Плюсы и минусы русскоязычного Google Assistant на примере m-commerce приложения «Петрович»

Разбор возможностей нового голосового помощника.

Плюсы и минусы русскоязычного Google Assistant на примере m-commerce приложения «Петрович»

В конце июля в московском офисе Google прошёл закрытый хакатон, приуроченный к запуску Assistant на русском языке. Мы (Heads and Hands) в качестве партнёров присутствовали на мероприятии и одни из первых смогли применить его возможности на проекте «Петрович». Было интересно, как голосовой помощник справится с ассортиментом в более 17 тысяч строительных товаров в 22 каталогах.

Плюсы и минусы русскоязычного Google Assistant на примере m-commerce приложения «Петрович»

Мы решили выполнить через голосовой интерфейс основные функции приложения, такие как: «сделать заказ», «оформить заказ», «узнать статус заказа», «поиск ближайшего магазина» и «строительный калькулятор».

«Окей, Google! Хочу поговорить с Петровичем!» — с такой фразы начинается взаимодействие с сервисом
«Окей, Google! Хочу поговорить с Петровичем!» — с такой фразы начинается взаимодействие с сервисом

Сделать заказ

Прежде чем сделать заказ, нужно найти интересующий товар. Здесь мы столкнулись с первыми сложностями. Если мы точно знаем, что ищем, например «Евроцемент М500», то такой простой и конкретный товар найдётся быстро. Как только мы начинаем делать обобщённые запросы, например, «нужен цемент», Google Assistant начинает задавать дополнительные вопросы, которые должен предусмотреть разработчик.

Если эти вопросы и сценарии не были проработаны, то голосовой помощник заходит в тупик и выдаёт множественные результаты поиска в графическом интерфейсе (так называемая «Карусель»), что уже выбивается из общей концепции и не так удобно.

Проработать все сценарии для всех категорий и подкатегорий товаров (особенно когда в ассортименте более 17 тысяч наименований) — это трудоёмкий и дорогостоящий процесс, не всегда оправданный с финансовой точки зрения. Также есть категории товаров, которые нужно видеть перед покупкой. Например, отделочные материалы: обои или плитка. В этом случае полностью заменить графический интерфейс в пользу голосового помощника невозможно.

Оформить заказ

А вот оформить заказ через голосовой интерфейс оказалось значительно удобнее и естественнее, чем через графический. Мы проработали сценарий быстрого оформления без регистрации. Голосом диктуем свои данные: имя, фамилию, адрес доставки и контактный телефон. Google Assistant быстро отрабатывает такие запросы и переводит заказ в следующий статус, где уже оператор финально подтверждает его.

Узнать статус заказа

С помощью голосового помощника узнать статус заказа просто: вызываем приложение и спрашиваем: «Окей, Google! Что с моим заказом номер ТСЭ00368304 в "Петровиче"?». Получаем ответ: «Ваш заказ в пути». Это намного быстрее, чем заходить в личный кабинет через графический интерфейс приложения или сайта.

Поиск ближайшего магазина

Для реализации поиска ближайшего магазина мы написали специальные действия по геолокации. Проработали сценарии со временем работы отдельных магазинов, в которых по запросу «Где ближайший "Петрович"?» голосовой помощник отвечает: «"Петрович" на Энгельса, 157. Открыт до 21:00. От вас ехать 20 минут. Проложить маршрут?».

В ситуации, когда вам срочно нужно в строительный магазин за пачкой недостающего цемента, такой подход оказался удобнее и быстрее привычного поиска через графические интерфейсы приложения или сайта.

Плюсы и минусы русскоязычного Google Assistant на примере m-commerce приложения «Петрович»

Строительный калькулятор

Удобной и полезной фишкой стал строительный калькулятор на основе голосового интерфейса. С его помощью можно посчитать, сколько коробок или штук того или иного материала (например, ламината) вам нужно, чтобы хватило на ремонт. Эта функция значительно упрощает и ускоряет все расчёты.

Например, площадь комнаты 25 м², в одной пачке ламината 2,2 м², и вам нужно посчитать, сколько купить пачек. Голосом спрашиваете у помощника: «Сколько нужно пачек ламината для комнаты в 25 м²», и Google Assistant вам ответит: «12 штук». Ничего вводить на экране не нужно. Всё происходит естественно, как спросить у живого человека, который хорошо дружит с математикой.

***

В большинстве сценариев Google Assistant действительно значительно упрощает взаимодействие с m-commerce приложениями и делает их намного удобнее и эффективнее.

