OZON.ru
18 999

«Когда зовут работать в Ozon, люди думают, что придётся патчить 1С»

Ozon.ru трансформируется из онлайн-ритейлера в технологическую компанию.

Поделиться

В избранное

В избранном

В 2018 году в Ozon.ru началась трансформация. На работу взяли около 150 разработчиков из азиатского интернет-ритейлера Lazada, московский офис которого закрыл холдинг Alibaba Group Holding. В топ-менеджмент пришли бывший вице-президент Lazada Евгений Ширинкин и Анатолий Орлов, который до 2015 года больше десяти лет руководил разработкой поиска в «Яндексе». Ширинкин руководит в Ozon направлением пользовательского опыта, а Орлов занял должность технического директора.

Слева направо: Евгений Ширинкин, Евгений Чистяков, Анатолий Орлов

До недавнего времени разработкой в компании занимались всего 150 человек. За месяц с небольшим Ozon нанял ещё 232 разработчика, в планах — ещё 200. Интернет-ритейлер с 20-летней историей готовится стать крупной технологической компанией и стать крупнейшим маркетплейсом в России.

Около 500

человек работают в отделе технологий Ozon

Ozon сегодня

«С точки зрения технологий тут был каменный век. Сейчас наступил бронзовый, но 21-й наступит скоро», — уверяет новый технический директор компании Анатолий Орлов. По его словам, технологически Ozon был устроен как банк: вертикальное масштабирование, много кода написано внутри хранимых процедур MSSQL. Но ситуация быстро меняется.

Сейчас сайт Ozon.ru из монолита переделывается в систему, состоящую из микросервисов. Чтобы каждый микросервис можно было поправить и развернуть независимо от другого. Для этого разработчики используют фреймворк Kubernetes и Docker — ПО, которое автоматически разворачивает микросервисы в частном облаке. В качестве языков программирования выбраны Go и .net Core, которая обладает способностью работать на Linux. В качестве протокола обмена данных выбран протокол gRPC, с помощью которого микросервисы на разных языках могут прозрачно вызывать друг друга.

За время своего существования Ozon удалось создать одну из лучших логистических систем в России. Склады Ozon входят в число крупнейших в Европе. Около 40 миллионов жителей России могут получить заказ в течение суток.

Новые телевизоры, которые нужны для отображения аналитики. Если что-то пойдет не так, система звонит дежурному разработчику

Технологии в будущем

В своей технологической трансформации компания наметила несколько направлений. Работа по некоторым уже ведётся, другие запустят в ближайшем будущем.

Поиск

Одно из основных направлений, которое меняют в Ozon. Пользователь не сможет купить товар, если не найдёт его на сайте. Из-за того, что Ozon создавался как книжный интернет-магазин, старый поиск вёл себя соответственно. Когда пользователь искал на сайте курицу, в результатах были книжки о приготовлении курицы. Первое правило старого Ozon: на любой запрос есть книжка.

Новый поиск уже переводят на технологическую платформу с машинным обучением. Он будет персонализированным: научится учитывать поведение покупателя в поиске и выдавать результаты на основе покупок. Кроме того, разработчики научат поиск предсказывать категории по запросам.

Мобильное приложение

В нынешнем приложении Ozon для отмены заказа, уточнения статуса, редактирования метода оплаты клиентам нужно звонить в колл-центр и решать все эти вопросы с оператором. Возможность оставить заявку на возврат товара появилась в мобильном приложении недавно.

Ozon Robotics

Новое направление, которое отвечает за роботизацию, автоматизацию и всё, что связано с почтовыми отправлениями. Ozon стремится к тому, чтобы все посылки проходили сквозь инфраструктуру компании моментально. Процедуру делают прозрачной с возможностью отследить любой объект. И всё это должно в будущем происходить без участия людей — с помощью роботов.

На складе Ozon уже работает автоупаковщик. Он собирает несколько товаров и автоматически оборачивает их в коробку. Процесс начинается с воронки, в которую помещают товары от разных поставщиков. Автоупаковщик раскладывает всё по конвейеру, на каждый товар помещает RFID-метку. Всё это проезжает через RFID-ворота, затем разъезжается по складу. На выезде со склада тоже стоят ворота, которые считывают метки. Ozon всегда знает, где находится товар.

