэш и вес в обществе

Я сейчас страшную вещь скажу: всем похуй.
Если кто-то решил, что правильно и канонично произносить слово с ударением на одном месте, а все вокруг говорят иначе, значит так и останется.

Язык - рабочий инструмент общения людей, а не закрытая база данных лингвиста-фетишиста.

4

Сложилось впечатление, что статью написала жертва современного образования.
Всё на самом деле проще, сейчас кто хочет учится, кто не хочет того ни кто заставлять не будет.

1

Вот мне интересно - насколько велика польза изучения языков для англоговорящих.
У меня есть сомнения, что дополнительный год испанского или французского даст большой плюс к доходу.

Глобально,по опыту - 90% работающих высшая математика не нужна.
Сам учился на теорпотоке - в работе не встречался с математикой, сложнее пропорций.
С другой стороны обучившийся ей - осваивает новые специальности гораздо лучше.
Не спроста многие компании, которые способны привлекать лучшие кадры выбирают соискателей с хорошей фундаментальной подготовкой.

1

Потому что успешное прохождение фундаментальной подготовки свидетельствует о наличии способностей: такой человек способен обучаться. К слову, в наш мозг не записаны программы поведения, мы всему учимся сами, тренируем свои нейронные сети и т.п.

Насчет языка: не знаю насчет дохода, но овладение языком может доставлять удовольствие.

Статья написана в расчете на кого?
На филистеров-менеджеров, дальше проплаченных сессий и стажировки в местном отделении евросети не доходивших в своем образовании? Или расчет на бизнесменов-даунов, даже свою шарагу не окончивших, вдохновляющихся вебинарами БМ и постами с фотками мазератти в вк? Или ЦА - ограниченные хикки-програмисты, жиреющие от додо-пиццы и просмотров хентая, считающие, что все гуманитарии тупые, а единственная нормальная абстрактная наука - математика?
Я просто не верю, что чел прямиком из докторантуры Принстона может писать такую книгу, занимаясь не философской педагогикой (по-сути), а лишь приводящий тупые примеры о бесполезности философии и филологии

1

--- Каплан не представляет себе должность, на которой человек применяет знания римской истории, Шекспира или классической философии.

Зато я отлично представляю идиотов, которые не знают ничего из перечисленного. Что интересно, арифметики они обычно тоже не знают

1

Вот же глупая природа - зачем-то создала человека вместо готового станка по производству металлоконструкций!

1

ХЗ. я например давно решил, что всю систему надо нафиг уничтожить и воздвигнуть новую! особенно в странах СНГ.
Тезисно мои предложения:
- Начальная школа должны быть наполнена в основном гуманитарными дисциплинами типа языков (английский и язык жестов обязательно), социального взаимодействия, этики и тд. Математика на уровне только посчитать яблоки и заплатить за шоколадку в магазине.
- средняя школа...обучение предметам важных для существования, то есть социология, основы экономики, основы права! Преподование математики обязательно должно быть взаимосвязано с изучением экономики.
Точные науки типа физики, химии, биологии и тд, должны быть на минимальном уровне, чтобы дети знали что сувать пальцы в розетку или кислоту нельзя.
- ОБЯЗАТЕЛЬНО введение предмета, которое будет учить детей межличностным взаимотношениям, учить как уживаться с друг другом, как решать конфликты...как создавать семью, как воспитывать детей. Также обязательно в этой курсе должно быть обучение сексуальным отношениям, чтобы любой 18 летний гражданин знал откуда беруться дети, и где у девушки клитор и тд.
- все точные науки должны быть выведены в факультативы, профильные классы, либо же ВУЗы.
Высшее образование должно быть практикоориентированным! Абсолютно любое знание, которое даёт препод на лекциях или семинарах, должно быть практически отработано.
Соотношением профильных предметов к непрофильным должно быть не меньше 70/30. Выбор предметов должен быть на кредитной основе и быть полностью добровольным!
- Все дипломы должны быть подтверждены реальной работой в течении 5 лет после выпуска, либо аннулируются.

1

явный кризис мировой образовательной системы с весьма непредсказуемыми последствиями хотя в статье много воды автор проблему по засилью неучей в общество освещает правильно хотя и неактуально и до него были слышны крики вопиющих в пустыне

Комментарий недоступен

Современная образовательная система - это женское обрезание. Беспощадное и бессмысленное, калечащее всё человечество.

1

Боже, тебя как будто заставлял кто-то

Бредовая идея. Разносторонне образование учит думать в первую очередь. А иначе вырастут балбесы, знающие только арифметику и письмо. Ими управлять намного проще.