В мире чат-ботов: тренды, которые нельзя упустить

Казалось, совсем недавно Telegram, ФБ*, Инста* и WhatsApp анонсировали запуск платформ для создания ботов, как произошла революция в онлайн-общении. Чаты из простых диалогов превратились в рабочую среду. Стало ясно: переписка с ботом может быть такой же полезной и полноценной, как с человеком.

С помощью бота можно решать задачи прямо в чате. Не нужно переключаться на другие устройства (компьютер, ноутбук, планшет) или на другие ресурсы (веб-сайт, приложение, сервер).

По данным Google, начиная с 2015 года поисковые запросы «chatbot» непрерывно растут.

В мире чат-ботов: тренды, которые нельзя упустить

Примечательно, что в течение 2-лет после анонса количество запросов резко увеличивается. В этом случае, если учесть анонс Инсты* в 2021 году, до 2023-2024 гг. ожидается очередной скачок.

Рост интереса к ботам обусловлен также тем, что мессенджеры постоянно обновляют платформы и расширяют функционал. К тому же бот-платформа может приносить доход и повышает ценность самого сервиса, который бесплатен.

Если на заре появления чат-боты ограничивались диалогами, то сегодня их возможности сопоставимы с сайтами и приложениями. Можно реализовать практически любые сценарии, поэтому боты популярны во многих сферах жизни и бизнеса. Вот несколько примеров:

  • продажа товаров и услуг, подписки, донаты и чаевые;
  • управление сообществами и группами;
  • общение с клиентами, получение обратной связи, проведение опросов и сбор заявок;
  • интеграция со сторонними ресурсами и базами данных;
  • кастомизация оффера под клиента на основе его данных, страницы социальной сети, геолокации;
  • автоматизация бизнес-процессов;
  • игры, задачи, развлекательный контент.

Еще одна причина популярности — низкий порог входа. В отличие от сайтов и приложений, создание ботов занимает меньше времени, дешевле и возможно без навыков программирования.

Люди все чаще тестируют гипотезы и запускают MVP в формате ботов

Взять к примеру раздел «Трибуна» на VC. ru. В апреле этого года было опубликовано около 50 проектов, из которых 11 чат-ботов, 22 сайта и 9 приложений. Несколько SaaS, виджетов, браузерных расширений.

В 2022 году** на «Трибуне» опубликовано 168 материалов про чат-ботов,

  • за 2021 год — 397,
  • за 2020 год — 327,
  • за 2019 год — 192,
  • за 2018 год — 56.

Общий контент VC.ru также отражает тенденцию. Если в 2018 году материалов, так или иначе связанных с чат-ботами, было 1688, то в 2019 году — 2968, в 2020 году — 5490, в 2021 году — 7665, в 2022 году** — уже 4448.

Полагаем, что в этом году их количество превысит 10 тысяч.

В мире чат-ботов: тренды, которые нельзя упустить

Исходя из концепции инноваций Э. Роджерса, каждый тренд проходит через 5 типов потребителей (пользователей): новаторы, ранние последователи, раннее большинство, позднее большинство и консерваторы. Следовательно, каждая новая технология (или продукт), прежде чем стать массовой, должна последовательно пройти по этим группам.

По нашему мнению, тренд чат-ботов прошел этапы новаторов и ранних последователей, теперь переходит к раннему большинству. И вот почему:

  • Само понятие ботов вошло в обиход, и редким людям нужно объяснять, что это такое.
  • Создается много ботов, стартапы и компании тестируют идеи в мессенджерах.
  • Растет User Lifetime мессенджеров. Телеграмм, ФБ*, Инста* и WhatsApp остаются в топе скачиваемых и используемых приложений.
  • Увеличивается функционал ботов.
  • Крупные компании создают своих официальных ботов.
  • Все больше денег на рынке ботов. Business Insider прогнозирует рост объема платежей через чат-ботов до 142 млрд долларов к 2024 году.

Если на этапе новаторов и ранних последователей тренд еще не устоялся, и на новом рынке не так много денег, то сейчас открылось окно возможностей. Общество (большинство пользователей) принимает технологию, а на рынке растет объем капиталовложений — самое время запускать своих чат-ботов.

Увеличение доли рынка новой технологии (желтая линия) по мере ее принятия группами пользователей (синяя линия).
Увеличение доли рынка новой технологии (желтая линия) по мере ее принятия группами пользователей (синяя линия).

Боты напрямую связаны с технологиями, которые могут «изменить мир». Исследовательская компания Gartner сообщила о 12 трендах, которые в ближайшие 3-5 лет окажут существенное влияние на технологии и бизнес. Например, гиперавтоматизация — быстрая идентификация, проверка и автоматизация IT и бизнес-процессов. Боты — один из инструментов автоматизации.

Также по их данным, к 2025 году 80% организаций по обслуживанию клиентов откажутся от нативных мобильных приложений в пользу обмена сообщениями для повышения качества обслуживания клиентов, а службы поддержки станут центрами прибыли.

С одной стороны, использование чат-ботов снижает издержки: можно масштабировать компанию, сохраняя количество сотрудников. С другой стороны, клиенты не любят ждать, будь то консультация или оплата. 33% потребителей предпочитают покупки без продавца, а среди миллениалов это число возрастает до 44%. Две трети клиентов называют долгое ожидание причиной разочарования в продукте.

Мы думаем, что популярность чат-ботов обусловлена также тем, что смартфоны всегда под рукой, мессенджерами пользуемся каждый день, а функционал ботов постоянно расширяется. Поэтому тренд сохранится надолго.

* Продукты Меты запрещены в РФ.

** По состоянию на 23.05.2022.

77
7 комментариев

Ни разу , вообще никогда, не видел в РФ нормального бота, который мог что то сделать или помочь везде всё убогое и кривое, чтобы там кто не придумал всё будет упираться в изначальную проблему того что глубоко насрать на конечного пользователя, а боты это просто способ сэкономить, а не сделать удобнее и проще за счёт автоматизации. Хотя казалось бы.

2

Похоже что Вы провели подробное исследование рынка, разобрались в сферах применения, опросили реальных пользователей и подтвердили свои гипотезы статистикой.

3

согласен. Автор, можно примеры MVP чат-ботов?

Сейчас за ботов бьют в морду, чат бот сразу убивает интерес клиентов

Смотря для чего и как использовать 🤷‍♂️

1