{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Плюсы и минусы русскоязычного Google Assistant на примере m-commerce приложения «Петрович»

Разбор возможностей нового голосового помощника.

В конце июля в московском офисе Google прошёл закрытый хакатон, приуроченный к запуску Assistant на русском языке. Мы (Heads and Hands) в качестве партнёров присутствовали на мероприятии и одни из первых смогли применить его возможности на проекте «Петрович». Было интересно, как голосовой помощник справится с ассортиментом в более 17 тысяч строительных товаров в 22 каталогах.

Мы решили выполнить через голосовой интерфейс основные функции приложения, такие как: «сделать заказ», «оформить заказ», «узнать статус заказа», «поиск ближайшего магазина» и «строительный калькулятор».

«Окей, Google! Хочу поговорить с Петровичем!» — с такой фразы начинается взаимодействие с сервисом

Сделать заказ

Прежде чем сделать заказ, нужно найти интересующий товар. Здесь мы столкнулись с первыми сложностями. Если мы точно знаем, что ищем, например «Евроцемент М500», то такой простой и конкретный товар найдётся быстро. Как только мы начинаем делать обобщённые запросы, например, «нужен цемент», Google Assistant начинает задавать дополнительные вопросы, которые должен предусмотреть разработчик.

Если эти вопросы и сценарии не были проработаны, то голосовой помощник заходит в тупик и выдаёт множественные результаты поиска в графическом интерфейсе (так называемая «Карусель»), что уже выбивается из общей концепции и не так удобно.

Проработать все сценарии для всех категорий и подкатегорий товаров (особенно когда в ассортименте более 17 тысяч наименований) — это трудоёмкий и дорогостоящий процесс, не всегда оправданный с финансовой точки зрения. Также есть категории товаров, которые нужно видеть перед покупкой. Например, отделочные материалы: обои или плитка. В этом случае полностью заменить графический интерфейс в пользу голосового помощника невозможно.

Оформить заказ

А вот оформить заказ через голосовой интерфейс оказалось значительно удобнее и естественнее, чем через графический. Мы проработали сценарий быстрого оформления без регистрации. Голосом диктуем свои данные: имя, фамилию, адрес доставки и контактный телефон. Google Assistant быстро отрабатывает такие запросы и переводит заказ в следующий статус, где уже оператор финально подтверждает его.

Узнать статус заказа

С помощью голосового помощника узнать статус заказа просто: вызываем приложение и спрашиваем: «Окей, Google! Что с моим заказом номер ТСЭ00368304 в "Петровиче"?». Получаем ответ: «Ваш заказ в пути». Это намного быстрее, чем заходить в личный кабинет через графический интерфейс приложения или сайта.

Поиск ближайшего магазина

Для реализации поиска ближайшего магазина мы написали специальные действия по геолокации. Проработали сценарии со временем работы отдельных магазинов, в которых по запросу «Где ближайший "Петрович"?» голосовой помощник отвечает: «"Петрович" на Энгельса, 157. Открыт до 21:00. От вас ехать 20 минут. Проложить маршрут?».

В ситуации, когда вам срочно нужно в строительный магазин за пачкой недостающего цемента, такой подход оказался удобнее и быстрее привычного поиска через графические интерфейсы приложения или сайта.

Строительный калькулятор

Удобной и полезной фишкой стал строительный калькулятор на основе голосового интерфейса. С его помощью можно посчитать, сколько коробок или штук того или иного материала (например, ламината) вам нужно, чтобы хватило на ремонт. Эта функция значительно упрощает и ускоряет все расчёты.

Например, площадь комнаты 25 м², в одной пачке ламината 2,2 м², и вам нужно посчитать, сколько купить пачек. Голосом спрашиваете у помощника: «Сколько нужно пачек ламината для комнаты в 25 м²», и Google Assistant вам ответит: «12 штук». Ничего вводить на экране не нужно. Всё происходит естественно, как спросить у живого человека, который хорошо дружит с математикой.

***

В большинстве сценариев Google Assistant действительно значительно упрощает взаимодействие с m-commerce приложениями и делает их намного удобнее и эффективнее.

Голосовой помощник также незаменим в ситуациях, когда вы не можете взаимодействовать с приложениями через графический интерфейс. Например, когда вы за рулём, на беговой тренировке или когда делаете ремонт в своей квартире, а ваши руки сильно заняты.