Перемещаться по складу товары тоже будут с помощью роботов-погрузчиков. Они заменят десятки людей, которые всё делают руками. Не для сокращения расходов на людей, а для сведения человеческих ошибок к минимуму.

«Умный» дом

Ozon хочет дружить с пользователями и ориентируется в этом на стратегию Google и Amazon, которые разрабатывают «умные» замки, камеры и домофоны. В отличие от гаджетов ИТ-гигантов, которые несовместимы с технологиями из чужой инфраструктуры, свои разработки Ozon планирует сделать более открытыми.

«Умные» технологии помогут решить одну из проблем клиентов — необходимость ждать курьера с 10 до 12 часов или забирать посылку в пункте выдачи. В будущем клиент сможет удаленно открыть дверной замок, чтобы курьер оставил посылку внутри, даже когда никого нет дома. У сотрудников доставки будут профили с рейтингом и отзывами.

Офис

Новый офис Ozon занимает пять этажей в «Башне на набережной» в «Москва-Сити». Здесь же находится офис Ozon.travel — онлайн-сервиса по продаже авиа и ЖД-билетов, который является частью Ozon.ru. На каждом этаже — кухни, где для сотрудников есть чай, кофе, молоко, мюсли и фрукты в неограниченном количестве. График работы гибкий.

Чтобы офис нравился сотрудникам, HR-команда вовлекает коллег в изменение дизайна интерьера. В старом офисе люди уже не помещались, поэтому переезд был быстрым. Из-за этого Ozon не успел изменить помещения в «Сити» после предыдущих арендаторов.

В одну из пятниц в Ozon прошел музыкальный конкурс

По пятницам в компании устраивают вечеринки, конкурсы и мастер-классы, на которых сотрудники делятся опытом. Есть беговой клуб, занятия йогой, скидки в фитнес-клуб, расширенная страховка с клиниками, которые находятся в «Москва-Сити». Осенью в офисе будет работать врач-терапевт и массажист.

В Ozon есть система внутреннего обучения по soft skills: ведению переговоров, лидерским качествам. Есть внешнее обучение по hard skills. Для изучения английского языка компания организовала школу с тремя преподавателями. Если кому-то из сотрудников нужна специальная литература, компания её покупает.

Почему надо приходить работать в Ozon

Отвечает технический директор Анатолий Орлов.

В США Amazon стал самым большим ритейлером не только в онлайне. У нас это происходит с задержкой в пять лет, и у этого рынка большие перспективы в России. Сейчас, когда разработчиков зовут работать в интернет-магазин, они думают, что придется патчить 1C, хотя это давно не так. Сейчас в Ozon параллельно создаётся много систем, которые опережают рынок.

У человека, который сюда приходит, есть шанс сделать что-то крутое, чего никогда не было. Поработать над технологиями, которые меняют мир. У разработчиков всё есть: в пятницу бокал вина и задачи, которые интересно решать, даже если ты не программист, каждый день. Мы живем в удивительное время: можно написать программу, которая читает один текстовый файл, и пишет другой, но результатом этой обработки будет уменьшение «пробега» тысяч работников склада на несколько километров в день. Есть огромное количество других вещей, которые нуждаются в оптимизации. И у компании появилась возможность нанять людей, чтобы всё это сделать.

Конкуренция в российском онлайн-ритейле сейчас как в анекдоте: «Сидит мужик на рельсах, подходит второй и говорит: “подвинься”». Мы не конкурируем с «Яндекс.Маркетом» или AliExpress, мы конкурируем сами с собой. Например, летом нам пришлось отключить маркетинг на несколько дней из-за того, склад перестал справляться со сборкой заказов. При всём желании в этом не получится обвинить наших конкурентов.

Посмотреть вакансии
{ "author_name": "OZON.ru ", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 151, "likes": 58, "favorites": 34, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "42987", "is_wide": "1" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]