«Рынок антропоморфных роботов идёт в никуда»

Журналист Лэнс Уланофф — о том, почему ни одна компания не может создать мощного и действительно похожего на человека робота.

Лэнс Уланофф
Лэнс Уланофф

Представьте «Звёздные войны» без C-3PO. R2-D2 никуда бы не делся, но без своего говорливого друга он стал бы просто милой, но непримечательной коробкой для инструментов.

Робот нужен франшизе не только для повествования, но и затем, что мы не можем представить более развитую цивилизацию без человекоподобных машин.

«Рынок антропоморфных роботов идёт в никуда»

Много лет назад Колин Энгл, генеральный директор компании iRobot, производителя роботов-пылесосов, сказал, что похожих на C-3PO моделей нам не видать до 2050 года. С учётом скорости усовершенствования искусственного интеллекта, микропроцессоров и силовых приводов прогноз показался мне слишком пессимистичным.

Теперь же я думаю, что Колин был весьма великодушен. Откровенно говоря, я вовсе потерял веру в создание автономных, человекообразных роботов после того, как Honda прекратила финансирование проекта ASIMO — одной из самых интересных и многообещающих машин в робототехнике.

На разработку ASIMO компания потратила почти 20 лет, превратив его из неловкого андроида на дистанционном управлении в робота, способного самостоятельно преодолевать лестницы, поднимать бутылку и наливать напиток.

ASIMO так органично переходил с шага на бег, что зрители на презентации были убеждены: внутри робота спрятался человек. К 2014 году ASIMO научился напрямую взаимодействовать с людьми. Тогда я вообразил, будто от создания C-3PO человечество отделяет всего несколько шагов.

Как оказалось, робототехника никогда не была приоритетным направлением для Honda, а на базе ASIMO компания разрабатывала технологии, перекочевавшие затем в автомобили, мотоциклы и грузовики производителя.

Представители Honda не раз подчёркивали, что на ASIMO нет долгосрочных коммерческих планов. Они ни разу не озвучили цену робота, как таковой стратегии развития тоже не было. Улучшения появлялись рывками, с перерывом в несколько лет.

Сокращение финансирования и ликвидация программы ASIMO удручают, но действия Honda были вполне предсказуемы. В конце концов, практически все компании, которым удалось построить мощного и похожего на человека робота, бросили эту затею.

Примерно в то же время, когда я впервые увидел ASIMO, Sony показала мне робота QRIO, ставшего следующим шагом компании в области развлекательных роботов; первым был робопёс AIBO. Андроид от Sony был гораздо меньше ASIMO, но не уступал ему в функциональности.

Он реагировал на прикосновения, двигался и танцевал прямо как цифровой Джон Траволта. Компания даже назначила цену в $78 тысяч. Почему так дорого? Мне кажется, эта сумма отражает затраты Sony на создание нескольких рабочих моделей.

А поскольку компания уже несколько лет продавала робособаку за $2000, я представил, как на рынке появится и антропоморфный робот, скажем, за $4000.

Впрочем, через пару лет проект AIBO свернули, а о QRIO и вовсе забыли. Однако не так давно робопёс вновь появился в продаже — в новом дизайне, но по той же цене. Честно говоря, я, как и прежде, не сильно верю в его потенциал. В США устройство пока не продаётся, и похоже, дело до этого не дойдёт.

Автоконцерн Toyota тоже занимается созданием человекоподобных роботов, ориентированных на помощь пожилым людям. Самый известный робот компании — Toyota Partner Robot. Он умеет ходить и играть на трубе. Без шуток, он не один год играл на одной и той же трубе.

Другое творение Toyota — T-HR3, потрясающая машина, по плавности движений не уступающая мастеру тайцзицюань. К сожалению, T-HR3 полностью управляется человеком. Как и ASIMO, роботы Toyota служат своеобразной испытательной площадкой для проектирования более качественных сервоприводов, которыми впоследствии оборудуют другие продукты автоконцерна.

Компания Boston Dynamics занимается развитием Atlas, пожалуй, самого мощного антропоморфного робота на сегодня. Не самый привлекательный внешний вид он с лихвой компенсирует быстротой и ловкостью: Atlas умеет бегать, прыгать и делать сальто. Но, думаю, в домах американцев он не появится ни в скором, ни в далёком будущем, поскольку большая часть разработок фирмы приходится на военные заказы.

Робот Pepper от Softbank — яркое, подвижное и отзывчивое создание. Если не брать в расчёт обновления программного обеспечения, он не сильно изменился за долгое время. Компания намерена запустить Pepper в продажу, сделав из него робота-консьержа.

И наконец, Sophia, несколько отталкивающий человекоподобный робот от Hansen Robotics.

Sophia, по-моему, просто-напросто аниматроник, которого принарядили, чтобы пустить пыль в глаза. Её речевые возможности сильно ограничены, кроме того, она почти неподвижна. Сценаристы сериала «Кремниевая долина» представили куда более забавную версию робота, а во избежание исков назвали её Fiona.

Рынок антропоморфных роботов идёт в никуда. Компании не хотят вкладывать деньги в создание будущего C-3PO, не исключено, что и покупателям такие устройства неинтересны.

Может они и правы, кто знает, ведь лучше всего роботы показывают себя, будучи частью большей технологии или справляясь с узкоспециальными задачами. Робот-пылесос Roomba прекрасно чистит ковры. Грузовой модуль Dragon, разработанный SpaceX, выглядит и работает как любой другой космический корабль, но в него встроены функции самонаведения.

Беспилотные автомобили, как правило, не отличишь от обычных, однако они способны самостоятельно оценивать ситуацию на дороге. Станет ли путешествие на беспилотнике лучше, если в пассажирском кресле будет сидеть C-3PO? Не думаю, хотя было бы интересно понаблюдать.

Тем не менее писатели-фантасты не спешат отказываться от «умных» роботов-помощников вроде тех, что показывают в сериале «Затерянные в космосе». В реальном мире восстание машин вряд ли начнёт армия антропоморфных роботов. Будущий R2-D2, видимо, примет всю работу на себя.

44
26 комментариев

Главная проблема антропоморфности — зачем? Зачем создавать робота, который будет готовить, как человек, если эффективнее сделать умную духовку, потом интегрировать ее с умным холодильником через "физические апи". Никто же не делает робота, который будет управлять машиной, или самолетом, тк проще саму машину или самолет сделать сразу роботом.

4
Ответить

секас же

3
Ответить

Робот водитель профитнее для потребителя, чем беспилотное авто.
Только он:
а) сложнее в реализации
б) не выгоден для автопроизводителей (которые, собственно, занимают жирный кусок от числа компаний, занимающихся разработками беспилотников).

1
Ответить

| сделать умную духовку, потом интегрировать ее с умным холодильником

Робот и есть тот "интегратор", который возьмёт из холодильника кастрюлю вчерашнего борща и поставит на плиту разогреваться.

2
Ответить

Робот-компаньон для одиноких людей - вполне себе полезная вещь. В вынужденной изоляции иной раз и Алису послушать приятно!

Ответить
Комментарий удалён модератором

Очень просто -- мы живем в мире, сделанном для людей, и именно антропоморфный робот смог бы стать в нём незаменимым помощником, при этом не шокируя окружающих.

Представьте, что у вас есть робослуга. Он моет полы и посуду, стирает одежду и прибирает в комнате, ходит в магазин и готовит еду. Чтобы все это делать, ему просто придётся быть похожим на человека.

Ответить