Как я успешно прохожу собеседования: 3 главных правила

Всем привет! Меня зовут Алекберова Алина, и я работаю в крупной FMCG компании. Одновременно с этим я являюсь карьерным консультантом (веду подкаст "Воркшоп" и много пишу на эту тему в телеграм канале @podcastworkshop). В своей прошлой статье я рассказывала, как увеличить свои шансы на получение международного оффера. Сегодня я хочу поговорить про собеседования и дать несколько советов по подготовке. Сразу скажу, что здесь речь пойдет о стартовых собеседованиях (например, c HR) и о поведенческих вопросах (так называемые «behavioral interview questions»). В статье я не буду затрагивать вопросы про hard skills, поскольку для каждой должности они будут специфическими, и здесь большую роль играет ваш опыт. А вот к общим вопросам вполне можно подготовиться и немного упростить себе жизнь.

Итак, представим, что вам позвонил HR и пригласил на собеседование. Что делать дальше?

1. Осознать, что подготовка — ключ к успеху.

Cама подготовка (как процесс) придаст вам уверенности, и это будет чувствоваться на интервью. Также это позволит вам сохранить спокойствие (вы не будете метаться в своей голове в поисках подходящего примера, или экстренно думать, какой бы свой недостаток назвать). Если вы прорабатывали эти вопросы, то спокойно ответите на них, и мысленно поблагодарите себя за предусмотрительность.

2. Продумайте ответы на самые часто задаваемые вопросы.

Здесь нет какого-то универсального правила, какими именно должны быть ответы. Более того, не нужно подгонять ответ под социально приемлемый и стараться его «угадать»! Это путь вникуда. Будьте собой — это самое главное. Помните, что не только компания выбирает вас, но и вы ее.

Теперь подробнее по вопросам.

а. Расскажите о себе.

Это стандартный вопрос, с которого все начинают, поэтому я рекомендую подготовить ответ на 3-5 минут, где вы расскажете свою профессиональную историю: с теми хайлайтами, которые вы сами захотите расставить. Не перечисляйте только сухие факты, расскажите о том, что дала вам каждая роль, какой навык вы прокачали и чего добились. Буквально по 3-4 предложения на каждую позицию (можно чуть больше), но эти предложения должны быть продуманы. Так вы сможете расставить те акценты, которые сработают на вас.

b. Какие ваши сильные и слабые стороны.

Как я успешно прохожу собеседования: 3 главных правила

Первое правило: это действительно должно быть то, что свойственно именно вам.

В сильных сторонах лучше упоминать то, что важно на конкретной роли (например, роль аналитика — сильной стороной можно назвать "аналитическое мышление" или "я круто умею работать с данными"). Не буду приводить много примеров, думаю, логику вы поняли)) Также здесь хорошо подкрепить это примером, или добавить какую-то деталь (например, сказать что "я с детства увлекался математикой").

А в слабых сторонах лучше указывать то, что для конкретной роли менее важно (и вообще не является супер-критичным). Здесь главное показать, что вы это осознаете и работаете над этим. Например «Думаю, областью для развития я могу назвать навык публичных выступлений. На моей текущей роли мне не часто приходится выступать с презентациями, но я осознаю, что в будущем это будет необходимо. Сейчас я хожу на курсы по ораторскому мастерству, чтобы выступление на публике стало для меня более комфортным.»

Недавно я смотрела видео на youtube, там классные примеры были про недостатки ("i have a tendency to rush", "sometimes i find it difficult to ask for help") . В видео эта часть начинается с 5:42. Кстати, обратите внимания на мягкие формулировки ("tendency", "sometimes"), они очень помогают. На русском их тоже можно использовать.

Есть еще одна модификация этого вопроса, которая немного отличается. Звучит так:

Если бы я спросил(-а) ваших коллег о вас, какие ваши достоинства/недостатки они бы отметили?

Кажется что это то же самое, но нет. Подумайте над этим вопросом: как бы вы на него ответили?

c. Вопросы про тренды в вашей области

Очень интересные вопросы, которые вам вряд ли задаст HR, но может спросить нанимающий менеджер.