Также сама технология голосового помощника на русском языке за счёт своей новизны (первое время после выхода на рынок) будет пользоваться повышенным спросом и привлекать внимание потребителей и потенциальных клиентов.

Главные плюсы для m-commerce приложений

Оформлять и следить за статусом заказа через голосовые интерфейсы нового Google Assistant удобнее привычных способов. А такие дополнительные проработанные функции, как «Поиск ближайшего магазина» или «Калькулятор», добавляют новой ценности для потребителя и являются удобными инструментами для решения рутинных задач.

Главные минусы для m-commerce приложений

Полностью заменить графический интерфейс голосовым помощником не всегда получится. Речь о случаях, когда вы продаёте сложные неоднозначные товары или услуги или ваш товар покупают, опираясь на его внешний вид (например, элементы декора в интерьере). Однако тут голосовой помощник может выступать в качестве консультанта и помочь с выбором или рассказать о товаре или услуге.

С помощью голосового помощника гораздо удобнее работать с более простыми категориями товаров. Например, заказать суши или пиццу проще голосом, чем вручную. А ещё можно легко подобрать подарок бабушке на день рождения.

А ещё голосом удобно повторять заказы или продлевать подписки: «Окей, Google! Закажи мне пиццу как обычно!»

Перспективы

В этой статье мы наглядно разобрали лишь некоторые возможности Google Assistant на базе приложения «Петрович». Сценариев взаимодействия с m-commerce проектами через голосового помощника может быть огромное множество, и большинство из них будут действительно полезными, а порой просто незаменимыми.

«За голосовыми интерфейсами будущее. Мне кажется, они плотно войдут в нашу жизнь, как в своё время вошли смартфоны. И сделают её значительно проще и удобнее», — комментирует запуск Google Assistant в России Илхом Назаров, руководитель проектов Heads and Hands.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Constantine Firun

У Петровича и так есть отличный голосовой помощник – называется кол-центр, где если что могут и на вопросы о продуктах ответить.
Хотя тот факт что Google начал тюнить словари под заказчика – это круто.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
С помощью голосового помощника узнать статус заказа просто:
спрашиваем: «Окей, Google! Что с моим заказом номер ТСЭ00368304

Ах как просто. Номер заказа, наверное, предварительно переписываем на бумажку?

Получаем ответ: «Ваш заказ в пути»

И с этого места уже звоним в колл-центр, потому что номер водителя требуется ...

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

"За голосовыми интерфейсами будущее."
Ага, эту фразу повторяют как мантру уже более 20 лет, а воз только недавно немного поехал скрипя колесами, как Siri появилась. Пока, правда, толку от нее примерно в районе ноля. Может лет через 10 что-то толковое и получится, не раньше.

Чтобы хоть немного приблизиться, нужно хотя бы поисковый движок научить понимать человеческие запросы, типа:
дрель акумуляторная 18 вольт
хорошая дрель на батарейках
бошевская дрель на 12 вольт

А уже потом можно пробовать и голосовой поиск.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Гугл спокойно справляется с приведенными запросами.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Гугл, может, и справляется, а Петрович, да и другие e-commerce пока очень далеки от понимания поисковых фраз на таком уровне. Да что там, для многих из них даже 18v != 18 вольт.

Ответить
Развернуть ветку
Unreal Person

Оно будет работать, когда общение будет происходить, как с обычным человеком, а не машиной: "так хуе-мое, пожрать надо закажи че-нить!"

Ответить
Развернуть ветку
Денис Колокольцев

по работе довольно часто приходится взаимодействовать и с ними, и с их конкурентами (оби, материк, леруа мерлен) - если честно, весь петрович, от и до, это пример стандарта четкой работы на всех стадиях, от и до. притом что у мерлена куда больше фин возможностей и опыта работы, в том числе на разных рынках в разных странах, они даже рядом не стоят с этой компанией. начиная от электронных очередей, единого ЛК в аппсе и на сайте, сканирования доков на въезде и выезде, заканчивая показами релейтед на сайте и рекламными трекерами юзеров в сетях. в строительном бизнесе это примерно как сбербанк или тиньков против юникредита.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Денис, верно, Петрович _работает_, пока остальные что-то мутят с маркетингом, концепцией, скидками в 35% при наценке в 3 раза .. и конечно "Извините, в данный момент указанного товара нет в наличии, когда придет не знаем, заказать не можем, зачем все это - непонятно .. Ой, я что, последнее тоже вслух сказала?"