Голосовой помощник также незаменим в ситуациях, когда вы не можете взаимодействовать с приложениями через графический интерфейс. Например, когда вы за рулём, на беговой тренировке или когда делаете ремонт в своей квартире, а ваши руки сильно заняты.

Также сама технология голосового помощника на русском языке за счёт своей новизны (первое время после выхода на рынок) будет пользоваться повышенным спросом и привлекать внимание потребителей и потенциальных клиентов.

Главные плюсы для m-commerce приложений

Оформлять и следить за статусом заказа через голосовые интерфейсы нового Google Assistant удобнее привычных способов. А такие дополнительные проработанные функции, как «Поиск ближайшего магазина» или «Калькулятор», добавляют новой ценности для потребителя и являются удобными инструментами для решения рутинных задач.

Главные минусы для m-commerce приложений

Полностью заменить графический интерфейс голосовым помощником не всегда получится. Речь о случаях, когда вы продаёте сложные неоднозначные товары или услуги или ваш товар покупают, опираясь на его внешний вид (например, элементы декора в интерьере). Однако тут голосовой помощник может выступать в качестве консультанта и помочь с выбором или рассказать о товаре или услуге.

С помощью голосового помощника гораздо удобнее работать с более простыми категориями товаров. Например, заказать суши или пиццу проще голосом, чем вручную. А ещё можно легко подобрать подарок бабушке на день рождения.

А ещё голосом удобно повторять заказы или продлевать подписки: «Окей, Google! Закажи мне пиццу как обычно!»
А ещё голосом удобно повторять заказы или продлевать подписки: «Окей, Google! Закажи мне пиццу как обычно!»

Перспективы

В этой статье мы наглядно разобрали лишь некоторые возможности Google Assistant на базе приложения «Петрович». Сценариев взаимодействия с m-commerce проектами через голосового помощника может быть огромное множество, и большинство из них будут действительно полезными, а порой просто незаменимыми.

Плюсы и минусы русскоязычного Google Assistant на примере m-commerce приложения «Петрович»

«За голосовыми интерфейсами будущее. Мне кажется, они плотно войдут в нашу жизнь, как в своё время вошли смартфоны. И сделают её значительно проще и удобнее», — комментирует запуск Google Assistant в России Илхом Назаров, руководитель проектов Heads and Hands.

4141
16 комментариев

У Петровича и так есть отличный голосовой помощник – называется кол-центр, где если что могут и на вопросы о продуктах ответить.
Хотя тот факт что Google начал тюнить словари под заказчика – это круто.

4
Ответить

С помощью голосового помощника узнать статус заказа просто: спрашиваем: «Окей, Google! Что с моим заказом номер ТСЭ00368304Ах как просто. Номер заказа, наверное, предварительно переписываем на бумажку?

Получаем ответ: «Ваш заказ в пути»И с этого места уже звоним в колл-центр, потому что номер водителя требуется ...

16
Ответить

"За голосовыми интерфейсами будущее."
Ага, эту фразу повторяют как мантру уже более 20 лет, а воз только недавно немного поехал скрипя колесами, как Siri появилась. Пока, правда, толку от нее примерно в районе ноля. Может лет через 10 что-то толковое и получится, не раньше.

Чтобы хоть немного приблизиться, нужно хотя бы поисковый движок научить понимать человеческие запросы, типа:
дрель акумуляторная 18 вольт
хорошая дрель на батарейках
бошевская дрель на 12 вольт

А уже потом можно пробовать и голосовой поиск.

5
Ответить

Гугл спокойно справляется с приведенными запросами.

Ответить

Оно будет работать, когда общение будет происходить, как с обычным человеком, а не машиной: "так хуе-мое, пожрать надо закажи че-нить!"

Ответить

по работе довольно часто приходится взаимодействовать и с ними, и с их конкурентами (оби, материк, леруа мерлен) - если честно, весь петрович, от и до, это пример стандарта четкой работы на всех стадиях, от и до. притом что у мерлена куда больше фин возможностей и опыта работы, в том числе на разных рынках в разных странах, они даже рядом не стоят с этой компанией. начиная от электронных очередей, единого ЛК в аппсе и на сайте, сканирования доков на въезде и выезде, заканчивая показами релейтед на сайте и рекламными трекерами юзеров в сетях. в строительном бизнесе это примерно как сбербанк или тиньков против юникредита.

4
Ответить

Денис, верно, Петрович _работает_, пока остальные что-то мутят с маркетингом, концепцией, скидками в 35% при наценке в 3 раза .. и конечно "Извините, в данный момент указанного товара нет в наличии, когда придет не знаем, заказать не можем, зачем все это - непонятно .. Ой, я что, последнее тоже вслух сказала?"

1
Ответить