Например: какие тренды вы наблюдаете в своей профессиональной области?

Или: если бы мы наняли вас как внешнего консультанта, какие 3 рекомендации вы бы нам дали?

Или: какие возможности вы видите сейчас на рынке ___? (иными словами, что мы как компания не делаем или делаем недостаточно).

Если знать, что такие вопросы могут возникнуть, к ним тоже можно подготовиться, например поговорить с другим человеком из этой сферы (ну или как минимум, погуглить).

d. Приведите пример, когда…

Это классические поведенческие вопросы, когда вас просят привести пример проекта/ситуации.

Вот как могут звучать такие вопросы (можете использовать их для подготовки):

- Приведите пример вашего профессионального провала/неудачи;

- Расскажите про ваш успешный проект/достижение, которым вы особенно гордитесь;

- Приведите пример успешного кейса сложного управления заинтересованными сторонами;

- Приведите пример ситуации, когда вам пришлось не согласиться с вашим менеджером/командой;

- Приведите пример профессионального конфликта и как вы его решали;

- Приведите пример стратегического решения, которое вы приняли и которое оказало влияние на бизнес (крутой вопрос, кстати).

Ответ по модели STAR

Как я успешно прохожу собеседования: 3 главных правила

Для ответа на такие вопросы я рекомендую использовать модель STAR:

Situation: Контекст, в котором все происходило.

Task: Задача, которая перед вами стояла.

Action: Действия, которые вы предприняли.

Result: Результат, которого вы достигли.

Это классическая схема, которую стоит держать в голове, чтобы ответ получился структурированным и вы не забыли важные детали. Потому что на таких вопросах очень легко «посыпаться» и не дойти до сути, а вам важно показать, какие конкретно вы предприняли действия и как они повлияли на бизнес.

Также есть альтернативы (например CARL — context, action, results, learnings). Используйте ту модель, которая больше вам понравится.

Как вы наверное знаете, спонтанно ответить на такие вопросы довольно трудно. Поэтому я рекомендую прописать ответы заранее, и использовать эти примеры и кейсы тогда, когда нужно.

Вот здесь Александр Ложечкин подробно рассказывает, как такой подход помог ему пройти собеседование в Амазон. Вообще очень интересная статья, рекомендую!

3. Зайдите на сайт компании и почитайте про них.

Я часто слышу от HR-ов, что кандидаты порой даже не знают, в какую компанию пришли (не могут назвать бренды, которые она производит, или вспомнить какие-то базовые факты). Чтобы избежать этого, я рекомендую перед собеседованием зайти на сайт компании и почитать про них:

- Узнайте, чья это компания, и где у нее head office;

- Какие последние новости/заявления она делала (может быть, они объявили что запускают новые проекты в сфере sustainability (как пример) — это можно упомянуть в интервью);

- Какие у компании ценности? (если это международная компания, обычно на сайте у них есть отдельная вкладка про это)

Чем больше вы будете знать про компанию, тем лучше сможете себя проявить. Заинтересованность покажет вашу мотивацию и осознанность (что вы действительно понимаете, почему хотите работать именно здесь).

Вот как могут звучать вопросы про компанию:

- Почему вы хотите работать в ___?

- Что, на ваш взгляд, отличает нашу компанию от конкурентов?

- Если бы вас попросили описать нашу компанию 3 словами, что бы вы сказали?

Последний вопрос мне действительно недавно задали — хорошо что перед этим я изучила best cases на сайте компании! Это помогло при ответе.

Итог

Прочитав эту статью, у вас могло сложиться впечатление, что подготовка выглядит слишком сложно и занимает много времени. Это не совсем так. Из хороших новостей: часто вопросы на собеседованиях повторяются, а примеры вы можете использовать многократно. Так что прописав (или продумав) ответы один раз, вам не придется делать это постоянно: достаточно будет освежить их в памяти перед интервью.

Желаю вам удачи и уверенности на собеседованиях!

Больше информации на тему карьеры вы сможете найти в моем инстаграме* @careerwithalina.

66
2 комментария

В ближайшем времени будет собеседование и эта статья как нельзя кстати , спасибо вам

1

Комментарий недоступен