Ответить
Развернуть ветку
Денис Колокольцев

из последнего - покупка бочки в леруа мерлен. на остатке в нужном магазине 2 штуки, в другом магазине сети - 50 шт. заказ через интернет возможен с получением в любом месте. збс, думаю, они сделают перемещение значит, ну потому что понятно же, что 1 шт. на остатке = 0. просрали, помяли, и тд. оформляю заказ, деньги СНАЧАЛА списываются с карты, потом звонит менеджер и говорит вы знаете, деньги мы вам вернем, на остатке одна штука и найти ее в отделе продавец не может. я говорю ок, поменяйте в заказе магазин тогда, я в другом заберу. "нет, в другом невозможно, у них свой отдельный интернет магазин, хотя сайт у нас общий, перезаказывайте, мы возвращаем деньги". ок, думаю, поеду я в тот магазин, куплю в старом добрым оффлайне. приезжаю, бочек нет. у вас, говорю, 50 штук на сайте на остатке, готовые к заказу. да, они по складу есть, но мы их не оформили в торговый зал, приезжайте завтра. ААААА!!!111

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Колокольцев

просто иногда задумываешься, большая компания, хорошие ресурсы, задачи, которые непосредственно генерируют прибыль. как же можно так лажать)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lyakhovich

Ну если Гугл ассистент сможет понимать великий могучий так же как и Яндекс навигатор акценты стран СНГ то вот это будет разговор

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
Сколько нужно пачек ламината для комнаты в 25 м²

Строительный калькулятор - штука полезная, но здесь бы я не смог довериться "голосовому помощнику". Во первых, комнаты редко бывают идеально квадратные или прямоугольные, идеально 5 на 5 метров. Во-вторых, как-то не помню на пачке ламината указание площади .. там размеры досок и их количество. Может, стали добавлять? Но если и так, это почему-то не помогало .. не помню почему.
В-третьих, помню отлично что _прикинув_ площадь комнаты, состоящей из нескольких прямоугольников разного размера, действительно получали значение приблизительно значение в кв.м. - которое делили на площадь _1 доски_. получали кол-во досок - и кол-во пачек, к которым добавляли страховочную +1 пачку, если получалось "в обрез".

Тоже самое было с обоями, с краской, со всем другими материалами, для которых надо делать расчеты. На выходе либо Ваш калькулятор будет добавлять 10% "на всякий случай), либо клиент будет добавлять 10% на всякий случай - и в итоге либо недобор материала, либо перебор 20% ... замучаешься все это программировать и доносить до клиента при расчетах, еще и в голосовом интерфейсе.

А так конечно может за этим будущее - в Андроидах некоторых есть лазерный дальномер - можно считать площадь комнаты почти автоматом (вплоть до построения схемы помещения)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Matveev

С помощью голосового помощника узнать статус заказа просто: вызываем приложение и спрашиваем: «Окей, Google! Что с моим заказом номер тэсээнольнольтришестьвосемьтринольчетыре в "Петровиче"?».

вообще легко, я так каждый день делаю.

Номер заказа видимо любой пользователь помнит, а не видит в приложении, внутри которого текущий статус заказа видимо не показывается

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Shubenok
«Окей, Google! Что с моим заказом номер ТСЭ00368304 в "Петровиче"?»

Я бы сделал это примерно так: обзывал бы заказы в зависимости от их состава. Если заказали туалет, называть заказ "туалет". Если таких заказов много, обзывать "туалет55". Можно добавить цвет или бренд - «Окей, Google! Что с моим заказом номер "Туалет Бош 33" в "Петровиче"?».

Если в заказе дофига позиций, можно называть их животными - красный слон, например. Это все запомнят.

Если заказываете что-то для ремонта тещиного дома, называть заказы "змея34".

Короче есть куда думать.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Колупаев

Извините, "змея34" уже занято, можно использовать "змея 940621852"

Ответить
Развернуть ветку
Константин Куликов

На самом деле, в Google Assistant можно реализовать авторизацию через OAuth. Эта фраза превратится в "Окей, Google! Скажи статус моего заказа в Петровиче?"

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда